Суббота, 27.04.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
astra71Дата: Воскресенье, 06.01.2013, 17:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28600
Репутация: 453
Статус: Offline
© С. Н. Пузин, А. В. Ан, Б. Н. Хубутия, М. А. Шкурко

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Москва

Формирование социально адаптированной инфраструктуры для инвалидов — одна из важнейших задач по интеграции инвалидов в общество. Работа по этой проблеме включает мероприятия по следующим направлениям:
— проектированию, новому строительству и приспособлению зданий, сооружений, территорий города к психофизиологическим особенностям инвалидов;
— совершенствованию системы транспортного обслуживания инвалидов с целью обеспечения их доступа к учреждениям реабилитации, профессионального обучения, объектам культуры, спорта, предприятиям трудовой деятельности;
— формированию общегородских систем специализированных телекоммуникаций и информации для инвалидов с нарушениями слуха и зрения.
Однако доступ инвалидов к официальным учреждениям, поликлиникам, аптекам, предприятиям торговли, культурным и просветительным учреждениям до настоящего времени в большинстве городов часто затруднен.

Вопросы доступности железнодорожного, воздушного и городского общественного транспорта для инвалидов по всей России практически не решены.

В последние годы на некоторых железнодорожных маршрутах появились экспериментальные вагоны с одним двухместным широким купе, предназначенным для инвалидов на колясках с сопровождающими их лицами.
Однако низкие платформы вокзалов, высокие ступени, узкие двери и неудобно расположенные поручни троллейбусов и автобусов являются практически непреодолимой преградой для инвалидов, передвигающихся на колясках, и затрудняют пользование ими другим категориям инвалидов со сложностями в ходьбе.
Большинство вокзалов, даже реконструированных относительно недавно, лишены туалетов для инвалидов или широких кабин в общих туалетах. В Московском аэропорту "Внуково" медицинский пункт, через который ежегодно отправляются на санаторно-курортное лечение сотни инвалидов на колясках, не считая других инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расположен в подвале с крутой лестницей. В международном аэропорту "Шереметьево-2" многие годы не функционирует эскалатор и инвалидов с нарушениями функции передвижения переносят на руках.

Перекрестки, оборудованные "звуковыми светофорами" для слепых, начали внедряться в отдельных городах, преимущественно в местах проживания или трудоустройства инвалидов с нарушениями зрения.
Тротуары или специальные пешеходные дорожки для слепых и слабовидящих в районах, где расположены предприятия, санатории и пансионаты, принадлежащие ВОС, часто маркируют белой выступающей краской или оборудуются ограничителями и поручнями. У пешеходных переходов для данной категории инвалидов устанавливают предупреждающие дорожные знаки и светофоры. На некоторых станциях Московского метрополитена покрытие у края перрона имеет особую структуру поверхности, адаптированную для передвижения слепых и слабовидящих.
Слепым также помогает звуковое оповещение о приближении поездов. На некоторых, но далеко не на всех автобусных и троллейбусных маршрутах объявляют не только название остановок, но и номера маршрутов и направление следования.

Эти и ряд других удобств характерны не только для столицы, но и для некоторых городов России (Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Липецк, Ростов-на-Дону и др.), где рядом с предприятиями, использующими труд слепых, проживают эти инвалиды. Однако даже в относительно благополучной Москве в аспекте адаптации социальной среды для инвалидов с нарушениями зрения, по мнению компетентных членов ВОС, лишь половина незрячих может передвигаться по городу без помощи сопровождающего лица.

Важное значение для социальной адаптации инвалидов имеет решение вопросов доступности жилья. Правительство Москвы в последние годы в новых микрорайонах Южное Бутово и Митино построило несколько десятков квартир для инвалидов на колясках. Они снабжены индивидуальными подъемниками, просторными туалетами и широкими дверными проемами. Опыт перестройки квартир с учетом психофизиологических особенностей инвалидов имеется в таких крупных российских городах, как Нижний Новгород и Самара.

В Улан-Удэ городские власти совместно с общественными организациями инвалидов пошли по пути проектирования специального жилого комплекса для инвалидов на колясках, в котором предусмотрено размещение производственных предприятий, спортивных сооружений и помещений для досуга.

Однако указанные проекты по адаптации жилья для инвалидов единичны для всей России; большая часть населения, в том числе инвалиды с нарушениями передвижения, проживает в 4—5-этажных домах без лифтов, а в крупных городах — в 9-этажных домах с обычными, не приспособленными для инвалидов на колясках лифтами.

Грузовые лифты, удобные для передвижения на колясках, имеются только в 16- и 22-этажных домах. Однако в узких подъездах всех перечисленных типов домов расположены ступени, часто без перил, которые служат непреодолимой преградой для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов, передвигающихся на колясках.

Примером решения проблемы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов является Москва, где в рамках целевой комплексной программы реабилитации инвалидов осуществлен ряд мероприятий по проектированию, новому строительству и приспособлению зданий, сооружений, территорий города, а именно:
— строительство (с полным приспособлением для инвалидов) и ввод в эксплуатацию специализированных объектов социального назначения (специальных жилых домов на 100 квартир для престарелых и инвалидов в различных административных округах Москвы, Центра по физической культуре и спорту для инвалидов Зеленоградского АО, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и др.);
— строительство квартир в жилых домах-ново-стройках для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (в 2004 г. было сдано 116 квартир, в 2005 г. — 103 квартиры);
— приспособление для инвалидов зданий, учреждений и организаций, обслуживающих население, — социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, службы психологической помощи населению Комитета по делам семьи и молодежи, потребительского рынка и услуг, включая автостоянки у предприятий, отделений почтовой связи (в 2004 г. было приспособлено в целом по городу 1214 объектов, в 2005 г. — 955 объектов);
— приспособление входных помещений жилых домов и оборудование квартир, в которых проживают инвалиды (в 2004 г. было оборудовано 813, в 2005 г. — 1056 квартир для инвалидов и обустроено в 2004 г. — 2127, в 2005 г. — 1347 входов в подъезды жилых домов);
— разработка и реализация пилотных проектов: "Комплексное приспособление для инвалидов и других маломобильных граждан микрорайона в районе Новокосино", "Комплексное приспособление для инвалидов учреждений культуры Зеленоградского АО";
— реализация мероприятий, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов к рабочим местам и объектам инфраструктуры предприятий и учреждений, а также с целью создания условий для реабилитации, профессионального обучения и трудовой деятельности инвалидов (установлены подъемно-транспортные устройства в учреждениях социальной защиты, здравоохранения, образования, приобретен специализированный автобус, адаптированный к нуждам инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— разработка проекта по завершению комплексного приспособления Реабилитационного центра для инвалидов;
— проведение в 2 районах инвентаризации действующих объектов социальной сферы с целью создания условий для трудовой деятельности инвалидов;
— реализация мероприятий по беспрепятственному доступу к объектам инфраструктуры предприятий и созданию условий для трудовой деятельности инвалидов путем приспособления для них тротуаров и пешеходных переходов (в 2004 г. обустроено 782, в 2005 г. — 745 наземных переходов; в 2004 г. установлено 17 подъемно-транспортных устройств на подземных пешеходных переходах; для инвалидов с потерей зрения в 2004 г. установлено 40, в 2005 г. — 63 звуковых сигнализатора на светофорных объектах; установлены уличные туалеты круглогодичного действия, приспособленные для инвалидов на креслах-колясках).

В рамках мероприятий по совершенствованию системы транспортного обслуживанию инвалидов Москвы с целью обеспечения их доступа к учреждениям реабилитации и профессионального обучения проведена работа по развитию специальных форм транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения:
— с целью внедрения в ЮЗАО "Службы перевозок инвалидов "Удобный транспорт" было проведено социологическое исследование по изучению нуждаемости инвалидов в средствах передвижения, разработана документация по организации пассажирских перевозок, закуплены микроавтобусы и др.;
— было продолжено предоставление транспортных услуг инвалидам службой "Социальное такси" (в 2004 г. выполнено 31 775 заявок, в 2005 г. — 42 354 заявки) и закуплены транспортные средства для пополнения и замены изношенного парка;
— проводилась отработка пилотного проекта окружного Центра транспортного обслуживания инвалидов СВАО в целях обеспечения их доступа к рабочим местам и образовательным учреждениям;
— разработан и реализован пилотный проект "Специальный маршрут автобуса" для обслуживания маломобильных пассажиров, в том числе инвалидов, в микрорайоне Строгино СЗАО (по специальному маршруту № 743 курсируют 3 автобуса с выдвижной аппарелью).
Мероприятия по приспособлению городского пассажирского транспорта в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры и создания для них рабочих мест по маршрутам к образовательным учреждениям для инвалидов и предприятиям, применяющим их труд, в Москве включали:
— приспособление городского наземного транспорта общего пользования, в том числе закупку автобусов с информационными системами, с речевым информатором, бегущей строкой и наружными световыми маршрутными указателями, замена изношенного автобусного парка низкопольны-ми транспортными средствами; оснащение остановочных пунктов городского общественного транспорта световыми информационными табло для лиц с нарушением слуха и зрения и др.;
— приспособление скоростного пассажирского транспорта, включающее: оснастку остановок скоростного транспорта подъемно-транспортными средствами для маломобильных групп населения (Московской монорельсовой транспортной системы — 6 станций, Бутовской линии легкого метро — 3 станции); приспособление для инвалидов станций метрополитена (оснастка 20 станций системой оповещения прибытия поездов, обустройство 3 станций ограничительной шуцлинией вдоль платформы; реконструкция лестничных сходов на 6 станциях с сооружением пандусов для спуска колясок).

Мероприятия по приспособлению железнодорожного транспорта к психофизиологическим особенностям инвалидов в Москве включали:
— оснащение остановочных пунктов и вагонов пригородного железнодорожного транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации, пандусами, тактильными и контрастными поверхностями и др.;
— обустройство для инвалидов железнодорожных вокзалов.
В рамках мероприятий по формированию общегородских систем специализированных телекоммуникаций и информации для инвалидов с нарушениями слуха и зрения была проделана следующая работа:
— разработана портативная модификация тек-стофона "Диалог", совместимого с таксофоном;
— создана городская телефонная диспетчерская служба для обеспечения информационного общения глухих через средства телефонной связи;
— оснащены текстовыми светодиодными табло для вывода оперативной информации районные управления социальной защиты (в 2004 г. — 120 табло);
— оснащены текстофонами "Диалог" справоч-но-сервисные центры ОАО МГТС;
— обеспечен доступ инвалидов по зрению к специальному радиоканалу на базе издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса "ЛОГОС";
— обеспечен доступ инвалидов по слуху к информации путем организации системы субтитрования телевизионных передач.

С целью информатизационного обеспечения инвалидов в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов были осуществлены разработка и внедрение информационных технологий в деятельность Реабилитационного центра для инвалидов (на основе интеграции с общегородским банком данных "Инвалиды"); модели информационной технологии по учету объектов городской инфраструктуры и контролю за их адаптацией для инвалидов на базе районов "Мещанский" (ЦАО) и "Панфиловский" (Зеленоградский АО).

Таким образом, решение проблемы создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, являющейся приоритетным направлением социальной политики в отношении инвалидов, должно быть комплексным и осуществляться при активном взаимодействии органов исполнительной власти, учреждений социальной защиты населения, образования, общественных организаций инвалидов.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: