Пятница, 29.03.2024, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Определение ОЖД к передвижению у детей-инвалидов
Определение ОЖД к передвижению у детей-инвалидов
astra71Дата: Суббота, 08.09.2012, 21:27 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
К.Э. Пожарищенский, Г.В. Волынец, О.В. Андрианов, В.К. Пожарищенская, Э.И. Мирзаян, К.В. Стативка

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЙ В КАТЕГОРИИ «СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ» У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОЗИЦИИ МКФ
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России,
г. Москва

Актуальность
В Российской Федерации отмечается высокий уровень первичной инвалидности. Анализ первичной инвалидности за 1997-2006 гг. показал, что число лиц, впервые признанных инвалидами (ВПИ) ежегодно в среднем колебалось в пределах 1-1,1 млн. человек и за 10 лет инвалидами стали 11,5 млн. человек. Инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата составляет значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом. Диапазон колебаний уровня первичной инвалидности от 1,6 в 2004 и 2005 годах до 1,9 в 2001 и 2002 годах.
Максимальный уровень первичной инвалидности вследствие болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани на протяжении анализируемого периода отмечался в Южном федеральном округе (диапазон колебаний от 1,9 в 2004 году до 3,1 в 2006 году).
Минимальный уровень первичной инвалидности вследствие болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани на протяжении анализируемого периода отмечался в Уральском федеральном округе (диапазон колебаний от 1,2 в 2005 - 2006 гг. до 1,7 в 2002 году).

«Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ), принятая ВОЗ в 2001 году, в настоящее время широко используется в различных странах для оценки состояния здоровья населения.
Положения данной классификации могут быть адаптированы применительно к медико-социальной экспертизе для оценки степени нарушения функций и ограничений жизнедеятельности детей. Ниже приводятся показатели, используемые МКФ в разделе «Мобильность», которые можно применить для оценки категории жизнедеятельности «Способность к передвижению».

Мобильность:
• Изменение и поддержание положения тела
• Перенос, перемещение и манипулирование объектами
• Ходьба и передвижение
• Передвижение с использованием транспорта

• Ограничения жизнедеятельности в разделе «Мобильность» могут возникать при стойких нарушениях следующих функций:
• Нейромышечных, скелетных и других, связанных с движением, функций, функций суставов и костей.

• Нарушения функции подвижности суставов, в том числе:
- нарушение подвижности одного сустава;
- нарушение подвижности нескольких суставов;
- нарушение общей подвижности суставов.

• Нарушение функции стабильности суставов, в том числе:
- нарушение стабильности одного сустава;
- нарушение стабильности нескольких суставов;
- нарушение общей стабильности суставов.

• Нарушение функции подвижности костного аппарата, в том числе:
- нарушение подвижности лопатки;
- нарушение подвижности таза;
- нарушение подвижности костей запястья;
- нарушение подвижности костей предплюсны.

Функций мышц:

• Нарушения функции мышечной силы, в том числе:
- нарушение силы изолированных мышц и мышечных групп;
- нарушение силы мышц одной конечности;
- нарушение силы мышц одной стороны тела;
- нарушение силы мышц нижней половины тела;
- нарушение силы мышц всех конечностей;
- нарушение силы мышц туловища;
- нарушение силы всех мышц тела.
• Нарушение функций мышечного тонуса, в том числе:
- нарушение тонуса изолированных мышц и мышечных групп;
- нарушение тонуса мышц одной конечности о нарушение тонуса мышц одной стороны тела;
- нарушение тонуса мышц нижней половины тела;
- нарушение тонуса мышц всех конечностей; о нарушения тонуса мышц туловища;
- нарушение тонуса всех мышц тела.

• Нарушение функций мышечной выносливости, в том числе:
- нарушение выносливости изолированных мышц;
- нарушение выносливости мышечных групп;
- нарушение выносливости всех мышц тела.

Двигательные функции.

• Нарушения моторно-рефлекторных функций, в том числе:
- двигательный рефлекс растяжения;
- рефлексы на повреждающий стимул;
- рефлексы на другие экстероцептивные стимулы;
- нарушения функции непроизвольной двигательной реакции.

• Контроль произвольных двигательных функций, в том числе:
- контроль простых произвольных движений:
- контроль сложных произвольных движений;
- координация произвольных движений;
- опорные функции руки или ноги;

• Непроизвольные двигательные функции, в том числе:
- непроизвольные сокращения мышц;
- тремор;
- тик и манерность;
- стереотипные и двигательные персеверации.

• Функции стереотипа походки.

• Ощущения, связанные с мышцами и двигательными функциями, в том числе:
- ощущение мышечной скованности;
- ощущение мышечного спазма.

Ограничения жизнедеятельности в категории «Мобильность» у детей наблюдаются также при стойких нарушениях следующих специфических психических функций.

• Психомоторные функции, в том числе:
- психомоторный контроль;
- качество психомоторных функций.

• Психические функции последовательных сложных движений.
Ограничения жизнедеятельности в категории «Мобильность»
возникают также при нарушении следующих сенсорных функций.
• Вестибулярные функции, в том числе:
- вестибулярная функция пространственного положения;
- вестибулярная функция равновесия;
- вестибулярная функция передвижения.

• Проприоцептивные функции.

• Функции зрения, в том числе:
- функции остроты зрения;
- функции полей зрения;
- качество зрения;
• функции структур, примыкающих к глазу, в том числе:
- функции внутренних мышц глаза;
- функции века;
- функции наружных мышц глаза;
- функции слезных желез (и протоков).

• Ощущение боли, в том числе: - генерализованная боль;
- боль в части тела;
- боль во многих частях тела; - иррадиирующая боль в дерматоме;
- иррадиирующая боль в сегменте или области.

В настоящее время классификация степеней ограничений жизнедеятельности в категории «Способность к передвижению» предусматривает 3 степени выраженности:

- I степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния ходьбы. Сохраняется способность к самостоятельному передвижению при использовании вспомогательных средств с уменьшением скорости при выполнении передвижения и перемещения при сохранении равновесия.

- II степень - способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и частичной помощью других лиц. Сохраняется способность к самостоятельному передвижению и перемещению с помощью вспомогательных средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям человека и привлечением другого лица при выполнении некоторых видов передвижения и перемещения (сложные виды перемещения, преодоление препятствий, сохранение равновесия и др.).

- III степень — неспособность к самостоятельному передвижению, которое возможно только с помощью других лиц.

Оценка критериев, характеризующих мобильность человека, должна учитывать возраст ребёнка и этапы становления различных функций, обеспечивающих способность к самостоятельному передвижению в различных ситуациях. Рассматриваемые аспекты жизнедеятельности характеризуются различными вариантами целой серии показателей, связанных с нарушением комплекса различных функций организма, влияние сочетанности нарушений которых на способность ребёнка к самостоятельному передвижению нередко трудно учесть.

Цель
Разработать систему определения степени ограничений жизнедеятельности в категории «Способность к самостоятельному передвижению» у детей различного возраста.

Пациенты и методы
Под наблюдением в детском ортопедическом отделении (заведующий отделением - Пожарищенский Константин Эдуардович) ФГБУ ФБ МСЭ (Федеральное государственное учреждение «Федеральное бюро МСЭ», руководитель: Дымочка Михаил Анатольевич) находилось 18 детей 3-8 лет с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Среди них 2 детей с диагнозом врожденные аномалии конечностей, 5 детей с диагнозом ДЦП, 4 детей с диагнозом сколиоз, 2 детей с диагнозом эквиноварусная стопа, 1 ребенок с диагнозом гемиплегия, 1 ребенок с диагнозом врожденный вывих левого бедра, 1 ребенок с диагнозом спастическая диплегия, 1 ребенок с диагнозом остеохондроз головки бедренной кости и 1 ребенок с диагнозом артрогрипоз.

Для оценки степени нарушений мобильности в качестве вспомогательного инструмента была разработана балльная система оценки степени нарушений мобильности у детей различного возраста. При этом каждый критерий оценки этих способностей оценивался по четырёх балльной системе.
 
astra71Дата: Суббота, 08.09.2012, 21:28 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
Способность самостоятельно выполнять какое-либо действие в соответствии с возрастной нормой соответствовало 3 баллам.
Если какой-либо навык не выполняется в том возрасте, когда он должен выполняться ребёнком (или отставание в его выполнении на один возрастной период*), он оценивается в 2 балла.

Отставание в освоении (выполнении) ребёнком определённого навыка на два возрастных периода оценивается в 1 балл, на три возрастных периода — в 0 баллов.
* - у детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет, 15 лет.

МКФ предлагает расценивать снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% — как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжёлые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения [Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д. Шостка, В.Ю. Ряснянский, А.В. Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001,342 е.].

Для определения степени нарушений способности к общению целесообразно проводить тестирование за период трёх возрастных периодов, предыдущих возрасту ребёнка на момент освидетельствования.
Так:
• ребёнку в возрасте 3 месяцев оценка приобретённых навыков проводится за 3 прошедших месяца;
• в возрасте 6 месяцев — за 6 прошедших месяцев;
• в возрасте 9 месяцев - за 9 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 12 месяцев - за 9 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 18 месяцев - за 12 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 24 месяцев - за 15 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 30 месяцев - за 18 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 36 месяцев - за 18 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 48 месяцев (4 лет) - за 24 прошедших месяца (3 возрастных периода);
• в возрасте 5 лет - за 30 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 6 лет - за 36 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 7 лет - за 36 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте 10 лет - за 60 прошедших месяцев (3 возрастных периода);
• в возрасте старше 10 лет оценка степени нарушений способности к обучению и применению знаний производится в соответствии с возрастом 10 лет.

В возрасте 3 месяцев каждый навык, которым ребёнок должен овладеть к этому возрасту, оценивается в 3 балла. Не владение тем или иным навыком оценивается в 2 балла.

В возрасте 6 месяцев те навыки, которыми ребёнок должен был овладеть к 3 месяцам, оцениваются в 2 балла (или в I балл, если он ими ещё не овладел к 6 месяцам), а те навыки, которыми он должен овладеть в период от 4 до 6 месяцев, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).
В возрасте 9 месяцев те навыки, которыми он должен был овладеть к 3 месяцам, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 9 месяцам), те навыки, которыми он должен был овладеть в период от 4 до 6 месяцев, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть в период 7-9 месяцев оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 12 месяцев оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 4-6 месяцев, 7-9 месяцев и 10-12 месяцев. Те навыки, которыми он должен был овладеть в период 4-6 месяцев, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 12 месяцам), те навыки, которыми он должен был овладеть в период 7-9 месяцев, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки. которыми он должен овладеть в период 10-12 месяцев оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 18 месяцев (1,5 года) оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 7-9 месяцев, 10-12 месяцев и 13-18 месяцев. Те навыки, которыми он должен был овладеть за период 7-9 месяцев, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 18 месяцам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период 10-12 месяцев, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период 13-18 месяцев, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 24 месяцев (2 года) оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 10-12 месяцев, 13-18 месяцев и 19-24 месяцев. Те навыки, которыми он должен был овладеть за период 10-12 месяцев, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 24 месяцам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период 13-18 месяцев, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период 19-24 месяца, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 30 месяцев (2,5 года) оценка способности к к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 13-18 месяцев, 19-24 месяцев и 25-30 месяцев. Те навыки, которыми он должен был овладеть за период 13-18 месяцев, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 30 месяцам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период 19-24 месяца, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период 25-30 месяцев, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 36 месяцев (3 года) оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 19-24 месяцев, 25-30 месяцев и 31-36 месяцев. Те навыки, которыми он должен был овладеть за период 19-24 месяца, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 36 месяцам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период 24-30 месяцев, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период 30-36 месяцев, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 48 месяцев (4 года) оценка способности к к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 25-30 месяцев, 31-36 месяцев и 37-48 месяцев. Те навыки, которыми он должен был овладеть за период 24-30 месяцев, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 48 месяцам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период 30-36 месяцев, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период 36-48 месяцев, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 60 месяцев (5 лет) оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 31-36 месяцев, 36-48 месяцев и 49-60 месяцев (от 4 до 5 лет). Те навыки, которыми он должен был овладеть за период 30-36 месяцев, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 5 годам), те навьпси, которыми он должен был овладеть за период 36-48 месяцев, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период 48-60 месяцев (4-5 лет), оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 6 лет оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 3-4 лет (36-48 месяцев), 4-5 лет (48-60 месяцев) и 5-6 лет (60-72 месяца). Те навыки, которыми он должен был овладеть за период 36-48 месяцев, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 6 годам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период от 4 до 5 лет, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период от 5 до 6 лет, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 7 лет оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет. Те навыки, которыми он должен был овладеть за период от 4 до 5 лет, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 7 годам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период от 5 до 6 лет, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период от 6 до 7 лет, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

В возрасте 10 лет оценка способности к самостоятельному передвижению проводится за 3 предшествующие возрастные периода, т.е. за период 5-6 лет, 6-7 лет и 7-10 лет. Те навыки, которыми он должен был овладеть за период от 5 до 6 лет, оцениваются в 1 балл (или в 0 баллов, если он ими ещё не овладел к 10 годам), те навыки, которыми он должен был овладеть за период от 6 до 7 лет, оцениваются в 2 балла (или в 1 балл, если он ими ещё не овладел), а те навыки, которыми он должен овладеть за период от 7 до 10 лет, оцениваются в 3 балла (или в 2 балла, если он ими ещё не владеет).

Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывается в процентном отношении к возрастной норме набранных баллов (МКФ).

Отсутствие нарушений способности к самостоятельному передвижению соответствует снижению количества набранных относительно возрастной нормы баллов на 0-4%.
1 степень нарушения способности к самостоятельному передвижению соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 5-24% от возрастной нормы.
2 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 25-49% от возрастной нормы.
3 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 50-95% и более от возрастной нормы.

Результаты
Проведённые исследования показали, что 9 детей имеют ограничения жизнедеятельности в категории «Способность к самостоятельному передвижению» 1 степени, 7 детей - 2 степени, детей с 3 степенью ограничений не было. Без ограничений - 2 ребенка.

Заключение
Движения, которые осваивает ребенок сам или те, которым его учат взрослые - это произвольные движения. Произвольные движения - филогенетически самые молодые, но и самые сложные, отражающие способность человека формировать последовательность действий, предвидеть результат, вносить коррекцию по ходу действия. Навыки различных действий, относящихся к способности к мобильности, формируются у детей по мере их роста и развития. В каждом возрастном периоде ребёнок овладевает теми или иными навыками. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к самостоятельному передвижению, должна учитывать возраст ребёнка и этапы становления различных статодинамических, психических, сенсорных и других функций, обеспечивающих способность человека к восприятию, овладению навыками и применению их в различных ситуациях.

Разработанная система балльной оценки степени нарушении мобильности у детей различного возраста позволяет максимально минимизировать субъективность оценки показателей, рассматриваемых в данной категории жизнедеятельности. Данные, полученные при тестировании, позволяют по набранному количеству баллов и сопоставлении их с возрастной нормой определить степень ограничений жизнедеятельности в категории «Способность к самостоятельному передвижению» у детей различного возраста.
 
astra71Дата: Суббота, 08.09.2012, 21:28 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
Литература
1. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2005 году. Статистический сборник. - М.: «ФБ МСЭ», 2006. -С. 462.
2. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2006 году. Статистический сборник. - М.: «ФБ МСЭ», 2007. -С. 444.
3. Бадалян Л.O. Детская неврология / Изд. Медпресс, 1998.1
С.607.
131
4. Вельтшцев Ю.Е., Ветров В.П. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребёнка (нормативы детского возраста) // Российский вестник перинатологии и педиатрии (приложение) - 2000. — С.96.
5. Витензон А .С. Закономерности нормальной и патологической ходьбы человека / М.: ЦНИИПП, 1998. - С.271.
6. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) под ред. А.А.Баранова, Л-А.Щеплягиной 1 М„ 2006. С.652.
7. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. Руководство для врачей. - М.: 2004. - Изд. Медпрактика-М. - С.388.
8. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка,
B.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, С.342.
9. Власова И.Н., Лыскова Т.Ф., Прощагин B.C., Сидельнико-ва М.Н. Методы комплексной оценки состояния здоровья детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород.-1999.-
C.39.
10. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей (руководство для врачей). - М.: Медпрактика - М, - 2004. - С.388.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Определение ОЖД к передвижению у детей-инвалидов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: