Пятница, 29.03.2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Инструкция по заполнению ИПР » Мероприятия социальной реабилитации в ИПР
Мероприятия социальной реабилитации в ИПР
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 20:56 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
III. «Мероприятия социальной реабилитации»

Социальная реабилитация —это система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейнобытовой деятельности.

3.1. Основная цель мероприятий социальной реабилитации - перевести инвалида с зависимым существованием, у которого имеющиеся ограничения жизнедеятельности вызывают необходимость помощи других лиц при выполнении для человека данного возраста обычных действий, в категорию человека, который эти действия — самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение — выполняет самостоятельно, как правило, с помощью TCP, т.е. в категорию человека с относительно независимым существованием.

3.2. Основанием для формирования программы социальной реабилитации являются результаты проведения реабилитационноэкспертной диагностики после определения характера и степени выраженности нарушений функций и ограничений жизнедеятельности.

3.3. При обосновании мероприятий социальной реабилитации для включения в ИПР необходимо учитывать специфику ограничений жизнедеятельности инвалида, результаты социально бытовой и социально средовой диагностики и назначать только те услуги и TCP, которые необходимы для достижения основной цели реабилитации инвалида - социальной адаптации и интеграции его в общество. Передвижение, самообслуживание, ориентация, общение и иные категории жизнедеятельности становятся возможными для инвалида только в безбарьерной, т.е. доступной среде, под которой понимается физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у инвалида. Причём эта доступность среды формируется индивидуально, применительно к конкретному инвалиду, с учетом его потребностей, окружения и т.д.

Формирование этого раздела ИПР производится инвалидам, имеющим ограничения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контролировать своё поведение, в соответствии с проведенной в бюро реабилитационно-экспертной диагностикой, результаты которой отражены в акте освидетельствования.

3.4. Формирование программы социальной реабилитации и, соответственно, заполнение раздела «Мероприятия социальной реабилитации» ИПР осуществляется специалистами бюро МСЭ, с учетом реальных возможностей территориальной межведомственной системы реабилитации инвалидов, с использованием действующих нормативных актов.

3.5. Организационно-правовой основой для формирования названного раздела ИПР являются:
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 5, 9, 10, 11.1, 14, 15, 16, 17, 28);
- Федеральный закон от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 30, 52);
- Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 8, 9, 12, 31);
- Федеральный закон от 2.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 14);
- Национальный стандарт РФ «Социальные услуги инвалидам», ГОСТ Р 53059 - 2008, введенный в действие 01.01.2010 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 г. № 436 ст (п.п. 4.1.1.1.-4.1.1.3., 4.1.2.1.-4.1.2.4., 4.1.3.1 .-4.1.3.3., 4.1.4.1.-4.1.4.3., 4.1.5.3., 4.1.6.1.-4.1.6.З.);
- Национальный стандарт РФ «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация» ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002),введенный в действие 01.01.2007 г. приказом Ростехрегулирования от 11.05.2006 г. № 92-ст (далее - Классификация);
- Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» (п. 3 постановления);
- Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 г. № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»;
- Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета»;
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264) (далее - Правила);
- «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р (далее - Федеральный перечень);
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 г. № 321 «Об утверждении сроков пользования TCP, протезами и протезно- ортопедическими изделиями до их замены» (далее - Срок пользования);
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2011 г. № 823н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту» (далее - Классификация TCP в рамках Федерального перечня);
- Закон Краснодарского края от 29.12.2004 г. № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» (в редакции Закона Краснодарского края от 05.06.2008 г. № 1485-КЗ) (ст.ст. I, 2, 4-9,11-14,16,21);
- Закон Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (статьи 1, 3-8, 10, 11);
- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.05.2007 г. № 470 «Об утверждении государственного стандарта объемов социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в государственной системе социальных служб Краснодарского края» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2009 г. № 125) (п.п. 1.17, 1.18,2.10.9, 2.11,3.1,4.1,5.1-5.8.);
- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2008 г. № 93 «Об утверждении государственного стандарта объемов социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края» (п.п. 1.1., 1.2., 1.9.1 .-1.9.3., 1.11.. 2.5.,' 2.12.. 2.15.7., 3.1.-3.6., 4.1-4.1.5.).
- Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 05.04.2011 г. № 293 «Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации бесплатно за счёт средств краевого бюджета» (приложения № 1,2) (далее - Краевой перечень);
- СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», введены в действие с 01.09.2001 г. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73.
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 20:57 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4. Основные виды и содержание услуг (мероприятий) по социальной реабилитации инвалидов, включаемых в III раздел ИПР «Мероприятия социальной реабилитации»

В соответствии со ст. 9 Закона основные направления социальной реабилитации инвалидов включают в себя:
4.1. Социально-средовую реабилитацию;
4.2. Социально-педагогическую реабилитацию;
4.3. Социально-психологическую реабилитацию;
4.4. Социокультурную реабилитацию;
4.5. Социально-бытовую адаптацию;
4.6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 20:59 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.1. Социально-средовая реабилитация — система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью подбора на этой основе вида общественной или семейнообщественной деятельности.

По результатам проведенной социально-средовой диагностики в соответствии с потребностью в названную строку формы ИПР вносятся следующие услуги (мероприятия) (указываются выделенные жирным шрифтом рекомендации):
4.1.1. Обучение персональной сохранности включает овладение мерами безопасности, знаниями и навыками в таких видах деятельности, как пользование газом, электроприборами, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, пользование уличными знаками и др.

4.1.2. Обучение социальным навыкам и социальной независимости включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу,убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, в том числе «социальным такси», посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания, кредитные организации. Направлено на формирование навыков самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.).

4.1.3. Обучение пользованию техническими (тифлотехническими и сурдотехническими) средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе:
а) оптическими средствами (лупы, бинокли и телескопы, расширители поля зрения, призматические очки, электронные видеоувеличители, в т.ч. с телевизионным дисплеем, специальные устройства для чтения «говорящих книг» и др.);
б) телефонами (с текстовым вводом - выходом, с Брайлеровским текстом, громкоговорящими, головными); внутренними разговорными устройствами; телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и др.;
в) средствами связи «лицом к лицу» (наборы и шаблоны букв и символов, генераторы голоса, головные усилители индивидуального пользования и др.);
г) слуховыми средствами и средствами сигнализации (звуковой информатор «электронная сиделка», сигнализаторы звука с вибрационной, световой индикацией или с вибрационной и световой индикацией, системами подачи сигнала тревоги и др.).
Проведение указанных в п.п. 4.1.1. - 4.1.3. услуг осуществляется обучающим курсом до 35 дней по форме временного (дневного) или стационарного пребывания. Однако в соответствующей строке ИПР следует указывать срок проведения: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).

Исполнителем в соответствующей строке ИПР следует указывать:
а) обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях - «Образовательные организации»:
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания — «Государственное учреждение социального обслуживания (далее — ГУСО)»;
в) детям-инвалидам, находящимся в семье, кроме слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухонемых — «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
г) инвалидам, находящимся в семье, кроме поздно ослепших - «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные организации — ГУСО», а для инвалидов по зрению (слабовидящих и слепых - поздно ослепших) — «Краевое (территориальное) правление ВОС, реабилитационные организации ВОС».

4.1.4. Содействие в создании условий для беспрепятственного доступа к входной группе жилого дома, когда инвалид передвигается с использованием кресла-коляски или собаки-проводника, т.е. с выраженными и значительно выраженными нарушениями статодинамических функций или значительно выраженными нарушениями зрительных функций.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов возлагается на собственников зданий и сооружений (ст. 15 Закона; ст. 2, 24, 48 Градостроительного кодекса РФ; ст. 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Следовательно в соответствующей строке ИПР указывается исполнитель — собственник:
а) дом в собственности инвалида — «Сам инвалид»;
б) дом в муниципальной собственности - «Орган архитектуры и градостроительства, ЖКХ муниципального образования»;
в) в долевой собственности (многоквартирный дом) - «ТСЖ» или «Управляющая компания (УК)».
Срок проведения указывается: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).

Что же касается мероприятий, указанных в п.п. 7 и 8 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвапидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 (см. п 3.5.), с которыми обращаются инвалиды, настаивая на внесении этих мероприятий в ИПР, следует привести их редакцию. В п. 7 указано «При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации ИПР инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.пЛ а в п. 8 указано «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с ИПР (переселение с верхних этажей на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.)». Как следует из редакции этих пунктов, указанные в них мероприятия (услуги) прямой нормы не содержат, а являются отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства РФ.

Следовательно, указанные в пунктах 7 и 8 мероприятия, исходя из положений законодательства (п.п. 3 и 4.11. ГОСТ Р 52876-2007, п. 3 ГОСТ Р 52877-2007, ГОСТ Р 53059-2008, ст. 9, 11 Закона), к реабилитационным не относятся, так как их осуществление не приведет к снижению степени ограничения жизнедеятельности инвалида, и Федеральным перечнем не предусмотрены. Соответственно внесение таких (ой) рекомендаций (и) в ИПР действующим законодательством не предусмотрено и не правомерно.

Действующим законодательством, в частности Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901, и ст. 17 Закона, предусмотрено право инвалидов на обеспечение по договору социального найма жилыми помещениями.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется по месту жительства - специальным уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом. ФГУ МСЭ (бюро) не является таким специально уполномоченным субъектом. Кроме того, данные мероприятия по обеспечению жилыми помещениями к реабилитационным не относятся и Федеральным перечнем не предусмотрены.

4.1.5. Консультирование по обустройству и обеспечению доступности жилого помещения (дома).
В соответствующей строке ИПР исполнителем указывается: «Территориапьный орган социальной защиты населения».

4.1.6. Информирование, консультирование по вопросу (ам): организации и проведения социальной реабилитации; предоставления установленных действующим законодательством натуральных льгот и компенсационных выплат, материальной помощи; оказания помощи в оформлении документов; содействия в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг. В соответствии с потребностью указывается в ИПР один или несколько из перечисленных вопросов.
В соответствующей строке ИПР исполнителем указывается: «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные организации — ГУ СО, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Сроки проведения п.п. 4.1.5.-4.1.6. указываются в соответствующей строке ИПР в таком же порядке, как указано в п.п. 4.1.3. Кроме того, п.п. 4.1.4. и 4.1.5. вносятся в ИПР одновременно.

Мероприятия по предоставлению услуг сурдопереводчика, по обеспечению TCP, в т.ч. собакой-проводником, по существу являются мероприятиями социальной реабилитации, вносятся в отдельный раздел «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)» с указанием исполнителями-«ФСС РФ» или «ГУИН», «УСЗН».
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:03 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.2. Социально-педагогическая реабилитация — процесс освоения инвалидами соответствующих образовательных программ, знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия.

В соответствии с потребностью в названную строку формы ИПР вносятся следующие услуги (мероприятия) (указываются выделенные жирным шрифтом рекомендации):
4.2.1. Формирование мотивации к обучению.
4.2.2. Обучение социальному общению — занятия, групповые тренировки и игры. Занятия раскрывают правила общения в различных социальных структурах (на работе, в семье, в образовательном учреждении, в общественных учреждениях и предприятиях и т.д.), а тренировки и игры моделируют различные жизненные ситуации, которые социально ориентированные на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях.
4.2.3. Формирование (коррекция) профессиональных планов и навыков: коррекция - при неадекватных профессиональных планах помощь инвалиду в их изменении в соответствии с его интересами и возможностями; профориентационное тестирование (с 13 лет), участие в трудовой деятельности и проведение мероприятий по обучению доступным трудовым и профессиональным навыкам в условиях учебно (лечебно)-трудовых мастерских.
4.2.4. Обучение жизненным навыкам.
4.2.5. Коррекционная педагогическая помощь.
4.2.6. Обеспечение техническими средствами (тифло-, сурдо-, компьютерной и др. техникой), необходимыми для получения образования, а также приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов, в т.ч. передвигающихся на кресле-коляске, и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектурной среды.
Указывается, в зависимости от потребности, названный вид технических средств для организации и проведения учебного процесса.
4.2.7. Логопедическая помощь (коррекция речевых недостатков).
4.2.8. Обучение навыкам занятий физкультурой и спортом, проведение упражнений, обучения и тренировок с помощью тренажерного и спортивного оборудования.
При внесении указанных в п.п.4.2.1 .-4.2.8. услуг построчно в соответствующей строке ИПР следует указывать срок проведения: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
Исполнителем в соответствующей строке ИПР следует указывать:
а) поступающим и обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях - «Образовательные организации»;
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания — «Государственное учреждение социального обслуживания - ГУСО»;
в) детям-инвалидам, находящимся в семье, кроме слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухонемых - «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями».
г) инвалидам, находящимся в семье, кроме поздно ослепших, оглохших - «Территориальный орган социальной защиты населения.
реабилитационные организации - ГУСО», а для инвалидов по зрению (слабовидящих и слепых — поздно ослепших) указывается — «Краевое (территориальное) правление ВОС, реабилитационные организации ВОС», для поздно оглохших указывается - «Краевое (территориальное) правление ВОГ, реабилитационные организации ВОГ».
4.2.9. Обучение родителей ребенка-инвалида основам его реабилитации в домашних условиях.
Исполнителем указывается — «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями», а сроки проведения указываются, как и в вышеназванном подпункте.
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:06 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.3. Социально-нсихологическая реабилитация - это процесс восстановления (формирования) психологических способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и т.д.) и осуществлять реальное включение в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности.
Реабилитационные мероприятия нацелены на повышение эффективности социально-психологической адаптации, поэтому следует неукоснительно соблюдать индивидуальный подход.
Конкретные мероприятия (услуги) социально-психологической реабилитации, в которых нуждается инвалид, определяются на основании психодиагностики и обследования личности в бюро МСЭ.
В соответствии с потребностью в названную строку формы ИПР вносятся следующие услуги (мероприятия) (указываются выделенные жирным шрифтом рекомендации):
4.3.1. Социально-нсихологическое консультирование — выявление путем собеседования проблем, связанных с инвалидностью, с целью оказания квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим дефектам, вызванным заболеванием или травмой, правильного понимания и налаживания межличностных отношений, в т.ч. предупреждения семейных конфликтов, формирования семейных супружеских отношений в молодых семьях, создания в них благоприятного климата и др.
4.3.2. Психологическая коррекция - коррекция нарушенных свойств личности (мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.д.), вызванных последствиями заболевания или травмы, в целях успешной и эффективной самореализации
в различных видах деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, профессиональной) в различных условиях социальной среды.
4.3.3. Психологический тренинг — активное психологическое воздействие, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности инвалида, ослабленных вследствие заболевания, травмы или особенностей социальной среды, но необходимых для его успешной самореализации в различных видах деятельности, в том числе реализация социальных функций и ролей. В зависимости от направленности тренинга «нагрузки» классифицируются как тренинги внимания, памяти и т.п.. аутотренинг. тренинг с обратной связью, коммуникативный (поведенческий, социально-психологический и т.п.). тренинг креативности и др. Само название тренинга у казывает на задачи, решаемые с его помощью.
Циклы тренинговых занятий, как правило, достаточно длительные (не менее 1-1,5 месяцев) и должны быть систематическими.
4.3.4. Психологическая помощь и поддержка - психологические воздействия в системе «психолог — клиент», направленные на решение проблем инвалида, лежащих в основе жизненных трудностей и межличностных конфликтов.
4.3.5. Психопрофилактическая работа — содействие в формировании потребности в приобретении психологических знаний, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, формирование общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений в становлении и развитии личности.
При внесении указанных в п.п. 4.3.1 .-4.3.5. услуг построчно в соответствующей строке ИПР следует указывать срок проведения: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
Исполнителем в соответствующей строке ИПР следует указывать:
а) обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях - «Образовательные организации»;
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания — «Государственное учреждение социального обслуживания - ГУСО »;
в) детям-инвалидам, находящимся в семье, кроме слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухонемых — «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями».
г) инвалидам, находящимся в семье - «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные организации - ГУСО».
4.3.6. Социально-психологический патронаж ребенка и его семьи — систематическое наблюдение с целью своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта, личностного /или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугублять трудную жизненную ситуацию ребенка-инвалида и его семьи; оказание им необходимой в данный момент социальнопсихологической помощи.
Исполнителем указывается — «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями», а сроки проведения указываются, как и в вышеназванном подпункте.
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:08 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.4. Социокультурная реабилитация - это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
В ходе приобщения инвалидов к культурным ценностям, к культурно-творческой деятельности повышается их духовность, культурный уровень, ускоряются процессы социализации личности и вхождения индивида в социум путем усвоения общечеловеческих ценностей и социокультурных норм.
В соответствии с потребностью в названную строку формы ИПР вносятся следующие услуги (мероприятия) (указываются выделенные жирным шрифтом рекомендации):
4.4.1. Обучение навыкам проведения отдыха и досуга.
Под отдыхом и досугом понимается процессы восстановления сил и здоровья, которые инвалиды частично утратили в сфере труда и при выполнении своих повседневных обязанностей. Понятие отдыха тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.
Используются традиционные формы рекреации (организация посещения театров, кинотеатров, музеев, выставок, концертных залов, экскурсии; просмотр развлекательных телепередач; участие в концертах художественной самодеятельности, юбилеях и других массовых досуговых мероприятиях).
Возможны специфичные для инвалидов развивающие рекраци- онные формы (занятие арттерапией. хореографическим искусством, живописью, графикой, музыкой (для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы); глинотерапией, художественным вязанием и вышиванием, шитьем, музыкой, вокалом (для лиц с нарушением зрения); лекотерапией, гарденотерапией (для лиц с нарушением нервно-психических функций).
Исполнителем п.п. 4.4.1. в соответствующей строке ИПР следует указывать:
а) обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях - «Образовательные организации»;
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания — «Государственное учреждение социального обслуживания - ГУСО»;
в) детям-инвалидам, находящимся в семье, кроме слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухонемых - «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями».
г) инвалидам, находящимся в семье - «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные организации - ГУСО».
4.4.2. Обеспечение учебно-методической, справочно-информационной, периодической и художественной литературой, в том числе издаваемой (для слабовидящих и слепых) на дисках, магнитофонных кассетах и шрифтом Брайля. Указывается в зависимости от потребности вид (ы) литературы.
Исполнителем в соответствующей строке ИПР следует указывать:
а) обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях - «Образовательные организации»;
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания - «ГУСО»:
в) находящимся в семье, указывается — «Библиотека, в т.ч. специализированная для слепых».
Срок проведения п.п.4.4.1 .-4.4.2. в соответствующей строке ИПР следует указывать: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
4.4.3. Содействие участию в фестивалях, экскурсиях, слетах, выставках и т.д.; в посещении театров, кинотеатров, музеев, выставок и других культурных мероприятий.
Исполнителем в соответствующей строке ИПР следует указывать:
а) обучающимся в специальных для инвалидов или общего назначения образовательных учреждениях — «Образовательные организации»;
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания — «ГУСО»;
в) находящимся в семье - «Территориальный орган управления культурой, общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ)».
Срок проведения в соответствующей строке ИПР следует указывать: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:10 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.5. Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов, создание определённой бытовой среды жизнедеятельности, адаптированной для инвалида.
Обучение инвалидов навыкам самообслуживания, передвижения производится с помощью специальных технических средств реабилитации. включающих необходимые приспособления в жилом помещении инвалидов с нарушениями статодинамических, сенсорных функций (инвалиды с нарушением функции органа зрения), приводящих к ограниченным возможностям передвижения, самообслуживания.
Одним из основных видов социальной реабилитации является необходимость адаптации жилья к возможностям инвалидов. Прежде всего инвалидов с хирургической, с неврологической, офтальмологической патологией.
Основная часть бытовых функций человека реализуется в жилище. Для многих инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, самообслуживания, ориентирования в пространстве квартира является единственной средой обитания. В целом, квартира, в которой живет человек с различными ограничениями жизнедеятельности, требует тщательно продуманной организации всех без исключения помещений. Организация пространства в квартире и ее оборудование техническими средствами должны полностью соответствовать специфике патологии. Кроме того, в жилище таких людей должны быть созданы условия для осуществления активной деятельности, соблюдены условия безопасности и физического комфорта при осуществлении всех бытовых действий без посторонней помощи (смотри Приложение 1).
Формирование этой строки ИПР производится инвалидам, имеющим ограничения способности к самообслуживанию 1-3 ст. и передвижению 1-3 ст., ориентации 2-3 ст., общению 1-2 ст. в соответствии с проведенной социально-средовой (бытовой) диагностикой в бюро.
В соответствии с потребностью в названную строку формы ИПР вносятся следующие услуги (мероприятия) (указываются выделенные жирным шрифтом рекомендации):
4.5.1. Обучение самообслуживанию:
а) обучение навыкам соблюдения личной гигиены — причесываться, умываться, чистить зубы, бриться; пользоваться ванной, душем, включая мытье всего тела; ухаживать за руками, ногами, ногтями, соблюдать гигиену после физиологических отправлений; осуществлять уход, обусловленный половой принадлежностью;
б) обучение навыкам пользоваться одеждой - управляться с верхним и нижним бельем, чулочно-носочными изделиями, головными уборами; застегивать пуговицы, крючки, молнии; надевать обувь: завязывать шнурки, вдевать их в ботики; осуществлять уход за одеждой и обувью; пользоваться перчатками и др.;
в) обучение навыкам подготовки к приему пищи — сортировать, рубить или резать, смешивать, взбалтывать, намазывать хлеб, открывать банки, бутылки; раскладывать пищу, подавать еду, напитки на стол, мыть посуду и г.д.;
г) обучение навыкам принимать пищу — подносить пищу ко рту, жевать, глотать, подносить стакан ко рту, проглатывать жидкость, владеть столовыми приборами и др.;
д) обучение навыкам организации сна и отдыха в постели — укладываться в постель, находиться в кровати, заправлять постель;
е) обучение навыкам безопасности при пользовании газовыми и электрическими домашними приборами, спичками, кранами;
ё) обучение навыкам пользоваться бытовыми приборами, телефоном и др.;
ж) обучение навыкам осуществлять ремонт одежды, белья;
з) обучение навыкам осуществлять уборку помещений (вытирание, выбивание, подметание и мытье пола, мытье окон);
и) обучение навыкам закрывать двери, окна, засовы;
й) обучение навыкам осуществлять ручную стирку, выжимание, развешивание белья для сушки, глажение белья;
к) обучение навыкам пользоваться замками, запорами, выключателями.
4.5.2. Обучение пользованию техническими средствами реабилитации:
1) специальными приспособлениями для личной гигиены (приспособлениями для умывания, принятия душа, ванны и т.д.);
2) специальным оборудованием для туалетных комнат (подъемниками, опорами, поручнями, специальными унитазами с подлокотниками, душами, и воздушными сушилками, устройствами для опускания и подъёма унитаза и др.);
3) приспособлениями для захвата и передвижения предметов, в т.ч. различными держателями (для посуды, ключей, инструмента, телефонной трубки и т.д.), захватами, палками с крюками, щипцами и магнитами на конце, приспособлениями для открывания дверей, водопроводных кранов, банок, бутылок, манипуляторами и другими приспособлениями доя инвалидов с дефектами конечностей;
4) приспособлениями для одевания и раздевания;
5) одеждой специального назначения для инвалидов, сконструированной и изготовленной по индивидуальным заказам с учетом функциональных возможностей;
6) приспособлениями для приготовления и приёма пищи (специальной посудой, наборами столовых приборов для инвалидов и приспособлений для пользования ими, приспособлениями для нарезки продуктов, очистки овощей и картофеля, мытья овощей и посуды);
7) приспособлениями для восстановления способности к самостоятельному передвижению (ходунками, опорами, манежами, костылями, тростями, различными креслами-колясками, пассажирскими лифтами, подъёмниками и т.д.).
При внесении указанных в п.п. 4.5.1.-4.5.2. услуг построчно следует указывать срок проведения: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
Исполнителем услуг в соответствующей строке следует указывать:
а) обучающимся в специальных для инвалидов и общего назначения образовательных учреждения — «Образовательные организации»;
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания - «Государственное учреждение социального обслуживания - ГУСО»;
в) детям-инвалидам, находящимся в семье, кроме слабовидящих и слепых - «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями».
г) инвалидам, находящимся в семье, кроме поздно ослепших — «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные организации - ГУСО», а для инвалидов по зрению (слабовидящих и слепых — поздно ослепших) - «Краевое (территориальное) правление ВОС, реабилитационные организации ВОС».
4.5.3. Обучение передвижению — формирование движений, увеличение их объема в конечностях и туловище, улучшение статодинамической функции, координации движений, обучение ходьбе с использованием различных упражнений, устройств и специальных тренажёров, аппаратов, технических средств реабилитации. Указанные мероприятия (услуги) назначаются инвалидам с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата.
При внесении в ИПР названной услуги построчно следует указывать срок проведения: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
Исполнителем услуги в соответствующей строке следует указывать:
а) обучающимся в специальных для инвалидов и общего назначения образовательных учреждениях — «Образовательные организации»;
б) находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания — «Государственное учреждение социального обслуживания - ГУСО»;
в) детям-инвалидам, находящимся в семье — «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
г) инвалидам, находящимся в семье — «Территориальный орган социальной защиты населения, реабилитационные организации - ГУСО».
4.5.4. Оборудование жилых помещений (указываются какие конкретно работы и помещения) специальными средствами и приспособлениями (указываются наименования изделий и приспособлений).
Указываются архитектурно-планировочные предложения по адаптации квартиры (жилого помещения) для инвалида-колясочника: расширение дверных проёмов, снятие порожков и порогов, создание беспороговой связи жилой комнаты с балконом, перенос стен, перепланировка розеток и выключателей; установка поручней в квартире, ванной комнате, туалете и т.д., а также предлагаемых соответствующих приспособлений и технических средств реабилитации (сигнализаторы для ориентации и информации, дверной глазок, опоры в спальне и т.д.) с учетом характера патологии и степени выраженности нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха.
Предложения по внесению архитектурно-планировочных изменений в занимаемую инвалидом квартиру даются в случае не соответствия их указанным в пункте 3.5. строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»).
Вытекающая из норм федерального законодательства обязанность по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями, возложена на собственников этих помещений, собственники несут бремя содержания данных помещений (ч. 8 ст. 17 Закона; п. 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901; ст.ст. 1, 2, 13, 14, 16, 19, 25, 26, 27 Жилищного кодекса РФ). Следовательно в соответствующей строке ИПР указывается исполнитель — собственник:
а) квартира в частной собственности инвалида (его семьи), в т.ч. приватизированная - «Сам инвалид»;
б) квартира, занимаемая по социальному найму, т.е. в муниципальной собственности - «Орган архитектуры и градостроительства, ЖКХ муниципального образования».
Срок проведения указывается: с даты поступления заявления в бюро до даты действия прог раммы (п. 9 формы).
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:12 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт
Спортивно-оздоровительная работа рассматривается как мера реабилитации для инвалидов, которая создает условия для реализации реабилитационного потенциала, позволяет активизировать компенсаторные механизмы, способствует улучшению качества жизни. Спортивно-оздоровительная работа с молодыми инвалидами формируется строго индивидуально с учетом степени нарушения функций жизненно важных систем организма.
Одним из видов спортивно-оздоровительной работы является адаптивная физкультура. Цель ее - максимально возможное развитие жизнеспособности человека на всех уровнях его бытия — от минимального обеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека — установление рекордных достижений в телесном и духовном развитии. Адаптивная физическая культура - это теория и методика применения методов, приемов и средств физического воспитания для формирования у инвалидов жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющим им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать и в целом повышать уровень качества жизни.
Адаптационная физическая культура имеет три аспекта:
а) адаптивное физическое образование, т.е. формирование специальных знаний, умений, навыков с целью развития функциональных возможностей различных органов и систем;
б) адаптивная физическая рекреация — активизация, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности. Это комплекс мероприятий, направленный на профилактику утомления, интересное проведение досуга, повышения уровня жизнедеятельности;
в) адаптивная двигательная реабилитация - восстановление у инвалида утраченных или нарушенных функций. Основная задача этого вида адаптационной физической культуры - формирование адекватной психической реакции на заболевание, использование физических упражнений, психологических средств, массажа, закаливающих процедур для стимулирования восстановления организма. Принципы дозирования физической нагрузки, единые для всех категорий инвалидов. Дозирование осуществляется путем изменения числа повторов того или иного упражнения; выбором исходного положения (лежа, сидя, стоя); изменением темпа и амплитуды движений; степенью усиления при выполнении движений; количества мышечных групп, участвующих в движении; использование дыхательных упражнений, пауз, облегченных положений; продолжительность выполнения физических упражнений и т.д.
Таким образом, адаптивная физкультура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психофизиологические возможности организма и личности к самореализации в обществе.
В соответствии с потребностью в названную строку формы ИПР вносятся рекомендации молодым инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, прежде всего с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ампутанты), глухим и глухонемым, слабовидящим и слепым, с умственной отсталостью в следующих формах (указываются рекомендации, выделенные жирным шрифтом):
4.6.1. Информирование и консультирование по вопросам адаптивной физкультуры н спорта.
Исполнителем в соответствующей строке следует указывать - «Территориальный орган по физической культуре и спорту, детско- юношеские спортивные школы (далее — ДЮСШ), филиалы ГУ КК «Физкультурно-спортивный клуб для инвалидов». Срок проведения указывается: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
4.6.2. Занятия адаптивной физической культурой и спортом (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Исполнителем в соответствующей строке следует указывать
- «ДЮСШ, ГУ КК «Физкультурно-спортивный клуб для инвалидов». Срок проведения указывается: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы). Примечание: для детей-инвалидов - ДЮСШ, а для инвалидов — ГУ КК «Физкультурноспортивный клуб для инвалидов».
4.6.3. Содействие участию в организуемых и проводимых физкультурно-спортивных мероприятиях.
Исполнителем в соответствующей строке следует указывать —«Органы управления физкультурой и спортом, физкультурно-спортивные организации для инвалидов, общественные организации инвалидов ВОИ, ВОС, ВОГ». Срок проведения указывается: с даты поступления заявления в бюро до даты действия программы (п. 9 формы).
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:12 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.7. Формирование мероприятий социальной реабилитации, в т.ч. TCP и услуг (разделов «Мероприятия социальной реабилитации», «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)») завершается отметкой прогнозируемого результата в ИПР, который одновременно является целью социальной реабилитации. Оценка эффективности выполнения программы осуществляется спе- пианистами бюро по окончании срока ее выполнения и отражается в соответствующем разделе заключения о выполнении ИПР при повторном освидетельствовании.

Мероприятия социальной реабилигации инвалида направлены на достижение способности к самообслуживанию (полному, частичному); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное), т.е. достижение социатьной адаптации и интеграции его в общество.
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:13 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.8. Проведение экспертно - реабилитационной диагностики и формирование реабилитационных мероприятий ИПР детям-инвалидам следует осуществлять в соответствии с эпикризными сроками формирования основных категорий жизнедеятельности в возрастном аспекте, т.е. с параметрами физического развития и их соответствия биологическому возрасту ребенка:
1) 1,5-3 года - передвижение, общение;
2) 3-6 лет - передвижение, самообслуживание, общение, ориентация;
3) 6-12 лет — самообслуживание, общение, ориентация, контроль своего поведения, обучение;
4) 12-18 лет — общение, контроль своего поведения, обучение (в т. ч. готовность к профессиональному обучению, готовность к труду у детей старше 14 лет).
 
astra71Дата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:15 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28522
Репутация: 453
Статус: Offline
4.9. Реабилитационные мероприятия по социальной реабилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов, в Краснодарском крае реализуются межведомственной системой реабилитации, которая представляет собой совокупность органов управления и подведомственных им учреждений различного уровня (муниципального, государственного (регионального), общественных организаций инвалидов и их реабилитационных организаций. Межведомственную координацию осуществляет департамент социальной защиты населения Краснодарского края и подведомственные ему управления социальной защиты населения в муниципапьных образованиях. Внутриведомственную координацию осуществляют соответствующие исполнительные органы государственной власти (края) и самоуправления (муниципальных образований).
Учреждения, подведомственные органам социальной защиты населения:государственные учрежденияхсоциального обслуживания (ГУСО) стационарного типа (психоневрологические интернаты, дома-интернаты, для престарелых и инватидов, для умственно отсталых детей, реабилитационные центры, образовательное учреждение начального профессионального образования) или полустационарного типа (центры социального обслуживания населения (ЦСО) - отделения социальной реабилитации инвалидов, временного и дневного пребывания, комплексные центры реабилитации инвалидов, центры социальной реабилитации инвалидов, реабилитационные центры (отделения) для детей и подростков с ограниченными возможностями).
Учреждения, подведомственные органам образования и науки, семейной политики: дома-интернаты для сирот, школы-интернаты специализированные, центры психолого-педагогической помощи населению и др., специальные (коррекционные) и общего типа образовательные, в т.ч. дошкольные, учреждения различного уровня.
Учреждения, подведомственнные органам культуры различного уровня: библиотеки, в т.ч. специализированные для слепых: образовательные учреждения: изобразительного искусства, художественного мастерства, музыкальные, в т.ч. для слепых, и т.д.; музеи, театры, художественные, хореографические студии и др.
Учреждения, подведомственные органам по физкультуре и спорту: детско-юношеские спортивные школы и филиалы государственного учреждения Краснодарского края «Физкультурноспортивный клуб для инвалидов». Общественная организация инвалидов по зрению (ВОС) по путевкам направляет поздно ослепших инвалидов трудоспособного возраста для социальной реабилитации в негосударственное образовательное учреждение «Центр реабилитации слепых Всероссийского общества слепых (ВОС)».
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Инструкция по заполнению ИПР » Мероприятия социальной реабилитации в ИПР
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: