Четверг, 28.03.2024, 13:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Профессиональная диагностика в учреждениях МСЭ
Профессиональная диагностика в учреждениях МСЭ
astra71Дата: Понедельник, 04.11.2013, 17:25 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28519
Репутация: 453
Статус: Offline
Е.В.Морозова. В.А.Бочкова, Э.И.Мирзаян, М.В.Сивухина, Е.В.Жукова
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Профессиональная экспертно-реабилитационная диагностика в рамках предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы освидетельствуемого лица включает в себя: изучение базовых социальных характеристик человека, связанных с профессионально-трудовой деятельностью;
изучение характеристик профессионально-трудовой деятельности;
оценку профессионально-трудовой, образовательной и психологической составляющей реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
определение нуждаемости инвалида в мероприятиях профессиональной реабилитации.

Качество проведения профессиональной экспертно-реабилитационной диагностики зависит от наличия полного пакета документов, содержащих всю необходимую информацию, касающуюся профессионально-трудовой деятельности освидетельствуемого лица, а также оснащения рабочего места специалистов современной аппаратурой, специализированным программным обеспечением для проведения компьютерной психодиагностики и оперативного доступа к государственным информационным ресурсам в сети Интернет.

В проведении профессиональной экспертно-реабилитационной диагностики участвуют следующие специалисты: специалист по реабилитации; медицинский психолог; врач - специалист по МСЭ и реабилитации; специалист по социальной работе.

Профессиональная экспертно-реабилитационная диагностика осуществляется в несколько этапов.

В задачи первого этапа входит:
Изучение медико-экспертных документов освидетельствуемого лица, включая:
базовые социальные характеристики человека, связанные с профессионально-трудовой деятельностью:
персональные характеристики: пол, возраст, место проживания, социальное окружение, жизненный опыт, притязания и др.
образовательные характеристики: имеющийся уровень профессионального образования, основная профессия, уровень полученной квалификации;
социальные способности: способность к установлению контактов, взаимоотношения с коллективом, профессиональная и психологическая совместимость;
профессиональная компетентность: доскональное знание своего дела и сути выполняемой работы, способов и средств достижения целей, способность правильно оценивать сложившуюся профессиональную ситуацию и принимать нужное решение, вводить новые способы осуществления профессиональной деятельности, а также внедрять новые технологии.
место работы (предприятие, учреждение, цех и др.) и его удаленность от места проживания;
способ передвижения к месту работы; установка на труд (трудовая мотивация)
основные характеристики профессионально-трудовой деятельности человека:
изучение профессиограммы с целью выявления основных, профессионально значимых, психофизиологических функций и качеств человека для данного вида труда: двигательные (моторные); сенсорные (функции анализаторов); индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности; свойства аттенивно-мнестических и эмоционально-волевых процессов;
изучение содержания выполняемой работы в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих или прилагаемой должностной инструкции и др.
изучение санитарно-гигиенических условий производственной среды и факторов трудового процесса по тяжести, напряженности и вредности на конкретном рабочем месте (в тех случаях, когда в пакете документов представлена карта аттестации рабочего места или производственная характеристика, в которой отражены классы условий труда на рабочем месте и степень профессиональной компетенции работника).
дополнительные сведения, не отраженные в медико-экспертных документах (например, наименование профессионального учебного
заведения по образованию, направление обучения, профиль подготовки, другие профессиональные навыки).

Анализ полученных данных и оценка условий труда согласно Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. «Критерии и классификация условий труда». Р 2.2.2006-05, утвержденному Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г.

В соответствии с указанными критериями при проведении медико-социальной экспертизы должны оцениваться: факторы производственной среды:
физические (производственный шум; вибрация; температура воздуха рабочей зоны, поверхности оборудования, материалов; влажность и подвижность воздуха; статическое электричество и электромагнитные излучения; ультразвук и инфразвук; освещенность и др.);
химические факторы (запыленность и загазованность; токсические и раздражающие вещества и др.);
биологические факторы (патогенные микроорганизмы: бактерии, вирусы и др.);
факторы трудового процесса по тяжести (физическая нагрузка за смену; масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную; общее число стереотипных рабочих движений; статическая нагрузка за смену; характер рабочей позы; угол и частота наклона корпуса; перемещения в пространстве, обусловленные технологическим процессом) и по напряженности (интеллектуальные нагрузки; сенсорные нагрузки; эмоциональные нагрузки; монотонность нагрузок; режим работы).
В большинстве профессий сочетаются элементы как физического, так и умственного труда. В современных профессиях преобладают высокие интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки.

Исходя из гигиенических критериев условия труда подразделяются на 4 класса: 1 - оптимальные, 2 - допустимые, 3 - вредные (четыре степени), 4 - опасные.

Согласно пункту 4.3 Санитарных правил (СП 2.2.9.25100-9 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.05.2009 г. № 30, условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Показанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим, химическим, биологическим факторам, работа с незначительной или умеренной физической динамической и статической нагрузкой, в отдельных случаях - с выраженной физической нагрузкой.

Формирование заключения с подробной характеристикой основной профессии (должности), условий трудовой деятельности и требований, предъявляемых основной профессией к профессионально важным качествам, при необходимости с определением нуждаемости в мерах профессиональной реабилитации: трудоустройство на открытом рынке труда, на специализированном предприятии, на дому, поддерживаемое трудоустройство, в том числе моделирование специального рабочего места.

Задачей второго этапа профессиональной экспертно-реабилитационной диагностики является проведение профессиональной ориентации

В рамках профориентации существуют различные подходы к пониманию термина «психодиагностика». В частности, мы опираемся на концепцию Кулагина Б.В., который рассматривает профессиональную диагностику как способ выявления сохранных психологических свойств, на которые можно ориентироваться при определении показанных видов труда, выявление нарушенных, не способных к компенсации, сфер психической деятельности, а также выявление профессионально важных качеств, необходимых для овладения того или иного вида труда.

Термин «профессионально важные качества» (ПВК), подразумевает индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Способность к осуществлению тех или иных видов труда непосредственно взаимосвязана с индивидуальными операциональными возможностями психической деятельности и, следовательно, оказывает влияние на трудовую продуктивность работника. Так, например, определенные виды труда (профессии), связанные с высоким темпов выполнения рабочих операции, предъявляет определенные требования к свойствам функции внимания: устойчивость, концентрацию, быструю переключаемость, совмещения. Перечисленные свойства внимания являются компонентом трудового навыка и формируются в процессе обучения. Наравне с высокими требованиями к развитию функции внимания, немаловажную роль играет такой показатель психической деятельности, как психомоторика. Психомоторная деятельность человека включает двигательные действия, в свою очередь, состоящие из одного или нескольких движений, направленных на достижение элементарной осознанной цели. Психоморная деятельность протекает в двух плоскостях - в сенсорном и моторном поле. Сенсорное поле - это часть рабочего места, которое воздействует на анализаторы человека и является источником профессионально значимой информации. Моторное поле составляет ту часть рабочего места, на которую человек воздействует своими трудовыми движениями. Немаловажная роль отводится и функциям восприятия, памяти и мыслительной деятельности.

В современных профессиях преобладают высокие интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, в связи с чем, возрос уровень требований к состоянию ВПФ. В процессе проведения диагностики профессионально важных качеств освидетельствуемого лица важнейшая роль отводится медицинскому психологу.

В задачи медицинского психолога входит:
1.Изучение медико-экспертной документации освидетельствуемого лица;
2.Ознакомлением с заключением специалиста по реабилитации;
3.Подбор диагностических методов для выявления профессионально важных качеств и навыков; сохранных высших психических функций, возможностей компенсации имеющихся нарушений;
4.Непосредственное проведение исследования;
5.Анализ обобщенных результатов психодиагностического исследования, формирование заключения о степени соответствия ПФК требованиям, которым должен соответствовать человек в той или иной профессии, возможность (или невозможность) осуществления трудовой деятельности в основной профессии.
6. Проведение профориентации (по показаниям), подразумевающей профессиональное информирование; профессиональное консультирование; профессиональный подбор, профессиональный отбор.

В работе используются следующие группы психодиагностических методик: блок мотивационных методик; блок интеллектуальных методик; блок исследования профессионально важных качеств; блок личностных методик.

Блок мотивационных методик: «Тест профессиональных склонностей», методика «Карта интересов», опросник профессиональной готовности - модифицированный (ОПГ-М), «ДДО», опросник Холланда, краткий ориентировочный тест (КОТ).

Блок интеллектуальных методик: тест возрастающей трудности (методика Равена), определение уровня общего интеллектуального развития - тест Вандерлика (КОТ), методика «сложные аналогии», методика «простые аналогии», методика «Выявление общих понятий», методика «соотношение пословиц, метафор, фраз», тест структуры интеллекта (адаптированный вариант теста Амгхауэра).

Блок исследования профессионально важных качеств: методики исследования функций внимания (переключение, распределение, концентрация, объем) (тест «Корректурная проба», тест «Расстановка чисел» - 1 и 2 варианты, тест «Сортировка слов», тест «Черно-красные таблицы»; тест на определение индивидуальных свойств памяти («10 слов»); тест на изучение особенностей мышления («Числовые ряды», тест «Отыскивание закономерностей», тест «Кубики Кооса»); для определения уровня работоспособности используется Теппинг-тест, проба Крепелина; исследование импрессивной и экспрессивной речи; исследование мелкой моторики.

Блок личностных методик: Восьмицветовой тест Люшера, СМИЛ, шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест уровня субъективного контроля (УСК), тест Кеттелла (16 PF - опросник).

В задачи третьего этапа, осуществляемого врачом, входит:
Изучение пакета медико-экспертных документов освидетельствуемого лица (диагноз, группа инвалидности, причина инвалидности, уровень образования, профессиональный маршрут, трудовая направленность и т.д.).
Анализ заключений, предоставленных специалистом по реабилитации и медицинским психологом.
Формирование заключения с определением нуждаемости в мерах профессиональной реабилитации в части содействия в трудоустройстве на открытом рынке труда, на специализированном предприятии, на дому с определением противопоказанных и показанных условий и видов труда для инвалида на основании клинико-функционального диагноза, объективных данных клинического и реабилитационного прогноза, характеристик профессионально-трудовой деятельности, профессионально-трудового и образовательного статуса, заключения медицинского психолога.

Критерии определения условий и видов труда: характеристика преобладающего физического или нервно-психического напряжения, организация, периодичность и ритм работы, нагрузка на отдельные органы или системы, наличие неблагоприятных условий труда и профессиональных вредностей.

Определение показанных условий труда для инвалидов требует комплексного подхода, учитывающего, главным образом, специфику
заболевания (нозология, степень тяжести патологического процесса, течение заболевания), а также тех нарушений, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности инвалида. 11еобходимо учитывать и социальные факторы - пол, возраст, уровень образования, основную профессию, профессиональный маршрут, наличие дополнительных знаний и умений; особенности личности и трудовую установку.

При определении противопоказанных и показанных условий и видов труда для инвалида врач-специалист по МСЭ и реабилитации руководствуется основными терминами и определениями, используемыми в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Р 2.2.2006-05, утвержденном Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г., ограничивая возможность труда инвалидов преимущественно оптимальными и допустимыми условиями, т.е. работой в условиях труда 1 и 2 классов, а в отдельных случаях - 3.1 класса.

Также следует руководствоваться «Гигиеническими требованиями к условиям труда инвалидов», в которых сформулированы показанные и противопоказанные условия труда, общие для всех инвалидов, а также требования к организации труда на специализированных предприятиях для инвалидов с туберкулезом легких, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нервной системы, нервно-психическими заболеваниями; заболеваниями органа зрения и органов слуха (СП 2.2.9.2510-09), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 г. №30.

Обращаем ваше внимание, что указание примерного перечня профессий для трудоустройства инвалидов может привести к ограничению круга подходящих рабочих мест, что, в свою очередь, противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

Трудовые рекомендации должны отвечать основным требованиям трудового устройства инвалидов: труд должен соответствовать функциональным возможностям инвалида с учетом его профессиональных навыков, специальной и общеобразовательной подготовки, личностных наклонностей, отношения к труду.

Нуждаемость в мероприятиях профессиональной реабилитации определяется специалистами учреждений медико-социальной экспертизы на основе проведенной специалистами комплексной профессиональной экспертно-реабилитационной диагностики освидетельствуемого лица с учетом профессионально-трудовой, образовательной и психологической составляющей реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.

Комплексный подход к разработке специалистами федеральных учреждений медико-социальной экспертизы мероприятий программы профессиональной реабилитации инвалида, включающий мероприятия по повышению уровня образования инвалидов, в том числе в условиях инклюзивного образования, мероприятия по содействию занятости инвалидов, в том числе доступности рабочих мест на открытом рынке труда, повысит степень социальной активности инвалидов и даст им возможностью вести независимый образ жизни.

Доступность качественного профессионального образования для каждого инвалида в соответствии с его индивидуальными потребностями и доступность для инвалидов рабочих мест на открытом рынке труда обеспечит реализация Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175, в которой предусматривается выработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений МСЭ с органами занятости населения в целях трудоустройства и переподготовки инвалидов, а также издание профессиографического справочника для трудоустройства инвалидов.

Литература и используемые сертифицированные компьютерные программы:
ГОСТ Р 53929-2010 Медико-социальная экспертиза. Порядок и условия предоставления услуг медико-социальной экспертизы.
ГОСТ Р 53873-2010 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов.
СП 2.2.9.25100-9 «Гигиенические требования к условиям пруда инвалидов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.05.2009 № 30.
СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста».
Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р.2.2.2006-05, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 29.07.2005 № 30.
Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Андреева Д.И. и др. Критерии оценки способности инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к трудовой деятельности (пособие). - 2005 - М.: Департамент социальной защиты населения города Москвы. ФБМСЭ.
Пряжников Е.Ю. Профориентация. - 2006 - М.: Издательский центр «Академия» - 496 с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики - 1984 - М.:Медицина. -216 с.
Классификатор показанных и противопоказанных условий и характера труда для трудоустройства инвалидов (12 книг) - М. Комитет труда и занятости Правительства Москвы. Фонд «социальный партнер».
Перечень показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различной патологией - 1996 - М.: Агентство «Инфомарт». -336 с.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (постановление Госстандарта России от 26.12.1994 № 367).
Тарифно-квагшфикационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 №31.
Единый тарифно-квагшфикационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Все выпуски. Официальное издание Министерства труда и социального развития РФ. М., 2004.
Информационный интернет-ресурс «Атлас профессий» Минздравсоцразвития России.
Др. нормативно-методическими документы, справочники (результаты многолетних научных исследований ЦИЭТИНа, ФГУП «ФЦЭРИ», ФГУ «ФБМСЭ» по экспертной оценке условий и характера труда, пригодности профессий, показанности и противопоказанности видов работ).
Компьютерная программа «Система профконсультации» (государственная регистрация электронного издания).
Компьютерная программа «Банк профессиограмм» (государственная регистрация электронного издания).
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Профессиональная диагностика в учреждениях МСЭ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: