Пятница, 23.08.2019, 14:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Организация деятельности службы МСЭ (Приоритетные направления подготовки экспертов МСЭ)
Организация деятельности службы МСЭ
astra71Дата: Воскресенье, 24.08.2014, 15:52 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 21128
Репутация: 371
Статус: Offline
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Л.H. Чикинова
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, г. Москва


Ключевые слова: профессиональная подготовка; повышение квалификации; стажировка; аспирантура; ординатура; государственная программа; образовательные технологии.

Резюме. В статье показана деятельность ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по повышению квалификации специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы за период 2011 - 2013гг. Обозначены приоритетные направления профессиональной подготовки указанных специалистов в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015гг. Представлена работа Федерального Бюро МСЭ по повышению квалификации как на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, так и на выездных циклах в субъекты Российской Федерации, по обучению молодых специапистов в аспирантуре и клинической ординатуре.
Отмечена деятельность ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по международному сотрудничеству в области профессиональной подготовки специапистов по актуальным проблемам инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

На современном этапе в условиях системных преобразований социальной сферы и оптимизации деятельности службы медико-социальной экспертизы большое внимание уделяется уровню профессиональных знаний специалистов как инструментарию для решения приоритетных задач.

Методологические аспекты профессиональной подготовки специалистов учреждений МСЭ и реабилитации инвалидов базируются, прежде всего, на результатах научных исследований по проблемам, связанным с современной концепцией инвалидности, инновационными подходами к медико-социальной экспертизе с учетом МКФ, современными технологиями реабилитации инвалидов, новыми организационными и информационными технологиями, рекомендуемыми для внедрения в практику медико-социальной экспертизы.
За последние годы обучение специалистов федеральных государственных учреждений МСЭ осуществлялось в рамках государственной программы Российской Федерации и проводилось на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в виде циклов тематического усовершенствования, а также в форме стажировки на рабочем месте, в аспирантуре, ординатуре и на выездных циклах в субъекты Российской Федерации.

Деятельность федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по повышению квалификации специалистов, подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре, кадров высшей квалификации в ординатуре осуществлялась согласно лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.10.2012г.

Приоритетным направлением образовательной деятельности в период с 2011 по 2014гг. являлось повышение квалификации специалистов учреждений медико-социальной экспертизы по теме: «Организационно-правовые и методические основы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом основных положений МКФ» в рамках государственной про-граммы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015гг.

Специалистам учреждений медико-социальной экспертизы на этих циклах была представлена новая информация по методологическим основам Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья; современным подходам к медико-социальной экспертизе с учетом основных положений МКФ; качественным и количественным оценочным характеристикам ограничений категорий жизнедеятельности; принципам при-менения оценки в баллах степени выраженности тяжести заболеваний, последствий травм и дефектов, приводящих к ограничениям жизнедея-тельности; современным подходам к медико-социальной реабилитации в соответствии с МКФ и Конвенцией о правах инвалидов.

Во все образовательные программы были включены новые положения нормативно-методических документов, современные технологии деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и новые методические подходы к определению ограничений жизнедеятельности при основных инвалидизирующих заболеваниях с учетом МКФ.

Для оптимизации образовательного процесса широко использовались технические средства обучения, консультирование при помощи элек-тронной почты, проводились проблемные лекции, лекции - дискуссии, круглые столы, все слушатели обеспечивались необходимыми учебно-методическими материалами.

В рамках указанной государственной про-граммы ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России за период 2011 - 2013гг. проведено обучение более 3,5 тыс. специалистов с нарастающим итогом:
в 2011г. - 335 человек, в 2012г. - 710, в 2013г. - 2550 специалистов.
Обучение специалистов учреждений медико-социальной экспертизы проводилось в 2011г. в 3 пилотных территориях и 4 субъектах РФ, в
2012г. - в 13 административных территориях, в
2013г. - в 55 субъектах Российской Федерации.

В текущем году планируется продолжение циклов повышения квалификации специалистов учреждений МСЭ в рамках госпрограммы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015гг.

К одному из основных направлений обучения в 2014г. относится: «Психология, этика и деонтология в системе медико-социальной экспертизы». Этот цикл позволит слушателям получить теоретические знания и практические навыки по современным методологическим подходам к вопросам этики, деонтологии и конфликтологии в системе медико-социальной экспертизы; психологическим факторам возникновения конфликтных ситуаций в процессе освидетельствования граждан; психологическим технологиям и практическим приемам профилактики и разрешения типичных конфликтов в экспертной практике, что будет способствовать повышению качества государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Другим не менее значимым образовательным проектом, запланированным на 2014г. в рамках госпрограммы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015гг., является новый проект - обучение специалистов учреждений МСЭ организационно-правовым и методическим основам медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и их обеспечения TCP.

На этих циклах особое внимание будет уделено практике применения новых норматив-ных документов в указанной области, правильной трактовке клинико-диагностических и экспертно-реабилитационных данных при определении показаний к обеспечению инвалидов TCP, будут представлены новейшие TCP, выпускаемые предприятиями отечественной про-мышленности с презентацией их фирмами-производителями.

Обучение специалистов учреждений МСЭ по этой проблематике будет способствовать оптимальному назначению TCP инвалидам, повышению эффективности их реабилитации и наиболее полной социальной интеграции.

В текущем году в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015гг. планируется также проведение циклов повышения квалификации специалистов учреждений медико-социальной экспертизы по теме «Использование специализированного диагностического оборудования (аудио- и импедансометрия) в практике медико-социальной экспертизы», на которых слушатели приобретут знания по анатомии и патологии слухового аппарата, методам объективизации нарушений слуха, практические навыки по использованию данных аудио- и импедансометрии в практике медико-социальной экспертизы для объективизации степени нарушений слуха.

Наряду с новыми образовательными программами в этом году будет продолжено повы-шение квалификации специалистов учреждений медико-социальной экспертизы с высшим и средним профессиональным образованием в рамках указанной госпрограммы РФ по теме: «Организационно-правовые и методические основы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвали-дов с учетом основных положений МКФ».

Результаты проведенного мониторинга потребности в обучении специалистов учреждений МСЭ по данной тематике показали, что в профессиональной переподготовке и повышении квалификации нуждается 2750 специалистов с высшим образованием и более 300 специалистов со средним профессиональным образованием.

В соответствии с календарным планом про-фессиональной подготовки специалистов учреждений МСЭ, реабилитации инвалидов и социальной защиты населения в 2011 - 2013 гг. на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России было проведено 24 цикла повышения квалификации по актуальным проблемам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; по клинико-функциональным аспектам МСЭ при основных инвалидизирующих классах болезней, в рамках которых обучено 536 специалистов различного профиля: врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации.

На выездных циклах повышения квалификации в административные территории РФ за 3 года обучено свыше 1100 человек.
Оценка профессиональных знаний специалистов учреждений МСЭ осуществлялась при проведении сертификационного экзамена, а также при их аттестации.
Всего за период 2011 - 2013гг. Аттестационной комиссией по аттестации специалистов с медицинским и психологическим образованием при ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России аттестовано 1209 человек с высшим образованием.

Согласно лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на право ведения образовательной деятельности ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России осуществляет подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре на основе программ послевузовского профессионального образования по 12 научным специальностям: эндокринология, внутренние болезни, кардиология, психиатрия, глазные болезни, нервные болезни, онкология, травматоло-гия и ортопедия, хирургия, общественное здоровье и здравоохранение, медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация, медицинская психология. В текущем году в аспирантуре обучается 10 молодых ученых.

Наряду с обучением в аспирантуре осуществляется также подготовка кадров в ординатуре по 10 медицинским специальностям: медико-социальная экспертиза, неврология, офтальмология, педиатрия, психиатрия, терапия, травматология и ортопедия, функциональная диагностика, хирургия, эндокринология.

При ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России ус-пешно функционирует диссертационный совет Д-224.007.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальностям: 14.02.06 — медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация и 14.02.03 - общественное здоровье и здравоохранение.

Указанный диссертационный совет является единственным в России советом по научной специальности «медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация». За прошедшие 3 года на диссертационном совете защищены 41 докторская и кандидатская диссертации, из них более 70 % диссертационных работ составляют диссертации по данной специальности.

Важным направлением повышения профессионального уровня специалистов учреждений МСЭ являлось проведение научно-практических конференций и семинаров.
За 3 прошедших года было проведено 12 научно-практических конфе-ренций и семинаров.

За последнее десятилетие значительно расширилось сотрудничество ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России со странами СНГ: Республикой Казахстан, где в течение 3 лет проводились циклы повышения квалификации специалистов по проблеме медико-социальной экспертизы; Республикой Беларусь - в рамках участия в на-учно-практических конференциях, проводимых Белорусским научно-исследовательским институтом медико-социальной экспертизы и реабилитации; с Киргизской Республикой, где в 2013г. на заседании Межправительственной Российско-Киргизской комиссии по сотрудничеству ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России внесены предложения о повышении квалификации специалистов Центра медико-социальной экспертизы и осуществлении обмена научно-методической литературой.

Итак, к приоритетным направлениям образовательной деятельности ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России на ближайшую перспективу относятся:
• участие в международных обучающих проектах по проблемам инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
• внедрение в образовательный процесс современных обучающих технологий;
• проведение циклов повышения квали-фикации специалистов учреждений медико-соцальной экпертизы с участием ведущих образовательных и научно-исследовательских учреждений Росийской Академии Наук, Министерства здравоохранения РФ;
• расширение сотрудничества с органами и образовательными структурами стран СНГ по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Организация деятельности службы МСЭ (Приоритетные направления подготовки экспертов МСЭ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: