Пятница, 19.04.2024, 04:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Реабитология и реабилитация инвалидов » Положение о Центре комплексной реабилитации инвалидов
Положение о Центре комплексной реабилитации инвалидов
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 15:54 | Сообщение # 46
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА УЧЕБНИКА
(памятка для учащихся)
1. Прочтите заголовок параграфа и подумайте: какой смысл вложен в заголовок?
2. Прочтите внимательно заданный параграф и постарайтесь выделить в нем и понять новые термины.
3. Рассмотрите и постарайтесь понять относящиеся к тексту рисунки и их части.
4. Прочтите абзац по отдельности и определите, о чем говорится и что говорится в каждом абзаце.
5. Составьте план прочитанного текста (пунктами плана могут быть заглавия абзацев).
6. Составьте план прочитанного текста (пунктами плана могут быть заглавия абзацев).
6. Закройте книжку, расскажите по этому плану весь текст, постарайтесь понять и запомнить ее содержание.
7. Ответьте на все вопросы в конце параграфа или данные учителем.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 15:58 | Сообщение # 47
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Организация и проведение профессионального отбора инвалидов

ВВЕДЕНИЕ
Проблема трудоустройства инвалидов и их конкурентоспособности на рынке труда является одной из важных проблем, обусловленных переходом нашей страны к рыночной экономике. Тенденция развития рынка труда направлена в сторону уменьшения количества мест, пригодных для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, все большее число людей трудоспособного возраста становятся инвалидами не только в нашей стране, но и за рубежом вследствие экологических процессов, стрессов и т.п.
Наконец, интенсивно развивающаяся служба комплексной реабилитации инвалидов, решающая задачи их интеграции в общество, позволяет прогнозировать увеличение числа конкурентоспособных инвалидов трудоспособного возраста, возвращенных или подготовленных к профессиональной деятельности.
Одним из путей решения проблемы конкурентоспособности инвалидов на рынке труда является осуществление профотбора.

В условиях свободного рынка труда решение организационных и методических вопросов профориентации инвалидов и, в частности, такого важного раздела как профотбор, который позволяет определить возможность профессиональной деятельности по конкретной профессии, приобретает исключительную значимость.
Правильный профессиональный отбор призван гарантировать возможность и успешность обучения, безвредность и безопасность труда инвалидов, их профессиональную пригодность и конкурентоспособность па рынке труда, успешность социально-трудовой адаптации и стойкое закрепление на рабочем месте.

Под профессиональным отбором понимается специально организованный процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов соответствие психофизиологических и социально-психологических особенностей человека требованиям, предъявляемым спецификой конкретной профессиональной деятельности, а также возможность обучения тем или иным профессиям.
Принципиальное отличие профотбора от профконсультации и профподбора заключается в том, что отбор осуществляется исходя из требований конкретной профессии к возможностям человека, профконсультация и профотбор - от способностей человека к овладению разными профессиями.

При этом можно выделить два подхода к профотбору. Это так называемый профессиоцеитрическнй подход, который рассматривает человека как субъект труда, оценивая индивидуальные психологические характеристики кандидатов, из которых лишь часть получает статус профпригодных. При решении вопроса о профпригодности инвалидов недостатки этого метода очевидны, т.к. при профотборе инвалидов необходимо выявлять их потенциальные ресурсы, определение структуры и уровня которых выступает первоочередной задачей при решении вопроса о профпригодности инвалида.
Второй подход - антроноцентрнческий, основой которого является тезис о том, что у каждого человека есть набор тех или иных качеств, необходимых для выполнения того или иного вида профессиональной деятельности, т.е. особое внимание уделяется не профессии, а человеку, его индивидуальным психологическим особенностям, реальным способностям, склонностям, возможностям, мотивации.

Методологически корректное решение теоретических и практических задач профобора опирается на теорию способностей. В отечественной психологии теория способностей разрабатывалась C.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, К.К. Платоновым и др.
При профотборе всегда отражалось то или иное понимание способностей. Теоретические положения профотбора определены в работах К.М. Гуревича, Е.И. Климова, еше ранее теорией и практикой профотбора занимались С.Е Минц, А.П. Нечаев, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн.
По состоянию на сегодняшний день наибольшее количество исследований по профотбору проведению на операторские и водительские профессии, профессии, используемые в железнодорожном транспорте, в энергетической промышленности.
По отбору и рациональному распределению кадров на рабочие места в массовых профессиях исследований значительно меньше, хотя доказывают очевидность экономической и моральной эффективности отбора на массовые профессии.
Проблема профессионализации инвалидов является наименее разработанной. Однако, СПбНИИЭТИНом накоплен определенный опыт исследований в данной области. В контексте исследований по профессиональной реабилитации инвалидов этот опыт позволяет сформулировать основные принципы и подходы к профотбору инвалидов.

Деятельностный подход позволяет объединить в рамках единой теоретической концепции представления о свойствах индивидуальности и критерии успешной профессиональной деятельности.
Принцип индивидуальности предполагает выявление не только требований профессий к психофизиологическим, психологическим, функциональным особенностям инвалида, но также личностный подход при анализе требований инвалида к профессии, лежащих в основе удовлетворенности работой, достижения устойчивой профессиональной направленности и высокой производительности труда, на основе высокой мотивированности к трудовой деятельности.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 15:59 | Сообщение # 48
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Принцип комплексности предполагает психофизиологическое, психологическое, медико-функциональное обследование, а также учет социальных факторов при профотборе.
Принцип системности требует рассмотрения профотбора инвалидов как составной части общей системы профориентационных мероприятий в рамках комплексной реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной).

На наш взгляд, специфика анализа данных, полученных при обследовании инвалидов и разработка практических рекомендаций должна основываться на следующих положениях:
1. Критерии профессиональной пригодности должны быть несколько смягчены с учетом возможного восстановления или компенсации нарушенных качеств, высокого уровня мотивации, формирования индивидуального стиля деятельности.
2. Профотбор целесообразно совмещать с элементами профконсультации, с помощью которой не удовлетворяющему критериям профессиональной пригодности инвалиду даются рекомендации по овладению другими профессиями.
3. Процедура профотбора должна предполагать разработку рекомендаций в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), включающую индивидуализацию обучения, социально-психологическую адаптацию в учебном заведении и на производстве, раскрытие психофизиологических и личностных возможностей в целях переобучения, успешной реализации потенциальных возможностей и профессионального становления.

Определение профессиональной пригодности инвалида реализуется в направлениях комплексной профдиагностики с учетом медицинского, психофизиологического, психологического, педагогического и социального аспектов.
Медицинский аспект, осуществляемый в медицинских учреждениях, включает изучение болезни и клиническую характеристику инвалида:
- определение типа течения патологического процесса, его индивидуальных особенностей, клинического и трудового прогноза;
- определение компенсаторных возможностей организма;
- прогнозирование последствий возможного неблагоприятного влияния производственных факторов.

Психологический и психофизиологический аспекты, которые могут быть реализованы в учреждениях профессионального образования при профотборе на профессиональное обучение и на специализированных предприятиях при профотборе для трудоустройства, включают определение таких ПВК, как:
- уровень развития базовых психических функций;
- индивидуальных свойств личности;
- профессиональных интересов, склонностей, трудовой мотивации.

Педагогический аспект учитывает возможность обучения по конкретной профессии.

Социальный аспект включает учет пола, возраста, семейного положения, жилищно-бытовых условий, профессионального пути, профессиографических характеристик доступных видов труда.
Инструментом профотбора в учебных заведениях профессионального образования являются в основном методы профессиональной психодиагностики, поэтому рассмотрим в данных рекомендациях более подробно именно этот аспект.

Принципами организации профессионального психодиагностического исследования являются следующие:
1. Практическая индивидуальная направленность. Основная процедура психодиагностики - индивидуальное обследование.
2. Системное описание объекта обследования. Недостаточно описания одного признака или свойства, даже наиболее профессионально важного, необходимо описание объекта в целом.
3. Комплексное применение методов обследования.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:00 | Сообщение # 49
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРИ ПРОФОТБОРЕ ИНВАЛИДОВ

1.1. Психологические показатели профессионально важных качеств инвалидов

Возможность прогнозирования поведения и деятельности человека основана на представлении о его устойчивых свойствах, качествах, чертах личности. Профессиональная пригодность не является врожденным свойством, она формируется на основе задатков. Изменяясь в ходе индивидуального развития, задатки образуют комплекс профессионально важных качеств (ПВК), на которые приходится основная нагрузка в процессе деятельности. Из этого следует, что оценка уровня развития ПВК должна осуществляться с учетом динамики индивидуального психического развития и его актуального состояния.

Психологический аспект в обосновании прогноза к труду является одним из центральных в силу того, что, во-первых, профессиональный труд предъявляет высокие требования к состоянию психических функций, психологической сфере в целом, так как именно на них ложится основная нагрузка в процессе деятельности; во-вторых, именно психологические механизмы обеспечивают ориентацию человека на деятельность, определяют ее успешность или неуспешность; в-третьих, профессиональная деятельность повышает риск психологических срывов, которые, в свою очередь, могут усиливать патологические процессы на соматическом уровне.

Разработка психологических показателей ПВК инвалидов учитывает, что трудовой прогноз определяется такими индивидуальными особенностями психологического статуса инвалида, психическими функциями и свойствами его личности, которые в наибольшей степени отвечают требованиям той или иной профессии и обеспечивают приспособление к ней. Исходя из этого комплекс психологических показателей ПВК инвалидов можно представить тремя блоками:
1 блок - патопсихологические показатели;
2 блок - психологические особенности личности;
3 блок-социально-психологические показатели, актуальные в целях профотбора.

Качественный и количественный анализ этих показателей позволяет получить систему психологических параметров, которые наиболее полно характеризуют профессиональные психологические возможности инвалидов.

Патопсихологические показатели.
Оценка патопсихологических показателей осуществляется в соответствующих степенях: незначительные, умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения.
1. Нарушения интеллектуально-мнестическнх функций:
- объем кратковременной памяти;
- функции активного внимания (распределение, переюночаемость, устойчивость);
- эффективность мыслительных операций (обобщение, абстрагирование, анализ и т.д.);
- динамика психической деятельности (темп, истощаемость - в плане их соответствия требованиям профессиональной деятельности).

2. Нарушения эмоционально-волевой сферы:
- наличие и выраженность уровня тревоги, свидетельствующего о степени фрустрации значимых потребностей (аффилактивных, самореализации и др.);
- эмоциональная неустойчивость, которая может иметь как психогенную, так и органическую причину.

3. Неврозоподобные нарушения:
- ипохондрическая симптоматика;
- истерическая симптоматика;
- астеническая симптоматика;
- депрессивная симптоматика;
- обсессивная симптоматика.

4. Психопатоподобные нарушения на уровне личности (заострение черт, акцентуации, психопатии).

Наличие патопсихологических признаков значительно снижает профессиональные возможности инвалидов. При этом нарастание выраженности соответствующей симптоматики прямо связано с увеличением частоты неблагоприятного прогноза относительно профессионального самоопределения и трудоустройства.
Наиболее явно это прослеживается в случаях неврозоподобных (особенно при доминировании депрессивных и ипохондрических тенденций) и психопатоподобных расстройств, а также в случаях, относительно выраженных нарушений психических процессов.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:01 | Сообщение # 50
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Психологические особенности личности.
1. Адекватность самооценки (уровень притязаний):
- значительно завышена, умеренно завышена, адекватная, умеренно занижена, значительно занижена.
2. Уровень самоконтроля (сфера реализации самоконтроля и степепь его выраженности):
- самоконтроль за эмоциональным состоянием (завышен, занижен, адекватен);
- самоконтроль за поведением (завышен-отсутствие спонтанности, зажатость; занижен - излишняя раскрепощенность; адекватен ситуации).
3. Интересы и направленность личности:
- сформированносгь интересов (сформированы, частично сформированы, не сформированы);
- устойчивость направленности (устойчивая, недостаточно устойчивая, неустойчивая);
- адекватность интересов сфере профессиональной деятельности (полное соответствие, частичное соответствие, несоответствие).
4. Ценностные ориентации:
- утилитарно-прагматические ценности;
- доминирование ценностей престижа (социальный статус);
- доминирование духовных (познавательных, созидательных, творческих) ценностей;
- гармоническое соотношение ценностей.
5. Профессиональная информированность (объем знаний о характере различных видов профессиональной деятельности - условия труда, содержание труда, профессионально важные качества):
- крайне ограничена;
- умеренно ограничена;
- поверхностна;
- чрезмерно широка;
- адекватна.
6. Мотивация профвыбора (степень выраженности и направленность):
- общая мотивация к трудовой деятельности;
- мотивация к обучению или переобучению по новой специальности;
- мотивация к овладению навыками в какой-либо конкретной деятельности.

Прогностическое значение этих показателей обусловлено возможностью оценки степени активности жизненной позиции инвалида, его отношения к профессиональной реабилитации и к дальнейшему трудоустройству.

Социально-психологические показатели.
1. Согласованность профвыбора с ближайшим окружением (показатель особенно важен для инвалидов, так как их жизнедеятельность во многом зависит от ближайшего окружения):
- согласованность полная;
- согласованность частичная;
- несогласованность.
2. Ориентация при профвыборе на конкретные региональные социально-экономические условия и конъюнктуру рынка труда:
- есть; частичная; нет.
3. Опыт межличностного взаимодействия в различных системах профессиональных отношений:
- позитивный, обширный;
- позитивный, локальный;
- негативный, локальный,
- негативный обширный;
- отсутствует.
4. Профпланы:
- адекватные, осознанные, устойчивые;
- адекватные, неустойчивые;
- прожектерские, нереалистические;
- не сформированы.

Необходимо отметить, что социально-психологические показатели позволяют обозначить и оценить те социально-психологические механизмы, которые способствуют успешному осуществлению профессиональною отбора.
Таким образом, наибольшее прогностическое значение имеют показатели патопсихологического блока, которые определяют благоприятный трудовой прогноз.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:02 | Сообщение # 51
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Прогностическое значение показателей психологического (личностного) и социально-психологического блоков в большей степени вероятностное, но тем не менее эти показатели имеют большую дифференцированность в том отношении, что они ориентированы на прогнозирование доступности конкретных видов и условий профессиональной деятельности.

1.2. Методики психодиагностик и профессионально важных качеств инвалидов
Выявление ПВК осуществляется с помощью комплексного психологического обследования, включающего диагностику интеллектуально-мнестических функций, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности и профессиональных склонностей и способностей. Специфика работы по решению задач психодиагностического обследования инвалидов в целях профотбора требует разработки специального банка методик с учетом особенностей обследуемого контингента.
Кроме использования традиционных методов обследования - наблюдения, беседы, «ручного» тестирования, анализа продуктов деятельности, в настоящее время широко используется компьютерная диагностика.
Компьютеризация методов психодиагностки позволяет автоматизировать трудоемкую ооработку результатов «ручного» тестирования, ПО
и имеет по сравнению с ним целый ряд преимуществ, которые позволяют:
- стандартно предъявлять задания, независимо от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзятости как психолога- эксперта, так и обследуемого инвалида;
- быстро получить диагностические результаты тестирования, что в ряде случаев особенно важно;
- фиксировать большое количество дополнительной информации (ответы, количество и типы допускаемых ошибок, число обращений испытуемого к инструкции и др.);
- обеспечить конфиденциальность автоматизированного тестирования, что дает возможность испытуемому быть более откровенным и естественным в ходе обследования;
- использовать мощный математический аппарат при обработке и обобщении полученных данных.

Программа компьютерного тестирования может включать в себя:
- оценку интеллектуально-мнестических функций;
- изучение эмоционального статуса;
- оценку личностных особенностей;
- выявление профессиональных склонностей и интересов;
- оценку выраженности локальных качеств личности, являющихся профессионально важными в каждом конкретном случае.
Обязательной компонентой тестирования является оценка интеллектуально-мнестических качеств обследуемых.

Практика показывает, что при экспресс-тестировании оптимальным является использование теста Равена (черно-белые матрицы).
Тест можно применять не только для оценки невербальною интеллекта, но и для сопоставления с рядом характеристик других общепринятых методик (например, Кегелла).
При необходимости более детальной оценки структуры интеллекта, используют тесты Амтхауэра или Векслера, однако это не является обязательным элементом экспресс-диагностики и часто решение задач профотбора возможно и без такого обследования.
В случае работы с подростками с задержкой психического развития (ЗПР) углубленное исследование структуры интеллекта необходимо для уточнения диагноза (в частности, дифференциальной диагностики олигофрении и ЗПР), однако следует обеспечить отсутствие психотравмирующего восприятия такого обследования самим инвалидом (у страдающих олигофренией и ЗПР часто встречается именно негативное отношение к тестам «на интеллект»).

Изменения отношения к исследованию интеллекта может быть обеспечено в ходе психокоррекционной работы. После создания требуемой мотивации к обследованию такое тестирование дает более адекватные результаты и может оказаться полезным при решении задач профориентации и профотбора. При соблюдении этих условий и при необходимости более точной оценки структуры интеллекта из современных версий тестов, позволяющих оценить IQ, наиболее приемлемой для практического использования является компьютерная версия теста Амтхауэра, содержащая наряду с данными по каждому из 9 субтестов дополнительную профориентационную информацию для 47 профессий.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:04 | Сообщение # 52
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Изучение эмоционального статуса обследуемого.

Чаше всего используются тесты Люшера.
В более сложных случаях хорошо зарекомендовал себя разработанный Г.В. Костюшевым и А.Ю. Ласточкиным (1992) компьютерный вариант теста Люшера в модификации Джойса (так называемый полноцветный вариант на 72 цвета). При этом интерпретация данной версии соответствует стандартному 8-цветному варианту.

Оценка личностных характерологических особенностей.
Наиболее популярной методикой для выявления общих особенностей характера является тест Кегелла. Его компьютерная версия позволяет проводить тестирование как по форме А (187 вопросов), гак и по форме С (105 вопросов). При работе с инвалидами чаше используется форма С. Дополнительную информацию о типе поведения в межличностных отношениях дает методика Лири-Лефоржа-Сазека. Выявление акцептуаций характера чаше всего проводится с использованием теста Леонгарда - Шмишека.
При необходимости более углубленной диагностики исследования можно использовать разработанную в НИИ им. В.М. Бехтерева компьютерную версию методики А.Е. Личко (ПДО). Определенную пользу может принести и общая типологическая характеристика личности, являющаяся одним из результатов теста Сонди, однако более ценными являются клинические шкалы этого теста, используемые для оценки риска проявления различных психических нарушений. Ряд личностных особенностей выявляют профориентационные методики и тесты по оценке выраженности локальных качеств личности.

Профориентационные тесты: оценка выраженности локальных качеств личности.
Из профориентационных тестов лучше всего зарекомендовал себя тест Голланда, что не исключает, естественно, применения ряда других профориентационных методик («карта интересов», ДДО, тест А.Ф. Потемкиной на выявление социально-психологических ориентаций личности в мотивационно-потребностной сфере) и отдельных тестов на выявление тех из локальных качеств личности, которые могут интересовать психолога при решении вопроса о профотборе на конкретную профессию.

В частности, могут быть использованы компьютерные версии методик Томаса (тип поведения в конфликтных ситуациях), Рейдаса (степень уверенности в себе), Айзенка (определение темперамента и соответствующих личностных характеристик), Басса-Дарки (определение степени выраженности враждебности и агрессивности), разработанная Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом адаптация шкалы локус контроля Дж. Роттера (УСК).
Некоторые методики позволяют выявить непосредственно ПВК, типичны для тех или иных профессий. В числе наиболее важны ПВК для профессий, связанных с использованием компьютерной техники, оказывается наличие высокого объема сосредоточенного внимания, а также развитой способности к переключаемости внимания. Поэтому среди тестовых методик изучения ПВК персонала системы «человек-машина-знаковая система» чаще всего используются такие тесты как таблицы Шульте и специальные методики по исследованию объема внимания.

Изучение профиля личности.
При углубленном обследовании чаще всего в этих целях используют основные шкалы теста MMPI. Однако выше уже говорилось, что при экспресс-тестировании целесообразно совместно использовать тесты «Мини-мульт» и Сонди. Это позволяет оценить некоторые патопсихологические показатели. Кроме того, данные о профиле личности позволяют намного более ответственно подойти к вопросам профпригодности.
Можно считать, что решение реальных задач профотбора способствовало оптимизации комплекса тестов, используемых для экспресс-диагностики (в частности, была проведена модернизация программных версий известных методик Сонди и Шульте-Горбова, апробирована методики «Мини-мульт») и практическому решению вопроса о необходимости достижения индивидуальной валидности результатов тестирования.
Многие методы экспресс-диагностики обеспечивают ее не всегда.
При профотборе молодых инвалидов важно предусматривать использование нескольких взаимодополняющих друг друга тестов.
В специальной литературе этот вопрос освещен недостаточно.
Между тем, такие методики как MMPI (обладающие достаточно высокой индивидуальной валидностью) часто сложно использовать из-за утомляемости обследуемых инвалидов.

Практически удобно применять 2-3 теста, позволяющие получить аналогичные результаты «по частям».
Например, в СПбНИИЭТИНе накоплен опыт по применению методик Леонгарда-Шмишека, Кеттела (форма С) и Лири-Лефоржа-Сазека в тех же целях, в которых обычно применяют тест MMPI. Этот опыт в данном случае также применим, однако может быть использован еще более простой набор экспресс-методик для психодиагностики, состоящий из тестов «Мини-мульт» (71 вопрос, имеются шкалы лжи, достоверности и коррекции, а также стандартные шкалы «профиля личности» полностью совпадающие со шкалами MMPI) и Сонди (модификация с клиническими шкалами).
Это касается особенно в отношении профдиагностики подростков-инвалидов с задержкой психическою развития, ориентированными на профессии, не требующие работы в коллективе.

Результаты психодиагностического обследования позволяют сделать заключение об актуальном состоянии психологического статуса инвалида в соответствии с системой психологических показателей ПВК. Полученный психологический профиль ПВК в дальнейшем используется для обоснования прогноза профпригодности инвалида к овладению той или иной профессиональной деятельностью. Для этого ПВК ранжируются по степени их значимости для профессиональной успешности на основе сопоставления профиля ПВК с психологическими характеристиками профессий.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:10 | Сообщение # 53
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФОТБОРА

Одной из основных задач профотбора является обоснование благоприятного прогноза профпригодности, под которой понимается соответствие профессиональных возможностей человека требованиям профессии. Это соответствие устанавливается между ПВК человека и теми требованиями профессиональной деятельности, которые вытекают их объективных характеристик профессий. Психологический аспект этих требований является одним из центральных.
Объективные психологические характеристики профессий учитываются в системе психологических модулей профессий, разработанной в НИИ профтехобразования для профотбора молодежи на рабочие профессии.
В CПбПИИЭТИНе на основе теоретических и экспериментальных исследований система психологических модулей профессий адаптирована с учетом специфики контингента и в отношении профессий, наиболее актуальных для профобучения и последующего трудоустройства молодых инвалидов.
В основе данного подхода лежит положение о том, что профессиональные требования к психологическим функциям и свойствам личности вытекают из объективных характеристик профессий.
Сравнение профессий по отдельным структурным компонентам позволяет выделить общие для них типовые элементы, каждому из которых соответствует определенное психологическое требование к человеку. Такое сочетание типового элемента деятельности и соответствующего ему психологического показателя является психологическим модулем профессии.

Таким образом, каждую профессию можно представить как конструкцию, составленную из отдельных психологических модулей.
Типовые элементы деятельности, составляющие основу психологических модулей профессий, относятся к различным характеристикам профессиональной деятельности: предмету, орудиям, целям, условиям труда, отдельным операциям. Каждая профессия состоит из нескольких модулей, поэтому психологическая характеристика профессии определяется суммой психологических модулей, относящихся к ней.
Использование психологических модулей профессий дает возможность наиболее тщательного и целостного сопоставления психологических требований профессий (психологического профиля профессии) и соответствующих возможностей человека (профиля имеющихся ПВК). Сопоставление двух типов профилей - профессии и человека - позволяет определить их соответствие.

Следует отметить такой важный аспект модульного подхода при профотборе, который связан с разработкой программ профобучения: четко сформулированные психологические модули профессий позволяют разрабатывать программы обучения не только в соответствии с требуемыми профессиональными знаниями и умениями, но и в соответствии с психологическими профилями профессий.

В приложении 1 представлены психологические модули профессий, наиболее актуальных для профобучения и трудоустройства инвалидов.
Модули распределены по группам, относящимся к разным сторонам профессиональной деятельности, а именно - к предмету, орудиям, целям, условиям труда и основным операциям. Каждый модуль описан с двух позиций: типовых элементов деятельности и соответствующих им психологических требований. Приводятся примеры профессий, для которых данный модуль является ведущим.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:13 | Сообщение # 54
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОТБОРА ИНВАЛИДОВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В качестве примера организации профотбора инвалидов в специализированных учебных заведениях профессионального образования рассмотрим системы профотбора в Санкт-Петербургском Профессионально-реабилитационном центре и в Санкт-Петербургском Учебном комплексе для инвалидов, показавшие на практике высокую эффективность.

Для достижения конечной цели профессиональной реабилитации при профотборе инвалидов для профессионального обучения в Санкт-Петербургском Профессионально-реабилитационном центре (ПРЦ) решается целый комплекс задач:
1. Осуществление профессионального консультирования инвалидов;
2. Осуществление профессионального отбора инвалидов, а именно, объективного и качественного выявления психофизиологических и личностных качеств, определения базовых профессиональных знаний, умений, навыков и способностей к обучению;
3. Составление прогноза обучения;
4. Проведение профподбора для инвалидов;
5. Составление индивидуального плана реабилитации;
6. Проведение комплекса мероприятий по повышению общеобразовательного уровня абитуриента и адаптации его к процессу профессионального обучения;
7. Составление прогноза на трудоустройство;
8. Профподбор и профконсультирование для инвалидов не прошедших профотбор.

Анализ существующей в настоящее время практики профотбора показывает, что он осуществляется в нескольких основных вариантах:
- отсев непригодных для данной профессии;
- отсев лиц, подготовка которых требует неоправданно больших затрат времени и средств;
- отбор лиц, наиболее способных к определенному виду профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность (степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии) устанавливается определением имеющихся у оптанта ПВК, которые ранжируются по степени их значимости для профессиональной успешности. Решение вопроса о профпригодности инвалида должно учитывать критерии годности его к той или иной специальности, а именно:
- профпригоден - после обучения может освоиться на рабочем месте, выполняя все требования, имеет возможность профессионального роста, конкурентоспособен на рынке труда;
- годен - может выполнять работу, не показывая высоких профессиональных результатов;
- условно годен - может выполнять строго определенный перечень операций;
- профнепригоден к данному виду деятельности.

Система профотбора и профпробы в ПРЦ организационно базируется на 3-х основных блоках:
- приемная комиссия, решающая задачу приема и оформления сопроводительных документов;
- собственно профотбор, включающий мероприятий по определению профпригодности,
- реабилитационно-подготовительные курсы (РПК), выполняющие роль подготовки и адаптации к учебному процессу.

Схема профотбора реализуется как единый и комплексный подход, формирующий заключение о профессиональной пригодности абитуриента, основанное на выводах специалистов отдела профотоора и профпробы: психологов, мастеров профотбора и профпробы, социального педагога, врача. Но итогам профотбора абитуриент получает рекомендацию на обучение по выбранной специальности или на реабилитационно-подготовительные курсы, в случае профнепригодности по выбранной им специальности он может быть переориентирован на основании полученных данных на другие профессии, представленные в ПРЦ или других учебных заведениях.

В 19% году, в начале деятельности Центра, абитуриент проходил только собеседование с психологом при подаче документов. Но данных для определения профпригодности было недостаточно. В связи с этим в 1997 году в Центре в рамках деятельности приемной комиссии было образовано подразделение профотбора. Стали применятся методики профконсультации, психологического обследования и трудовое испытание. Проведенная работа дала основание для дальнейшего развития системы профотбора в ПРЦ.
Малая продолжительность мероприятий по профотбору давала результаты, недостаточные для комплексной оценки возможностей абитуриента.

Не всегда в достаточной мере фиксировались изменения психического и физического состояния, вскрывались индивидуальные и коммуникативные проблемы, свойственные людям с ограниченными возможностями. Анализ деятельности отдела профотбора и профпробы показывает, что количество проблемных абитуриентов из года в год увеличивается, в связи с чем возрастает потребность в существовании четкой методики способной с одной стороны обследовать достаточно большое количество человек, а с другой - провести наиболее полный анализ возможностей инвалида к профессиональному обучению, основанный на объективных данных.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:14 | Сообщение # 55
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Разработанная в ПРЦ система мероприятий по профотбору опирается на исследования и опыт работы специалистов по профессиональной реабилитации: Н.А. Горбуновой, Э.А. Дворкина, А.А. Дыскина, И.Я. Киселева, Е.А. Климова, М.М. Косичкина, А.И. Осадчик, Е.М. Старобинова, И.К. Сырникова, В.П. Шестакова и других, а также опыт немецких коллег.

Новая схема профотбора действует в ПРЦ с февраля 1999 года.
Эта 2-х недельная модель мероприятий решает целый ряд задач: профконсультирование, профотбор, профподбор, подготовка и адаптация к учебному процессу, составление прогноза на обучение и трудоустройство. С внедрением этой схемы существенно расширился перечень используемых методик, введена помимо индивидуальной групповая работа, повысилось значение результатов практических проб, благодаря чему повышается качество прогноза обучения и дальнейшего трудоустройства.

2-х недельная модель мероприятий по профотбору включает в себя:
I. Первичное собеседование и прием документов.
II. Медицинское обследование.
III. Социальная диагностика.
IV. Базовый этап.
V. Профессиональный этап.
VI. Собеседование по пройденным этапам.
VII. Итоговое заключение.

Мероприятия по профотбору проводятся в специально подготовленном помещении, индивидуально и группами до 16 человек, в комфортной обстановке и доброжелательной атмосфере. Это помогает оптанту чувствовать себя увереннее, раскрыть свои способности, а специалистам отдела - выявить индивидуальные особенности каждого, его склонности, способности, умения и навыки, а также помочь абитуриентам решить индивидуальные проблемы.
Для снижения вероятности возникновения стрессового состояния во время прохождения профессионального тестирования проводится психологическое сопровождение абитуриентов.

Дня создания благоприятной психологической атмосферы и уменьшения барьеров на начальных этапах общения в группе абитуриентов проводится представление преподавателей и членов группы. Для дальнейшего знакомства сотрудники отделения вместе с оптантами выполняют различные упражнения, направленные на сплочение абитуриентов.

Целью данных мероприятий является создание комфортных психологических условий для каждого, что будет способствовать хорошей адаптации к процессу прохождения мероприятий по профотбору, максимального раскрытия и применения существующих и потенциальных возможностей оптанта.
Кроме того, в случае возникновения у абитуриента каких-либо трудностей в профессиональной или в социально-психологической сферах, он может обратиться за помощью и поддержкой к сотрудникам отдела. Это создает предпосылки для преодоления скованности в общении, а также страхов перед неразрешимостью своих проблем и трудностей, связанных с тестированием.

Таким образом, благодаря психологическому сопровождению происходит самораскрытие, самовыражение оптанта, выявление его потенциальных возможностей и способностей, социальная и психологическая адаптация к мероприятиям профотбора, что способствует успешному прохождению тестирования, адекватной оценке собственных возможностей, сознательному профессиональному выбору, эффективности дальнейшего обучения и становлению квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:15 | Сообщение # 56
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Весь комплекс мероприятий по профотбору направлен на выявление имеющихся у оптанта ПВК, потенциальных возможностей, компенсаторных механизмов, знаний, умений и навыков.

I. На этапе первичного собеседования решаются вопросы организационного характера, выясняется и определяется необходимый объем и ход проведения мероприятий по профориентации. По результатам данного этапа выявляется возможность прохождения инвалидов профессионального тестирования в Центре, либо ему рекомендуются другие учебные заведения.

II. Медицинское обследование включает в себя изучение медицинских документов и медосмотр с целыо выявления противопоказаний для обучения в Центре по выбранной специальности. Врач отслеживает динамику изменения состояния здоровья абитуриента в ходе тестирования для определения способности переносить нагрузки, связанные с учебным процессом, а также осуществляет медицинское сопровождение абитуриентов в процессе профотбора.

III. Социальная диагностиика включает беседу социальною педагога с абитуриентом с целью изучения социального статуса поступающего, его жизненного и профессионального пути, особенностей социального окружения и условий жизни, уровня его социальной адаптации, мотивации к обучению и трудоустройству. Полученные данные фиксируются в социальной анкете. Социальный педагог определяет меры педагогического и социального характера, необходимые для успешного достижения целей профессиональной реабилитации.

IV. Базовый этап включает профориентационное, психологическое и первый этап профессионального тестирования.

Профориентационное тестирование включает в себя ряд этапов:
1. На начальном этапе проводится первичная профконсультация, в ходе которой выявляется информированность инвалида о существующих профессиях, о классификации профессий по типам и классам (но Е.А. Климову), заполняется анкета, позволяющая выяснить сферу профессиональных интересов, отношение к тому или иному объекту труда, профессиональный путь. В результате определяется необходимость расширения знаний в этой области, проводится беседа о классификации профессий. Оптанту предлагается назвать несколько профессий по каждому разделу и выбрать желаемую специальность, классифицировать ее и перечислить требования, которые предъявляет эта профессия к работнику, Затем оптанту предлагается сравнить его высказывания с данным профессиограмм.
2. Изучается профессиональная направленность личности поступающего. Ему предлагается известная методика для определения его интересов и склонностей - дифференциально-диагностический опросник (ДДО), используемый Центрами занятости. Из этого опросника извлекают сведения на преобладание интересов и склонностей абитуриента к тому или иному типу профессий.
3. Предлагается вариант методики А.Е. Голомштока, модифицированная во ВНИИ профтехобразования - «Карта интересов». Из нее выявляется преобладающая склонность инвалида к различным сферам деятельности (медицина, биология, техника и т.д., всего 24 сферы).
4. Оптанты заполняют опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда (ОПП), в результате обработки которого определяется психологический тип личности поступающего. На основании этого определяется круг профессий, которыми может наиболее успешно овладеть абитуриент.
5. В заключении проводится тест Повайши, который помогает определить склонность человека к работе в различных областях деятельности (к умственной, планово-экономической деятельности, к искусству и эстетике, к технике и производству, к работу с людьми, к подвижной деятельности).

Целью психологического тестирования является определение имеющихся ПВК, индивидуальных особенностей и свойств личности.
Выявление ПВК осуществляется с помощью комплексного психологического обследования, включающего диагностику интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей абитуриента, и проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

ПВК определяются посредством использования определенного набора тестов, а также с помощью методов наблюдения и открытого интервью. Наблюдение в деятельности позволяет получить особо важную диагностическую информацию, такую как дисциплинированность, мотивация к обучению и к избранной профессии, организаторские способности, умение работать самостоятельно и в группе, эмоционально-волевые особенности. Одной из важнейших функций наблюдения является также подтверждение данных, полученных с помощью тестовых методик.

Выявление индивидуально-психологических особенностей абитуриента также является одной из важных задач психологического тестирования. Знание этих особенностей позволяет осуществлять индивидуальный подход к оптанту как во время профессионального тестирования, так и в процессе дальнейшего обучения. Поступающие учиться в ПРЦ - это, как правило, люди с нарушением социально-психологической адаптации, что обусловлено причинами как физиологического, так и социального характера.
Индивидуальный подход позволяет абитуриентам быстрее адаптироваться к процессу обучения. На основе исследования индивидуально-психологических особенностей абитуриента даются рекомендации для специалистов службы реабилитации и преподавателей, использование которых способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала и овладению выбранной специальностью.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:19 | Сообщение # 57
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
В психологическом тестировании применяется батарея тестов, в том числе:
- Исследование особенностей интеллектуальной сферы с помощью методики Р. Амтхауэра «Тест структуры интеллекта» (ТСИ), а также методики «Интеллектуальная лабильность».
- Исследование особенностей личности: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела в сочетании с тестом Мини-мульт.
- Исследование основных психических функций (корректурная проба, таблицы Шульте-Горбова, тест Мюнстерберга, метод Джекобса).

По результатам исследования проводится индивидуальное собеседование, в ходе которого сообщаются результаты психологического тестирования. Во время собеседования уточняются и дополняются данные, полученные в результате тестирования, обсуждаются встретившиеся трудности, происходит осуществление принципа обратной связи.
Психологическое тестирование завершается вынесением заключения о возможности абитуриента к обучению по выбранной им профессии.

Первый пап профессионального тестировании включает определение уровня подготовки оптанта по общеобразовательным предметам и выполнение задании, направленных на выявление имеющихся умений, навыков и склонностей к тому или иному виду деятельности.
Задачи этого этана решаются с помощью общею задания, так называемого «проекта». «Проект» - это комплекс заданий, направленных на определение имеющихся у оптанта навыков и умений в различных сферах деятельности, начиная от выполнения, элементарных операций, связанных с ручной умелостью, с постепенным усложнением до заданий, опирающихся па интеллектуальные и творческие способности.

Комплексный анализ продуктов деятельности позволяет оценить склонности оптанта к тому или иному виду деятельности, на практике подтвердить профессиональную направленность личности. В «проекте» испытуемый имеет возможность продемонстрировать свои сильные стороны, проанализировать потенциальные возможности, подтвердить правильность профессионального выбора. Проверяется общий уровень знаний, умение применять их на практике, действовать по образцу, наличие творческого элемента в работе, умение логически мыслить, пользоваться вспомогательным материалом при выполнении задания, координировать свои действия согласно заданным требованиям, достигать цели и обосновать результаты своей деятельности, и что немаловажно, реализовывать свою деятельность как индивидуально, так и в совместном труде (работа в группе).

На этом же этапе проводится определение уровня подготовки по общеобразовательным дисциплинам. Выполняются задания по математике и русскому языку.
По окончании базового этапа анализируются результаты проведенных исследований, на основе чего принимается решение о целесообразности дальнейшего тестирования по выбранной специальности, либо обсуждается возможность прохождения профессионального тестирования по другой специальности.

V. Профессиональный этап включает в себя моделирование операций профессиональной деятельности, презентации, деловые игры и выполнение заданий, направленных на определение имеющихся у оптанта ПВК. Исследования на этом этапе производятся с помощью профессиональных проб, а также известных методик, адаптированных для инвалидов. Проводятся исследования: психомоторных процессов, монотоноустойчивости, аккуратности, свойств внимания, памяти, тактильной чувствительности, дифференциальной чувствительности анализаторов, утомляемости, глазомера, пространственного воображения и др.

Для каждой из специальностей разработан определенный набор трудовых испытаний, имеющих в своей основе базовые операции и действия, которые будет необходимо выполнять в ходе дальнейшего обучения и трудовой деятельности. Под базовыми операциями понимаются наиболее простые, часто встречающиеся и имеющие наибольшую степень сложности.
Этим выявляются физические возможности для выполнения соответствующих операций, наличие специальных умений, а также возможность формирования и закрепления профессиональных навыков.

Например, для специальности «Коммерция» предлагаются следующие профессиональные пробы:
- работа с бланками документов;
- работа на компьютере;
- набор текста на пишущей машинке;
- ролевые игры;
- анализ деловых ситуаций и др.

Для специальности «Изготовление художественных изделии народных промыслов»:
- копирование рисунка;
- натюрморт;
- рисунок на свободную тему;
- создание рисунка с использованием заданных элементов;
- перенесение рисунка с помощью клетки и др.

Кроме того, проверяются специальные теоретические знания по профилирующим для конкретной специальности предметам.
Выполняются задания по физике, химии, биологии, математике и др.
Данные профессиональных проб в комплексе с проведенными ранее мероприятиями позволяют выявить профессионально важные качества.
Например, для специальности «Коммерция» таковыми являются: коммуникабельность, высокая толерантность к эмоциогенным факторам, способность к концентрации, переключения и распределению внимания, организаторские способности, наблюдательность, аналитическое мышление и др.

Для специальности «Изготовление художественных изделии народных промыслов»: дифференциальная чувствительность зрительных анализаторов, развитое пространственное воображение, глазомер и др.

Наряду с этими качествами, на наш взгляд не менее важно оценить уровень понимания заданий; количество сделанных ошибок, уточнений, перемен образа действий; темп работы; самостоятельность и умение взаимодействовать в группе; мотивацию к достижению успеха; техническую умелость; тщательность и аккуратность в работе; уровень самооценки; умение выражать свои мысли; умение переключаться с одного вида деятельности на другой; интеллектуальную лабильность и др.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:20 | Сообщение # 58
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
VI. В процессе собеседовании но пройденным этапам сообщаются и обсуждаются результаты тестирования, осуществляется принцип обратной связи. Целыо данною этапа является осознание абитуриентом своих реальных возможностей, формирование адекватной самооценки, а также обоснование профессионального выбора и оптимального пути получения профессии, что несет в себе элемент психокоррекции.

VII. Итоговое заключение.
На основании результатов профориентационного, психологического и профессионального тестирования с использованием методов
наблюдения, анализа продуктов деятельности, открытого интервью, данных медицинского и социального обследований проводится обсуждение каждого абитуриента специалистами отдела профотбора и профпробы, и принимается решение о профессиональной пригодности инвалида к тому или иному виду деятельности, о возможности профессиональной подготовки, определяется наиболее оптимальный путь профессиональной реабилитации.

Если в результате проведенных мероприятий выявлено соответствие имеющихся у оптанта ПВК требованиям профессии он признается профпригодным и получает рекомендацию на обучение. В случае недостаточного развития этих качеств и уровня подготовки по общеобразовательным и профилирующим предметам абитуриенту предлагается прохождение реабилитационно-подготовительных курсов. В ситуации признания инвалида профнепригодным к выбранной им специальности, на основе анализа выявленных у него качеств производится профподбор и переориентация его на соответствующую сферу деятельности, а также даются рекомендации по возможным формам обучения.

Преимуществами данной модели профотбора являются:
- системный и комплексный подход к решению вопроса о профессиональной приюдпосги инвалида к тому или иному виду деятельности;
- вынесение решения о профпригодности на основании заключений специалистов различных областей;
- наличие обратной связи с различных этапов профессиональной реабилитации;
- индивидуальный и дифференцированный подход к оптантам;
- использование как индивидуальной, так и групповой форм работы;
- возможность изменения продолжительности проведения тестирования в зависимости от контингента;
- работа в тесном контакте с медико-социальной экспертизой;
- возможность постоянного совершенствования данной модели исходя из требований различных профессий и профессионального обучения;
- возможность проследить динамику изменения психического, физического, эмоционального состояния абитуриента, способность переносить нагрузки;
- наличие психокоррекционного эффекта;
- создание благоприятных условий для социалыю-психологической адаптации;
- наличие медицинского, социальною и психолог ического сопровождения профотбора;
- высокая степень объективности результатов тестирования;
- возможность применения этой методики к любому контингенту испытуемых и др.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:22 | Сообщение # 59
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Данная методика апробирована в Санкт-Петербургском государственном специальном профессиональном образовательно-реабилитационном учреждении для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр» и показала хорошие практические результаты. Инвалиды, прошедшие мероприятия по данной модели профотбора и получившие рекомендацию на обучение в Центре показывают хорошие результаты в обучении, что способствует становлению квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

В качестве другого варианта организации профотбора можно привести опыт Санкт-Петербургского Учебного комплекса дня инвалидов.
В Санкт-Петербургском Учебном комплексе для инвалидов профессиональный отбор, входящий в психологический блок профориентационной работы, строится по следующим этапам:

1. Ознакомление с документацией и ее анализ (медицинская документация, характеристики, свидетельства об окончании школы, профессионально-технических училищ и других учебных заведений, рекомендации МСЭ).

2. В процессе предварительной беседы и анкетирования абитуриентов и их родителей по анкетам полученные сведения уточняются, разбираются и корректируются профессиональные планы.

3. На следующем этапе организуется беседа, психодиагностическое исследование и профпробы. В ходе беседы оцениваются общие особенности личности учащегося, его социально-психологический статус. При работе с выпускниками коррекционных и вспомогательных школ уточняется объем общеобразовательных знаний учащихся.
При проведении психодиагностического исследования используется пакет методик, позволяющих определить состояние отдельных психических функций, уровень сформированности ПВК, обеспечивающих ту или иную степень успешности усвоения определенных профессиональных умений и навыков.
Пакет методик комплектуется на каждую профессию отдельно, с учетом необходимости определения уровня обучаемости потенциального учащегося (оптанта) и особенностей профиля психограмм, построенных на основании анализа содержания профессиограмм по всем профессиям, обучение по которым производится в Учебном комплексе.
При работе с выпускниками коррекционных и вспомогательных школ наравне с другими применяются экспериментальные методики патопсихологии.
Уровень сформированности ПВК определяется также в ходе проведения профпроб на ту или иную специальность. Мастерами Учебного комплекса разработаны критерии оценки уровня сформированности ПВК при приеме на обучение по каждой специальности.

4. После проведения психодиагностического исследования и профпроб осуществляется обработка, интерпретация и анализ полученных данных.
Полученные сведения заносятся в карту профессионального отбора, которая вместе с пакетом документов оптанта предоставляется на рассмотрение приемной комиссии. При зачислении учитываются рекомендация МСЭ (которая не всегда соответствует реальным возможностям абитуриента), заключение врача Учебного комплекса, психолога и мастера производственного обучения.

На основании этих данных определяются задачи психологической реабилитации, средства и методы их реализации, которые также заносятся в индивидуальную психологическую карту учащихся.
При проведении профконсультаций выявляются молодые инвалиды, требующие индивидуальной дополнительной социально-психологической и профессиональной реабилитации. Таким учащимся даются рекомендации на посещение медико-социальных психологических центров, обучение в лечебно-трудовых мастерских.

Также для таких учащихся на базе Учебного комплекса открыто отделение индивидуальной профессиональной реабилитации, где осуществляется профобучение по индивидуальным учебным программам с организацией медицинского и социальнопсихологического сопровождения каждого реабилитанта.
Для обеспечения успешной реализации учебного процесса на основании общих психограмм на каждую специальность разрабатываются индивидуальные психограммы на каждого учащегося с указанием
качественных характеристик личностных особенностей и полуколичественных характеристик когнитивной сферы, с которыми знакомятся мастера профессионального обучения и преподаватели.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 16:27 | Сообщение # 60
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
4. ПРОФОТБОР ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ИНВАЛИДОВ

Профотбор инвалидов при трудоустройстве на предприятия и в организации на практике встречает большие затруднения. Отсутствуют единые унифицированные перечни работ, профессий и должностей, на которых может использоваться труд инвалидов, а те разрозненные перечни, которые имеются, составлены по разным методикам и не всегда удобны для проведения профотбора.

Для качественного проведения профотбора в соответствии с методикой составления перечней профессий для преимущественною замещения инвалидами первоначально должен быть проанализирован перечень профессий и должностей, имеющихся на предприятии. Из него исключаются те профессии, должности и рабочие места, где имеет место воздействие вредных условий труда, высокой физической нагрузки на работника, совокупное влияние параметров тяжести и напряженности труда, превышающие величину, регламентированную для труда 1-2 категории тяжести и напряженности.

После исключения из общего перечня профессий, абсолютно противопоказанных инвалидам, оставшиеся профессии изучаются с учетом численности рабочих мест, которые могли бы быть замещены инвалидами, престижности, размера оплаты труда, возможности профессионального роста, необходимого уровня знаний, навыков, профессионально ценных качеств, содержания, характера и условий труда, его доступности инвалидам с конкретными ограничениями жизнедеятельности [2]. Отобранные профессии и рабочие места, вносятся в список для преимущественного замещения инвалидами, который хранится в отделе кадров, а копия его направляется в службу занятости.

При использовании труда инвалидов в промышленности и сельскохозяйственном производстве, при профотборе па предприятиях и в хозяйствах целесообразно использовать метод профессиографического описания.
В профессиографическое описание входит краткое содержание выполняемой работы, характеристика основных производственных операций, связанных с технологическим процессом, перечень оборудования и инструментов, используемых на рабочем месте,описание рабочего места, характеристика условий, тяжести и напряженности труда.

Наиболее полно и подробно должны быть изложены психофизиологические условия труда (поза, наклоны, ходьба, вес однократно перемещаемого груза, общий грузооборот за смену, темп работы, длительность сосредоточенного наблюдения, напряжение зрительного анализатора, нервно-эмоциональная и интеллектуальная нагрузки, режим работы), санитарно-гигиенические условия труда (микроклимат, физические и химические факторы, действующие на работника в процессе труда).

На основе комплексной оценки приведенных показателей определяется категория тяжести работ, устанавливаются требования к профессиональной подготовке.
В профессиофамму должны быть включены сведения о форме оплаты труда и среднемесячном заработке, характеристика ПВК.
Особое значение имеет возможность оборудования рабочего места специальными техническими средствами, приспособлениями, оснасткой, позволяющими использовать его для трудоустройства инвалидов с конкретными ограничениями жизнедеятельности (поражениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухонемых, умственно отсталых).

Итоговым пунктом профессиограммы является заключение о возможности работы в профессии инвалидов с конкретными формами инвалидизирующей патологии, нарушений и ограничений жизнедеятельности.

Для улучшения качества проведения профотбора используют материалы аттестации рабочих мест, которая должна проводится администрацией предприятия не реже одного раза в пять лет согласно «Положения о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда № 12 от 14.03.97 г.».

Аттестационной комиссией составляется перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте, исходя из характеристик технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводимых замеров показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса.

Для измерения параметров опасных и вредных производственных факторов привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборатории, аттестованные на право проведения указанных измерений. При проведении замеров вредных производственных факторов руководствуются «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

В 1993 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации разработаны «Временные требования к специальным рабочим местам инвалидов» для использования в практической работе по улучшению организации и условий труда инвалидов, проведения профессионального отбора.
Этот документ содержит общие требования к условиям труда, как на специальных рабочих местах для инвалидов, так и на рабочих местах обычных предприятий, использующих труд инвалидов в ограниченных масштабах, архитектурно-строительные решения, а также, требования к самим рабочим местам инвалидов в зависимости от вида инвалидности и характера выполняемой работы.

Для более полного приспособления рабочего места к возможностям конкретного рабочего-инвалида целесообразно создавать на предприятиях постоянно действующие или временные специализированные группы, состоящие из конструкторов, технологов, организаторов труда, работников по охране труда. К работе по проектированию рабочих мест для инвалидов в обязательном порядке должны привлекаться врачи- специалисты МСЭ.

Аттестация рабочих для замещения их инвалидами должна проводиться один раз в год. Результаты аттестации и сведения о рабочих местах для инвалидов должны направляться в службу занятости для трудоустройства инвалидов.

При трудоустройстве инвалидов на специализированные предприятия важную роль приобретает профессиональное тестирование.
Профессиональное тестирование проводится в условиях максимально приближенных к реальной трудовой деятельности и основано на определении успешности выполнения производственных операций на моделируемых рабочих местах.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Реабитология и реабилитация инвалидов » Положение о Центре комплексной реабилитации инвалидов
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск: