astra71 | Дата: Воскресенье, 03.02.2013, 18:12 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29106
Репутация: 459
Статус: Offline
| © Канд. мед. наук Э. А. Манукян
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центральный НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Министерства труда и социального развития РФ, Москва
При проведении освидетельствования учреждениями медико-социальной экспертизы определяется возможность обучения инвалидов по слуху в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями с целью восстановления или компенсации утраченной способности к общественной и профессиональной деятельности.
Обучение инвалидов по слуху в специальных учреждениях среднего профессионального образования является одним из механизмов реабилитации. Ее задачи: дать глубокие специальные знания, продолжить общеобразовательную подготовку, а также достигнуть высокого уровня общения учащихся.
Контингент инвалидов по слуху, обучающихся в специальных учреждениях среднего профессионального образования, составляют в основном учащиеся с тугоухостью III—IV степени. Особенностью этого контингента являются затруднения в общении и обучении. У многих из них не развита речь из-за ограниченных слуховых возможностей.
С особенностью контингента учащихся инвалидов по слуху связана специфика образовательного процесса в специальном учреждении среднего профессионального образования. Одно из основных требований организации учебного процесса — это осуществление всем учащимся слухопротезирования и проведение постоянной слухоречевой коррекционной работы.
Для эффективности реабилитационной работы проводится оценка слуховой функции (тональная и речевая аудиометрия) квалифицированным аудиологом с помощью современной аппаратуры. Правильная оценка слуховой функции позволяет правильно подобрать, корригировать слуховой аппарат, а также составить план слухоречевой работы. Слухоречевые занятия проводятся сурдопедагогом. Их целью является развитие слухового восприятия, обучение слухозрительному восприятию устной речи, устранение дефектов голоса и речи.
В функции специальных учреждений среднего профессионального образования входит контроль за обеспечением учащихся слуховыми аппаратами коллективного и индивидуального пользования, нательными, тактильными слуховыми средствами, тренажерами для развития слухового, слуховибро-тактильного восприятия и речи. Возможности социальной и профессиональной реабилитации определяются уровнем обеспеченности техническими средствами; не только звукоусиливающими, но также телевизионной и видеоаппаратурой, телефонами, компьютерами, системами передачи звука, средствами сигнализации.
Применение технических средств позволяет активизировать познавательную, интеллектуальную деятельность в процессе обучения, а это в свою очередь приводит к улучшению восприятия речи.
У учащихся с III—IV степенью тугоухости полноценного общения достигнуть не удается даже при наличии слухового аппарата. Общение возможно только на слухозрительной основе, восприятие речи осуществляется лишь благодаря возможности дополнить недослышанные слова посредством подстановки по смыслу.
Гораздо ниже возможности реабилитации при использовании медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения: сосудорасширяющих средств, спазмолитиков, антихолинэстеразных препаратов, ноотропов, витаминов, стимуляторов метаболических процессов, средств, улучшающих мозговое кровообращение, электрофореза, массажа, рефлексотерапии, гипербарической оксигенации, оперативного лечения (при необходимости).
Умение ориентироваться, общаться в учебном коллективе требует больших психологических и нервных затрат. Постоянное напряженное внимание, тревожность приводят к стрессовому состоянию учащихся, в связи с чем они нуждаются в постоянной психологической коррекции.
В учреждениях среднего профессионального образования работа по интеграции в среду слышащих осуществляется через интеграцию в профессиональный коллектив, через профессиональную деятельность.
Положительные результаты достигаются в свою очередь путем повышения компетентности в профессии, стимуляции творчества. В связи с этим необходим адекватный выбор профессии для обучения, позволяющий реализовать возможности и способности больного, который осуществляется, согласно рекомендациям учреждений медико-социальной экспертизы.
Принцип выбора профессии основан на требованиях к слуху, предъявляемых профессией, условиях труда, не связанных с опасностью травматизма и прогрессирования тугоухости, личных потребностях инвалида. Обучение основной профессии в сочетании с обучением смежным специальностям, доступным слабослышащим и глухим, способствует стимуляции творчества, самостоятельности. Это позволяет им увереннее себя чувствовать в современных социально-экономических условиях.
Организация учреждениями среднего профессионального образования непосредственной связи с предприятиями региона, работы учащихся на этих предприятиях обеспечивает постепенную адаптацию инвалидов, вхождение в коллектив слышащих.
Стимуляции творчества, совершенствования мастерства инвалидов по слуху способствует объединение их в клубы, мастерские по интересам. Работа по профессиональному обучению должна сочетаться с активной коллективной деятельностью в других областях: спортивной, изобразительной, театрально-постановочной.
Организация обучения неслышащих учащихся предусматривает также связь с родителями, консультации с ними по педагогическим, психологическим проблемам, содержанию образования.
В современных условиях развивается направление интегрированного обучения в среде слышащих. Эта тенденция требует разработок в области индивидуальной программы реабилитации и других вопросов медико-социальной экспертизы для создания условий интегрированного обучения в среде слышащих и прежде всего в профессиональной области.
Использование всего объема реабилитационного потенциала позволит осуществить интеграцию учащихся — инвалидов по слуху в среду слышащих.
| |
| |