Понедельник, 29.04.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Этапы развития службы ВТЭ и МСЭ в Российской Федерации (Основные задачи, функции учреждений МСЭ)
Этапы развития службы ВТЭ и МСЭ в Российской Федерации
astra71Дата: Вторник, 11.06.2013, 21:50 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28604
Репутация: 453
Статус: Offline
Этапы развития службы ВТЭ и МСЭ в Российской Федерации

Основные задачи, функции федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы


Ю.И.Захарченко - руководитель Главный эксперт по МСЭ по Краснодарскому краю

На современном этапе развития общества решение проблем инвалидности и инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики и в значительной мере определяет уровень социального благополучия, как всего населения, так и его социально уязвимых слоев.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки инвалидности. Так по оценке экспертов ООН, инвалиды составляют 10 % от общей численности населения.
В России за последние годы также отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января 1999 года – 9,6 миллиона, на 1 января 2004 года более 11,0 млн. инвалидов.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
В Краснодарском крае проживает свыше пяти миллионов человек, более 350 тысяч из них - инвалиды. Это 7% от всего населения края. Еже-годно в крае впервые признается инвалидами около 40 тысяч кубанцев.

Объем нового притока инвалидов определяется интенсивным показателем уровня первичной инвалидности. Его величина зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды (на 60%), уровень экономического и социального развития территорий (на 25%), заболеваемость (на 10%), уровень и качество лечебно-профилактической помощи (на 4%), деятельность учреждений медико-социальной экспертизы (на 1%).
Наиболее высокий уровень первичной инвалидности в крае, как в целом по России, отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные нарушения в состояния здоровья, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.

Вступление в силу положений Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривающего радикальные изменения формы социальной поддержки («монетизация» льгот), способствовало не только росту численности инвалидов, но и качественному изменению их контингента. Среди впервые признанных инвалидами отмечается рост удельного веса лиц пенсионного возраста, из них до 80 % являющихся инвалидами наиболее тяжелых групп (1 и 2).
Понимая необходимость и обоснованность принятия решения о «монетизации» льгот, считаем, что меры социальной защиты инвалидов должны быть расходными обязательствами не только Российской Федерации, но и её субъектов.
Служба, на которую законодательными и нормативными правовыми актами возлагалось определение инвалидности, всегда являлась государственной.

Первые декреты по социальному страхованию, предусматривающие возмещение увечному полного заработка и создание государственных органов врачебной экспертизы были приняты в 1917 году. При страховых кассах были созданы врачебно-контрольные комиссии, основной задачей которых было определение степени утраты трудоспособности в процентах.
Поступательное развитие системы социального страхования трудящихся в нашей стране началось в 1918 году, когда ряд принятых законов и декретов заложили основы социального обеспечения, развившиеся в дальнейшем в обширную систему государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение материальных и бытовых условий жизни граждан в старости, при преждевременной утрате трудоспособности, потере кормильца и т.д.

Положением о социальном обеспечении и Кодексом законов о труде от 1918 года была предусмотрена первая организационная структура государственной врачебной экспертизы в виде губернских и уездных бюро с тремя задачами, предусматривающими право на определение инвалидности, видов работ и возможностей восстановления трудоспособности. В этой системе практически действовали лишь губернские бюро (и то не во всех губерниях). Уездные бюро, из-за нехватки врачей, действовали только в двух губерниях.
В первые годы бюро находились в ведении органов социального обеспечения, страхования, труда. В 1921 году они были переданы органам здравоохранения, а в 1929 году врачебно-трудовая экспертиза вновь вошла в структуру органов социального страхования и социального обеспечения.

В состав каждой комиссии входили три врача-эксперта, представители страховых касс или социального обеспечения и профсоюзов. Такая структура врачебно-экспертной комиссии сохранялась в стране вплоть до 1996 года.
Создание научной базы врачебной экспертизы относится к 30-м годам прошлого столетия. Проводимая научно-исследовательская работа в области врачебно-трудовой экспертизы и обобщение богатого практического опыта позволили создать научно-обоснованные нормативные документы, определяющие деятельность органов врачебно-трудовой экспертизы в дальнейшем. Были разработаны: положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, инструкция по определению групп инвалидности, в основу которой был положен принцип определения состояния трудоспособности с учетом медицинских и социальных факторов. С введением трехгрупповой классификации инвалидности в 1932 году, процентный принцип определения инвалидности был ликвидирован.

Созданные «Институт экспертизы трудоспособности» при Московском областном отделе здравоохранения и «Центральный научно-исследовательский институт трудоустройства инвалидов» в 1937 году объединены в «Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности инвалидов» (ЦИЭТИН). В последующие годы на базе этого института был создан Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦЭРИ), ставший ведущим научным учреждением по проблемам инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а с 1 января 2005 года преобразованный в ФГУ «Федеральное бюро МСЭ».

С 1933 года существовали врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), в задачи которых входили оценка состояния трудоспособности при возникновении заболеваний и травм, влекущих за собой снижение трудоспособности, изучение причин заболеваемости и инвалидности, установление научно-обоснованных трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих им участвовать в общественно-полезном труде.
В Краснодарском крае служба ВТЭ существовала с 40-х годов прошлого столетия до 1998 года. В ее структуре насчитывалось 62 врачебно-трудовых экспертных комиссии, из которых 10 – были краевыми (высшими) и 52 – городскими и межрайонными (первичными). Развитие специализированной экспертной помощи населению края послужило основанием для организации специализированных ВТЭК. Наряду с расширением сети ВТЭК для больных туберкулезом и психическими заболеваниями, были организованы ВТЭК для больных с заболеваниями органа зрения, онкологическими заболеваниями и последствиями травм.

Краевая ВТЭК возглавлялась главным экспертом - председателем краевой ВТЭК, который был лицом, ответственным за экспертизу трудоспособности в крае. На краевую ВТЭК возлагались - методическое руководство деятельностью городских и межрайонных ВТЭК, а также консультативные и контролирующие функции. Краевая ВТЭК обобщала опыт работы первичных ВТЭК, выявляла и анализировала ошибки экспертизы, разрабатывала мероприятия, повышающие качество работы врачебно-трудовых экспертных комиссий края.
В целом можно сказать, что основной задачей врачей-экспертов было определение трудоспособности и инвалидами признавались лица с полной или частичной постоянной или длительной утратой трудоспособности.

В России исторически понятие «инвалидность» и «инвалид» связывались с понятием «нетрудоспособность» и «больной». Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье-заболеваемость», «больной- инвалид». Последствия такого подхода создавали иллюзию мнимого благополучия, так как показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности. Возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности.

Все это время специалисты рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая её возникновение, в основном, как следствие неблагоприятного исхода лечения.
В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, поэтому основной задачей ВТЭК было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять. А что может – определялось на основе субъективных, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимый больной».
Сначала 90-х годов традиционные принципы государственной политики в отношении инвалидов утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, государство уже не могло игнорировать проблему инвалидности, понимая, какой ущерб она наносит здоровью и экономике страны. Подсчитано, что инвалидность снижает продолжительность жизни на 3,7 года. В стране ежегодно признается инвалидами более 1 млн. человек, из них более 50 % - трудоспособного возраста, число детей-инвалидов за последние годы увеличилось в 4 раза (в крае – в 2 раза).
Таким образом, инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей между человеком-инвалидом и обществом.

Таков подход к инвалидности во всем мире. Анализ международной практики показал, что за последние 30 лет экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была разработана стройная и ясная система социальной помощи лицам, имеющим нарушения в состоянии здоровья. Принятая в 1989 году Международная классификация последствий болезней отразила весь опыт работы ВОЗ с лицами, у которых вследствие перенесенных заболеваний, травм или дефектов, наступили такие нарушения в состоянии здоровья, которые привели к ограничению их способности к выполнению обычных для человека действий, навыков и умений, а это, в свою очередь, поставило этих людей в невыгодное, по сравнению с их окружением, положение. Классификация была названа «Номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» и легла в основу определения инвалидности в большинстве экономически развитых стран. В 1994 году она была опубликована и рекомендована к применению в России. Именно эта классификация легла в основу новых подходов к определению инвалидности в нашей стране в начале 90-х годов.

24 ноября 1995 года принят Федеральный закон № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Настоящий закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали-дов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципам и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Ранее ни в одном из законодательных или нормативных документов понятие «инвалид» не было определено. Выше названным законом впервые дано определение понятия «инвалид».

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Следовательно, инвалидность – это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять основные категории жизнедеятельности. Эксперты выделили 7 основных категорий, наиболее часто приводящих к социальной недостаточности: самообслуживание, способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (для детей - игровой деятельностью).

Реализация данного закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создания новой методической базы по определению и оценке ограничений жизнедеятельности, трансформации службы врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.
Медико-социальная экспертиза – это определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

На вновь созданную службу медико-социальной экспертизы были возложены следующие задачи:
- определение группы инвалидности, её причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- изучение уровня и причин инвалидности населения;
- участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, реабилитации и социальной защиты инвалидов;
- определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Проведение медико-социальной экспертизы данным законом было возложено на государственную службу медико-социальной экспертизы, входящую в систему (структуру) органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Государственная служба медико-социальной экспертизы Краснодарского края была создана в 1998 году во исполнение постановления главы администрации края от 26 марта 1998 года № 149 «Об утверждении государственной службы медико-социальной экспертизы Краснодарского края». Служба была представлена первичным звеном экспертизы - бюро МСЭ и высшим звеном - главными бюро МСЭ, т.е. система продолжала оставаться двухступенчатой. Контроль и координация новой службы были возложены на департамент социальной защиты населения Краснодарского края, в структуре которого был создан отдел организации медико-социальной экспертизы.
Реорганизация врачебно-трудовой экспертизы в Государственную службу МСЭ на территории края потребовала проведения большой подготовительной работы, в том числе краевой администрацией и администрациями муниципальных образований края.

Перед организаторами службы стояли 2 задачи:
1. формирование сети учреждений МСЭ края,
2. решение вопросов, связанных с размещением, материально-техническим оснащением и кадровым обеспечением вновь созданной службы.
Обе задачи решены успешно.

Во всех территориях в зданиях, предназначенных для размещения учреждений МСЭ, проведен ремонт. В рамках технических возможностей зданий расширены дверные проемы, организованы санитарные комнаты и комнаты отдыха, приспособленные к потребностям инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников. Благоустроены подъездные пути.
В городах Славянске-на-Кубани, Крымске, Белореченске, Тихорецке, Сочи (Лазаревское) бюро МСЭ размещены в зданиях, соответствующих рекомендуемым нормам размещения. В целях оперативного решения задач все бюро были оснащены телефонами, модемной связью, компьютерами, автотранспортными средствами.

Наиболее сложным оказалось решение кадрового вопроса, поскольку подготовленных специалистов с учетом новых требований, предъявляемых к методике и технологии освидетельствования граждан, в соответствии с нормативами, утвержденными в Примерном положении об учреждениях государственной службы МСЭ, не было. Если во ВТЭК работали только 3 врача различных специальностей, то в состав специалистов бюро МСЭ, принимающих экспертное решение, вошли специалисты по реабилитации инвалидов, по профессиональной ориентации, по социальной работе, по функциональной диагностике, психологи. Согласно штатному расписанию на 2004 год в учреждениях государственной службы МСЭ предусматривалось более 1200 ставок, в том числе специалистов -740. Укомплектованность кадрами специалистов на конец 2004 года составила 84%. Профессиональный уровень специалистов достаточно высок. Среди них: 3 кандидата наук, 25 врачей высшей квалификационной категории, 84 - пер-вой, 17- второй.

Формирование сети учреждений МСЭ в крае в основном было завершено к 2000 году. Бюро медико-социальной экспертизы были созданы в 32-х муниципальных образованиях края, в том числе в 14-ти территориях, где ранее не было врачебно-трудовых экспертных комиссий. Созданная, таким образом, сеть учреждений МСЭ края позволяла каждому гражданину решить свои проблемы инвалидности по месту жительства.
В период с 1998 по 2000 годы в крае создано 57 государственных учреждений медико-социальной экспертизы, являющихся самостоятельными юридическими лицами, в том числе 5 главных бюро и 52 бюро медико-социальной экспертизы.
Сеть бюро медико-социальной экспертизы была представлена 42 бюро МСЭ общего профиля и 10 - специализированного, из них для больных психоневрологическими заболеваниями – 5, туберкулезом - 2, заболеваниями органа зрения – 2, онкологическими заболеваниями - 1.
Формирование сети учреждений производилось по территориальному принципу, исходя из численности населения муниципального образования и реальной потребности населения данной территории в медико-социальной экспертизе.
Структура и функционирование вновь созданной службы в полной мере соответствовала всем нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующим её создание и деятельность.

Таким образом, с созданием Государственной службы МСЭ Краснодарского края произошли принципиальные изменения в организации и проведении медико-социальной экспертизы на территории края:
- внедрена новая концепция инвалидности (социальная недостаточность вследствие ограничения жизнедеятельности вместо нарушения трудоспособности);
-полностью изменена организация управления работой главных бюро МСЭ и бюро МСЭ с возложением этих функций на соответствующий отдел департамента социальной защиты населения Краснодарского края;
- в штатное расписание введены новые должности различных специалистов (специалисты по реабилитации инвалидов, психологи, специалисты по социальной работе, функциональной диагностике, профессиональной ориентации и другие);
- на службу медико-социальной экспертизы были возложены новые функции по определению нуждаемости инвалидов в различных видах социальной помощи и защиты, формированию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, контролю за их исполнением.
Реализация последнего была затруднена ввиду того, что продекларированный Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» базовый перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг так и не был принят Правительством Российской Федерации, а утвержденное Минтрудом России Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида не было зарегистрировано в Минюсте России.

В целях реализации функций по формированию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, возложенных на учреждения МСЭ края, в феврале 2000 года были разработаны и утверждены постановлением Правительства края «Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида на территории Краснодарского края» и «Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам Краснодарского края бесплатно», что позволило учреждениям МСЭ края приступить к разработке ИПР уже в 2000 году.

Учреждения медико-социальной экспертизы стали инициаторами и приняли самое активное участие в разработке проектов Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в Краснодарском крае и целевых программ комплексной реабилитации инвалидов в городах и районах края.
К концу 2004 года Государственная служба МСЭ Краснодарского края стала одной из наиболее организованной и материально обеспеченной службой в нашей стране.

22 августа 2004 года был принят Федеральный закон № 122- ФЗ, который внес изменения во многие действующие законы, в том числе и в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Коснулись эти изменения и структуры нашей службы. В соответствии с новой редакцией этого закона медико-социальная экспертиза с 1 января 2005 года осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В целях реализации статьи 8 данного закона Правительством Российской Федерации было принято постановление от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», которым предусмотрено создание федеральных государственных учреждений – главных бюро медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации и Федерального бюро МСЭ в г. Москве.

Впервые в истории медико-социальной экспертизы сформирована трехуровневая система медико-социальной экспертизы (1-ый уровень – бюро МСЭ, 2-ой – главное бюро МСЭ и 3-ий, высший – Федеральное бюро МСЭ).
Решения главных бюро МСЭ теперь могут быть обжалованы в Федеральное бюро МСЭ в г. Москве. Функции бюро МСЭ и главного бюро МСЭ, предусмотренные Федеральным закономя. практически не изменились.

Правовое и организационно-методическое обеспечение вновь созданной службы возложены на Министерство здравоохранения и социаль-ного развития Российской Федерации, организация обеспечения и координация деятельности учреждений МСЭ - на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, надзор за выполнением правил осуществления МСЭ – на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 1646-р в крае создано и приступило к работе с 1 января 2005 года федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю».
ФГУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю имеет в своем составе 52 филиала в городах и районах края, 10 экспертных составов главного бюро, административно-хозяйственный аппарат. Филиалы не являются юридическими лицами, организацию и обеспечение их деятельности осуществляет главное бюро МСЭ.

Главное бюро возглавляет руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе Краснодарского края.
Во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 30 декабря 2004 года № 1329 все государственные учреждения медико-социальной экспертизы Краснодарского края и транспортная служба медико-социальной экспертизы Краснодарского края в настоящее время находятся в стадии ликвидации. Предполагаемый срок их ликвидации – август 2005 года.
Согласно статьи 154 Федерального закона от 22 августа 20004 года № 122-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны передать, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принять имущество субъектов Российской Федерации. Данная статья закона не реализована.

21 декабря 2004 года между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в лице руководителя В.А. Прохорова и Администрацией Краснодарского края в лице губернатора А.Н.Ткачева подписано Соглашение о взаимодействии по обеспечению деятельности федерального учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю», в соответствии с которым Администрация в течение месяца с момента государственной регистрации Федерального учреждения передает в безвозмездное пользование Федеральному учреждению имущество, являющееся собственностью субъекта Российской Федерации и закрепленное за учреждением МСЭ края (в крае это 57 бюро МСЭ и транспортная служба МСЭ).

Государственная регистрация юридического лица ФГУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» была осуществлена 28 декабря 2004 года. Таким образом, передача имущества должна была быть осуществлена до 29 января 2005 года. Однако, и данное Соглашение до настоящего времени не выполнено, и проблема не решена.
Из-за нерешенности вопросов по передаче имущества и закреплению помещений Федеральное учреждение не может заключить в полном объеме договоры аренды помещений, находящихся в краевой собственности, а, следовательно, и договоры по представлению услуг связи, коммунальных услуг и т.д., что приводит к трудностям при проведении медико-социальной экспертизы.

Задержка передачи автотранспорта Федеральному учреждению уже привела к значительному снижению числа «выездных» заседаний к тяжело больным гражданам на дом или по месту их лечения, проживающим в отдаленных и труднодоступных районах края.
Законодательным Собранием Краснодарского края принято постановление от 20 апреля 2005 года № 1421-П «О даче согласия администрации Краснодарского края на передачу государственного имущества Краснодарского края в безвозмездное пользование федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю», в соответствии с которым и будет осуществляться передача государственного имущества Краснодарского края Федеральному учреждению.

Несмотря на имеющиеся трудности за 1 квартал 2005 года учреждениями МСЭ края освидетельствовано более 42 тысяч человек, из них 2191 - на дому либо в стационарах, и сформировано около 7 тысяч индивидуальных программ реабилитации инвалида.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстрой-ством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации включают в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
- социально-средовая, социально-педагогическую, социально-психологическую, социокультурную реабилитацию и социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Формирование индивидуальных программ реабилитации инвалидов учреждениями медико-социальной экспертизы края начато с 2000 года. С каждым годом количество разработанных индивидуальных программ реабилитации увеличивается. Так, если в 2000 году было разработано 7 тысяч ИПР, то в 2004 году эта цифра достигла 23 тысяч. Но, к сожалению, эффективность реализации их пока остается на низком уровне. За 5 лет полностью или частично реабилитировано и интегрировано в общество не более 30 тысяч человек. Основная проблема состоит в том, что до сих пор не достаточно проработана нормативно-правовая база в сфере медико-социальной экспертизы и особенно это касается реабилитации инвалидов.

Учреждения МСЭ в своей деятельности взаимодействуют с Центрами занятости населения, органами социальной защиты населения, лечебно-профилактическими учреждениями. Многие бюро края стали инициаторами создания координационных советов по делам инвалидов в муниципальных образованиях и принимают активное участие в их работе, ставят на рассмотрение актуальные проблемы.
В целях улучшения качества медико-социальной экспертизы нами уделяется большое внимание повышению квалификации работников бюро. За последние годы прошли усовершенствование более 250 специалистов различного профиля.
Стало практикой проведение межведомственных семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов» по проблемам профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

На протяжении длительного времени в учреждениях МСЭ края проводится апробация новой формы акта освидетельствования в бюро МСЭ.
В 2002 году Краснодарский край и Владимирская область определены «пилотными» регионами для разработки в рамках Федеральной программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годов» единого для всех учреждений МСЭ страны программного обеспечения.
В 2004 году при активном участии специалистов службы МСЭ на территории нашего края была организована и проведена I Всероссийская научно – практическая конференция «Теория и практика медико-социальной реабилитации», в работе которой приняли участие ведущие специалисты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представители Комитета Совета Федерации РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, президент Академии медико-технических наук, представители Всероссийского общества инвалидов и других организаций, занятых в сфере реабилитации инвалидов.

В Краснодарском крае, как в целом по стране, наблюдается рост интенсивного показателя первичной инвалидности. Это говорит о том, что ежегодно приток инвалидов увеличивается, и их число в структуре общей инвалидности будет расти.

Уровень первичной инвалидности основных возрастных категорий населения Краснодарского края в 2004 году
(интенсивные показатели рассчитываются на 10 тыс. населения):
Всего населения - 84,1 (в 2003 году - 73,7) на 10 тысяч населения всех возрастов (рост);
Взрослого - 98,6 (в 2003 году - 85,9) на 10 тысяч населения в возрасте 18 лет и старше (рост);
Трудоспособного возраста - 58,1 (в 2003 году - 60,5) на 10 тысяч населения в возрасте 18 лет -54 года (женщины), 59 лет (мужчины) (сниже-ние);
Пенсионного возраста – 200,8 на 10 тысяч населения старше трудоспособного возраста (в 2003 году - 147,5) (рост);
Детского населения – 29,1 на 10 тысяч населения в возрасте до 18 лет (в 2003 году -30,0) (практически без изменения в течение 5 лет).
Показатели первичной инвалидности в Краснодарском крае традиционно ниже аналогичных показателей по Российской Федерации в целом, и по ряду параметров лучше, чем в других субъектах Южного федерального округа.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Этапы развития службы ВТЭ и МСЭ в Российской Федерации (Основные задачи, функции учреждений МСЭ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: