Пятница, 19.04.2024, 03:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Формирование раздела ИПР (Мероприятия психолого-педагогической реабилитации)
Формирование раздела ИПР
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 18:51 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28576
Репутация: 453
Статус: Offline
Е.В.Морозова, Э.И.Мирзаян, Е.В.Жукова

Формирование раздела ИПР «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» у глухих и слабослышащих инвалидов в части, касающейся изучения иностранного языка

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью нарушения функции органов слуха, представляет для современного общества важную гуманитарную задачу, решаемую, в том числе, средствами образования.

Анализ обращений граждан в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (родителей детей, а также их законных представителей) по вопросу разработки ИПР в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», «Мероприятия социальной реабилитации» (социально-педагогическая реабилитация) показал, что в последнее время актуальным становится внесение в ИПР рекомендаций об обязательном изучении иностранного языка глухими и слабослышащими учащимися, получающими основное общее, среднее полное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Подобные обращения обусловлены тем фактом, что на практике в более 50% случаев инвалиды вследствие нарушений функции органов слуха не изучают иностранный язык.

Как известно, владение иностранными языками в значительной степени определяет кругозор и общий культурный уровень личности. В связи с включением России в общемировой интеграционный процесс, знание иностранного языка приобретает все большее значение.

Развитие и широкое распространение в последние годы компьютерных технологий, средств связи, сетевых коммуникаций (интернет) привело к тому, что знание иностранного языка оказывается необходимым не только для занятий различными видами профессиональной деятельности, но, в значительной мере, для ориентации в современной повседневной жизни.

Владение иностранным языком для молодых людей, вступающих в социум, становится все более важным, влияющим на их общественный статус, способствует полноценной интеграции в общество, обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда и, как следствие, обуславливает полную или частичную экономическую самостоятельность инвалида.

В этой связи, с учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования, на законодательном уровне систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда, а также учет индивидуальных особенностей обучающихся.

В соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к основным программам относятся основные общеобразовательные, основные профессиональные образовательные, а также программы профессионального обучения.

Новацией образовательного законодательства в этой части следует считать установление основ механизма разработки образовательных программ. Образовательные программы должны соответствовать федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в подзаконных нормативных актах, и закрепление в качестве критериев оценки степени освоения обучающимися образовательных программ зачетных единиц, общее количество которых по основной образовательной программе определяется Федеральными государственными образовательными стандартами.

Иностранный язык входит в перечень обязательных общеобразовательных дисциплин, установленный действующим Государственным образовательным стандартом основного общего, среднего полного, среднего профессионального образования.

Кроме того, в процессе получения основного общего образования лицами с нарушениями функции органов слуха обучение иностранному языку в образовательном учреждении, в том числе в специальном (коррекционном) учреждении II вида, уже заложено в базисном учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном Приказом Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п, и приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», что предполагает изучение иностранного языка лицами с проблемами слуха в процессе получения общего образования.

Таким образом, современные требования к максимально эффективной социальной адаптации лиц с нарушением функции органов слуха и необходимость совершенствования образования, получаемого глухими и слабослышащими учащимися, определяют актуальность изучения иностранного языка в образовательном учреждении.

Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как отмечает Л.А.Набокова, обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись путем прямого использования существующих методик, применяемых при обучении лиц, обладающих нормальным слухом, в связи с тем, что лица с нарушениями слуха воспринимают речь иначе: у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка, развития языковых обобщений. Эти факторы определяют своеобразие усвоения ими языка и, как следствие, создают необходимость использования специальных методов обучения таких лиц иностранному языку в процессе получения образования в рамках реализации адаптивных программ профессионального обучения [1, с. 176].

Следовательно, исключение из программы обучения учащихся образовательных учреждений иностранного языка и перераспределение учебной нагрузки ограничивает возможности инвалидов по слуху в получении качественного профессионального образования.

В связи с этим, считаем возможным, при формировании разделов ИПР «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», в графе «объем изучаемого материала» ставить 100%, в графе «другое» - изучение иностранного языка в рамках образовательной программы (согласно базисному учебному плану).

Исполнителем рекомендуемых реабилитационных мероприятий являются территориальные органы управления образованием.
Инвалиду вследствие нарушения функции органов слуха в возрасте старше 18 лет данные рекомендации можно внести в ИПР в раздел «Мероприятия социальной реабилитации» (мероприятия социально-педагогической реабилитации).

Литература
1. Набокова Л.A. Обучение английскому языку слабослышащих учащихся младших классов / Набокова Л.А. // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в области гуманитарных и естественных наук в 1997-1999 гг. - М, 1999-С. 175-177.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Формирование раздела ИПР (Мероприятия психолого-педагогической реабилитации)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: