Пятница, 29.03.2024, 00:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Методы реабилитации при задержке развития речи, гипердинамии (Методы реабилитации при энурезе)
Методы реабилитации при задержке развития речи, гипердинамии
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 17:51 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28519
Репутация: 453
Статус: Offline
Е.В.Алексеева, М.А.Алексеев, Е.П.Калиниченко

Задержка развития речи, гипердинамия, энурез в структуре диспраксии развития и методы ранней реабилитации в санатории «Горячий Ключ» (Псекупские минеральные воды)

Санаторий «Горячий Ключ» г. Горячий Ключ, Краснодарский край

Термином «диспраксия развития» (ДР) обозначают специфический тип нарушений в области развития моторных навыков.

По данным Всемирной организации здравоохранения встречаемость ДР различной степени выраженности в детской популяции варьирует в диапазоне от 10% до 25%.

По данным Ю.Е.Садовской, М.С.Ковязиной, Н.Б.Троицкой, Б.М.Блохина в структуре заболеваемости доля пациентов с синдромом малой мозговой дисфункции (ММД) составляет 25%. Частота встречаемости ДР в популяции колеблется от 2 до 20%.
Если ДР рано не идентифицирована, это может оказать неблагоприятное воздействие на качество жизни ребенка и его самооценку. У мальчиков ДР встречается в 4 раза чаще, чем у девочек (по некоторым данным, в 7 раз чаще), хотя наличие проблемы у девочек предполагает более тяжелый дефицит.

ДР рассматривается в контексте синдрома минимальной мозговой дисфункции. Диагноз ММД устанавливают у детей с нормальным интеллектом, но с различными проблемами обучения и поведения, ассоциированных с дисфункцией мозга.

Двигательные нарушения лежат в основе как нарушений моторики при гипердинамии, нарушений моторики речедвигательной мускулатуры при задержке развития речи, так и нарушений моторики мочевого пузыря при энурезе. Необходимо отметить, что в патогенезе развития всех вышеперечисленных патологий лежит антенатальная, перинатальная и натальная травма центральной нервной системы.

Церебральные повреждения в результате перинатальной асфиксии (перинатальная энцефалопатия - ПЭП) могут обуславливать диспраксию развития и трудности обучения. Динамическое наблюдение детей с рождения и соотношение показателей заболеваемости позволяют рассматривать ПЭП как один из этиологических факторов ДР.

В основе психомоторных нарушений могут лежать разные причины, начиная с пре- и перинатального поражения центральной нервной системы, генетического неблагополучия в семье и заканчивая отставанием темпов морфогенеза, недостатком или несвоевременностью социальных, клинико-психолого-педагогических воздействий.

Нарушения в области развития моторных навыков ребёнок испытывает в области применения звуков - не может управлять мышцами орального аппарата при произнесении звуков, слов и контролировать дыхание, в случае диспраксии развития моторных навыков речи и языка.

Для управления двигательным механизмом речи необходимо полноценное функционировние различных мозговых структур, к которым относятся:
- стволо-подкорковые ядра и их связи;
- мозжечок, его ядра и проводящие системы;
- корковые структуры;
- структуры лимбико-ретикулярной системы;
- проводящие системы.

В случае имеющихся нарушений в структурах черепно-мозговой иннервации, иннервирующих речедвигательную мускулатуру, практикующий врач-невролог констатирует ту или иную степень пареза речедвигательной мускулатуры и, как следствие, задержку речевого развития.
Задержка речевого развития сопровождается и трудностями при обучении простым движениям, низкой скоростью письма, неправильным держанием и удержанием ручки для письма.

Гипердинамия - синдром дефицита внимания с гипердинамией (СДВГ) развивается при нарушениях движения тела, когда ребенок с трудом удерживает равновесие, воспроизводит последовательность движений и запоминает следующее в последовательности движение.

Детям с гипердинамией тяжело даются и моторные игры, когда ребенок не может поймать предмет или использовать инструменты.
В работах Н.Н.Зваденко, Н.М.Колобова, Н.Ю.Суворина было показано, что в качестве причины основных проявлений СДВГ рассматриваются расстройства функций лобных долей головного мозга, прежде всего - префронтальной области, а проявления СДВГ анализируются с позиций недостаточной сформированности управляющих функций.

Довольно распространённым является сочетание СДВГ и энуреза. По данным литературы, частота ночного энуреза особенно высока среди детей с СДВГ (от 21% до 32%), что соответствует и нашим наблюдениям.
По данным А.Скоромец, Н.Андрющенко, И.Семичева, Д.Шигашева у 85% детей с СДВГ встречаются различные сочетанные расстройства, связанные с перинатальным поражением ЦНС.
Наиболее часто - задержка развития речи, тикозные гиперкинезы, энурез.

По нашим наблюдениям из группы пациентов с диспраксией развития (46 человек) речевые нарушения были отмечены нами у 48% детей, у всех детей - различная степень пареза речедвигательной мускулатуры. В 40% случаев наблюдалось нарушение внимания с гиперактивностью, в 12% - первичный энурез (дневной+ночной).

В группе детей с ДР эти заболевания всегда встречаются в сочетанной форме. Очень часто знурез сопровождается той или иной формой задержки речевого развития; или же синдром дефицита внимания с гипердинамией и энурезом; или же ребёнок страдает всеми тремя формами указанных патологий, которые всегда сопровождаются и нарушением формирования скелета (нарушением осанки и плоско-вальгусной деформацией стоп).

В процессе ранних реабилитационных мероприятий, по нашим наблюдениям, первыми уходят симптомы энуреза; симптомы нарушения речи уходят позже; больше времени и лечебных воздействий требуют импульсивность, нарушение внимания и гипердинамия.

Идея об общем нервном базисе организации высоко специализированных моторных последовательностей давно высказывалась многими исследователями разных лет. Нам представляется необходимым всех детей, рождённых с перинатальным поражением ЦНС, брать на диспансерный учёт не только до достижения им 1 года, но и до 7 лет.

В этот период проявляются ранние симптомы энуреза, задержки развития речи, симптомы дефицита внимания с гипердинамией или без гипердинамии. Ранние реабилитационные мероприятия, применяемые при ранних симптомах нарушения моторных навыков, т.е. при раннем выявлении диспраксии развития, приводит к потрясающим результатам.

При обращении детей с 2 лет удаётся справиться с данной патологией до 5-летнего возраста. В санаторно-курортном комплексе «Горячий Ключ» эффективно используется методика 3-этапного лечения: медикаментозного, санаторно-курортного и специального.

Выводы:
1. В целях достижения максимальной эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий у детей с диспраксией развития рекомендуется:
- проводить мониторинг состояния здоровья детей с 1 года и до достижения 18-летнего возраста,
- при ранних признаках нарушения моторного развития обследовать предречевое и речевое развитие. Включать данную категорию детей в группу риска по развитию СДВГ и энуреза,
- детям с СДВГ, задержкой развития речи, энурезом рекомендовать санаторно-курортное лечение,
- учитывать высокую эффективность применения санаторно-курортных методик (сероводородные ванны, грязевые аппликации и др. по показаниям) в лечении детей с диспраксией развития.
2. Качество жизни детей улучшается при использовании 3-этапного лечения: медикаментозного, санаторно-курортного и специального.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Методы реабилитации при задержке развития речи, гипердинамии (Методы реабилитации при энурезе)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: