Понедельник, 29.04.2024, 00:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Проведение МСЭ в электронном виде на современном этапе
Проведение МСЭ в электронном виде на современном этапе
astra71Дата: Суббота, 23.02.2013, 20:42 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28604
Репутация: 453
Статус: Offline
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОВЕДЕНИЯ МСЭ КАК ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Олькова Н.В.
ФКУ «ГБМСЭ по Тюменской области»

Срок реализации V этапа перевода государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) в электронный вид в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р установлен -декабрь 2012 года.

Это значит, что услуга по проведению медико-социальной экспертизы должна быть поэтапно исполнена и завершена, при этом оформлены в электронном виде все необходимые запросы и документы.
Какая же на сегодняшний день готовность исполнения всей процедуры и какие проблемы необходимо решить до установленного срока?

В нашем учреждении построен защищенный канал связи между всеми подразделениями, оснащенный сертифицированными средствами защиты.
В 2010 году наше учреждение, как и все учреждения МСЭ, было подключено к АИС «Портал МСЭ», имеющей канал связи с Порталом государственных услуг. Компанией «Армада» были разработаны и зарегистрированы необходимые электронные сервисы. Это дало возможность реализовать III этап перевода услуги в электронный вид: обеспечение инструмента для граждан направлять через Портал государственных услуг в электронном виде заявления на проведение МСЭ, а также обжалование экспертных решений, а нам - принимать и обрабатывать эти заявления.

По состоянию на август 2012 года всего через Портал нам поступило 8 заявлений граждан, в т.ч. в 2010 г. - 1 заявление (по обжалованию), в 2011 г. - 1 заявление (на проведение МСЭ), в 2012 г. - 6 заявлений (4 на проведение МСЭ и 2 по обжалованию). Все заявления рассмотрены в установленный законом срок, гражданам через Портал МСЭ направлены приглашения на освидетельствование по указанному ими адресу электронной почты. Получили ли они через личный кабинет уведомления о текущих статусах рассмотрения заявления (реализация IV этапа перехода на исполнение в электронном виде государственной услуги) - дополнительно нами не выяснялось, но, полагаю, что получили. Кроме направления приглашения гражданам по электронной почте, мы еще делали контрольный звонок по телефону, указанному гражданином, т. к. адрес электронной почты мог оказаться не самого гражданина, а его родственников, например, как это выяснилось на практике. Гражданин с таким приглашением приходит в назначенный день и время сразу на освидетельствование в бюро МСЭ, минуя регистратуру, что дает экономию времени и для гражданина, и для специалистов бюро МСЭ, упорядочивая потоки.

Конечно, востребованность гражданами подачи заявления на проведение МСЭ через Портал государственных услуг пока низкая, необходима системная информационная работа в этом направлении. Мы у себя в учреждении провели специальную учебу с медрегистраторами, и при регистрации заявления на МСЭ в этом году они сразу предупреждают гражданина, что впредь он может при наличии доступа в Интернет подать заявление в электронном виде. Аналогичную информацию сообщают старшие медсестры экспертных подразделений при выдаче Справки об инвалидности. Также мы подготовили тематические информационные стенды и буклеты. Уже несколько лет в этом направлении идет активная информационная работа органов власти Тюменской области.

Кроме того, на Портале МСЭ специалистами нашего учреждения производится регистрация всех заявлений граждан, поданных в письменном виде по обжалованию экспертного решения на любом уровне, в т.ч. в ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». При этом к заявлению прикрепляются файлы с отсканированными экспертными документами, что дает возможность рассмотреть их и ускорить назначение даты освидетельствования по обжалованию. Особенно это актуально для граждан, освидетельствованных в отдаленных бюро МСЭ. В этих случаях для гражданина приглашение направляется в письменном виде - т.е. в том виде, в каком он подал заявление на обжалование. В будущем ожидаем также, что число поданных заявлений по обжалованию экспертных решений именно в электронном виде также увеличится.

После получения и регистрации заявления гражданина в электронном виде на проведение МСЭ мы должны сформировать в течение 2 рабочих дней межведомственные запросы для получения всех необходимых для проведения освидетельствования документов из числа тех, которые не вправе запрашивать у гражданина. Также мы должны получить направление на медико-социальную экспертизу в электронном или бумажном виде либо от медицинской организации, либо от органа социальной защиты или территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации.

На Портале МСЭ в настоящее время реализованы электронные сервисы для подачи следующих межведомственных запросов из учреждения МСЭ:
1) в Федеральную миграционную службу (ФМС России) о действительности паспорта гражданина, его регистрации, такие запросы помогают нам выявить недействительные паспорта, например, в случае, если гражданин не получил новый паспорт по достижении 25 или 45 лет.
2) в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) об имеющейся информации об акте о несчастном случае на производстве, однако информация приходит лишь в виде первой страницы акта о несчастном случае на производстве, а полного документа мы не получаем, что является нарушением перечня и формата сведений, утвержденных приказом ФМБА России от 05 августа 2011 г. № 326. Кроме того, в соответствии с п. 7 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» освидетельствование пострадавшего производится при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве. Таким документом является именно акт о несчастном случае на производстве, а не некая информация из него. Поэтому полученная при межведомственном запросе от ФСС РФ информация из акта в виде его первой странички является недостаточной и мы вынуждены просить гражданина предоставить сам акт.
3) в Роспотребнадзор об имеющейся информации об акте о профзаболевании, а также санитарно-гигиенической характеристике по месту работы. По запросам в это ведомство мы имеем возможность получить полноценный акт о профессиональном заболевании и санитарно-гигиеническую характеристику.

За 7 месяцев 2012 года нашим учреждением было направлено 220 запросов, в т.ч. 175 - в ФМС России, 24 - в ФСС РФ, 21 - в Роспотребнадзор.
Однако в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №318 учреждения МСЭ должны в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать также информацию о факте несчастного случая на производстве или профзаболевания у Роструда, Ростехнадзора, Ространснадзора.

При отсутствии возможности получать перечисленную информацию через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) учреждение МСЭ должно сделать соответствующие запросы в бумажном виде. Через СМЭВ сделать в настоящее время эти запросы невозможно в связи с отсутствием электронных сервисов на Портале МСЭ, а совершенно не технологичное взаимодействие на бумажных носителях может привести к нарушению сроков проведения экспертизы. Кроме того, остается непонятным, в каких случаях и в какое из этих ведомств нужно делать запросы.

Также на Портале МСЭ отсутствует электронный сервис для подачи запросов в подсистему автоматизации деятельности межведомственных экспертных советов (о выдаче заключений о наличии (отсутствии) причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями радиационного воздействия). Этот электронный сервис разработан компанией «Армада», зарегистрирован в СМЭВ, однако к Порталу МСЭ пока не подключен.

Еще одним документом, который учреждение МСЭ должно запрашивать по межведомственному запросу, является заключение о характере и условиях труда пострадавшего, выдаваемое органом государственной экспертизы условий труда. Однако такой электронный сервис отсутствует, приходится делать запросы в бумажном виде, и региональный орган государственной экспертизы условий труда нам в течение 5 дней отвечает, что такое заключение не выдавалось, т.к. для производства этой экспертизы в установленном порядке к ним никто не обращался. Таким образом, вместо сокращения маршрута гражданина имеет место, наоборот, его удлинение и задержка с предоставлением пострадавшему необходимых реабилитационных мероприятий.

Почему же так происходит?
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в соответствии со ст. 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации в порядке, установленном «Положением о проведении государственной экспертизы условий труда», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. №244. Пунктом 2 этого Положения утвержден Перечень заявителей для начала производства данного вида экспертизы.
К ним отнесены органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебные органы, органы управления охраной труда, работодатели и их объединения, члены профсоюзов работников и их объединений. Учреждения МСЭ в него не входят, соответственно, получателями услуги по проведению государственной экспертизы условий труда не являются, да и не должны являться.

Но те органы и сам пострадавший гражданин, которые могут быть получателями этой услуги, за ее получением к моменту подачи заявления на МСЭ не обращаются, т.к. законодатель никого к этому не обязал. Об этом нам по межведомственному запросу и сообщает региональный орган государственной экспертизы условий труда.
Формально, мы должны просто выдать гражданину уведомление о переносе сроков экспертизы и спокойно ждать.
Но: время для производства государственной экспертизы условий труда составляет 30 дней, поэтому пока мы ждем представления этого документа, истечет срок годности направления на МСЭ, да и для пострадавшего эта просрочка нежелательна, ему необходима помощь и реабилитация.

Отсутствует на сегодняшний день электронный сервис для запросов сведений о направлении на МСЭ либо отказе в таковом органами социальной защиты населения. Данный сервис предусмотрен действующей в настоящее время технологической картой межведомственного взаимодействия при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, он также разработан и зарегистрирован, но не подключен к Порталу МСЭ.

Кроме того, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №318 органы социальной защиты и медицинские организации должны самостоятельно без специального запроса учреждения МСЭ направлять в электронном виде направление на МСЭ либо справку об отказе в выдаче такого направления в течение 3 рабочих дней после выдачи данного документа гражданину. Однако в технологическую карту межведомственного взаимодействия при предоставлении государственной услуги по проведению медикосоциальной экспертизы эти изменения не внесены, электронные сервисы на Портале МСЭ отсутствуют.

Имеется разработанный ГК «Армада» по заданию ФМБА России электронный сервис «АРМ ЛПУ» для отправки медицинскими организациями направлений на МСЭ, который может быть использован также органами социальной защиты населения, однако данный сервис работает без каких-либо средств защиты персональных данных, что противоречит требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». С учетом того, что передаваемые сведения содержат информацию о состоянии здоровья, принято решение о невозможности использования данного сервиса на территории Тюменской области.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №318 возможна отправка направлений на МСЭ с помощью региональной СМЭВ. У нас в области она называется Портал поставщиков услуг (ППУ) и мы к ней подключены, так же, как и основная масса государственных и муниципальных лечебнопрофилактических учреждений (далее - ЛПУ) и органов социальной защиты населения (далее - СЗН). Однако работа по этому механизму на сегодняшний день ведется только с СЗН, т.к. этих направлений мало. С ЛПУ эту работу развернуть практически невозможно, т.к. документы должны будут передаваться в виде запроса с прикрепленными файлами, в т.ч. отсканированными, все эти поступившие документы должны быть нами обработаны вручную, на что ресурсов не имеется. Кроме того, поиск документов на конкретного гражданина в этой системе практически невозможен.

В Тюменской области разработан и утвержден приказом областного Департамента здравоохранения Административный регламент по оказанию услуги «Выдача направления на МСЭ медицинскими организациями». Аналогичный регламент утвержден приказом областного Департамента социального развития. Эти регламенты размещены на Едином портале государственных услуг. В этих регламентах оговорено представление направлений на МСЭ в электронном виде, но механизма, по сути, нет.

На наш взгляд, здесь имеется и противоречие правового характера. Так, согласно п.6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ к документам личного хранения отнесены справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения. То есть гражданин должен представлять эти документы самостоятельно, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление государственной услуги.

Однако п. 19.1 Правил признания лица инвалидом в редакции Постановления Правительства Российской Федерации №318 утверждено, что направление на МСЭ либо справка об отказе в течение 3 рабочих дней со дня их выдачи направляются в бюро МСЭ в форме электронного документа через федеральную или региональную СМЭВ, либо на бумажном носителе с соблюдением законодательства в области персональных данных.

В связи с этим возникает несколько вопросов:
1. Должны ли в бюро МСЭ требовать именно у гражданина направление на МСЭ либо должны ожидать поступления документа от ЛПУ?
2. Если гражданин представил направление на МСЭ, что делать со вторым экземпляром направления, который должен поступить из ЛПУ или органа СЗН? Мы должны сравнивать эти оба экземпляра, либо принимать тот, который поступил вперед либо еще как-то? Где это все хранить? И что делать, если в них обнаружатся разночтения?

Необходимо проработать эти вопросы и утвердить четкую последовательность действий работников учреждения МСЭ.

Проблемы при работе с АИС «Портал МСЭ»:
1. Работа с АИС «Портал МСЭ» ведется по незащищенному
каналу связи, что не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». В конце 2011 года ФМБА России была произведена закупка специального
программного обеспечения для организации защищенного канала связи в учреждениях МСЭ субъектов Российской Федерации, программные средства защиты поставлены в учреждения, в т.ч. в наше, но их развертывание и настройка централизованно не производились. Самостоятельно выполнить это в учреждении мы не можем в связи с отсутствием необходимой лицензии и возможностей ее получения.
В настоящее время для решения вопроса необходимо в соответствии с разработанным в 2011 году (Заказчик - ФМБА России) проектом структуры защищенной сети передачи данных учреждений медико-социальной экспертизы на федеральном уровне провести работы по настройке средств защиты информации.
2. Отсутствует подключение Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системы (далее - ЕАВИИАС) по проведению медико-социальной экспертизы к Порталу МСЭ.
3. Также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №318 учреждения МСЭ должны в электронном виде направлять выписку из акта освидетельствования об установлении инвалидности в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, а выписку из акта освидетельствования об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности и программу реабилитации пострадавшего - в органы Фонда социального страхования Российской Федерации. Электронные сервисы для этого также отсутствуют.

В настоящее время для решения вопроса необходимо:
- внести изменения в технологическую карту межведомственного взаимодействия при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с учетом изменений законодательства;
- четко прописать порядок работы с направлением на МСЭ, предоставленным гражданином и поступившим из медицинской организации в учреждение МСЭ;
- согласовать с федеральными ведомствами - партнерами по межведомственному взаимодействию форматы и порядок обмена данными, а по заключению государственной экспертизы условий труда пострадавших на производстве - с территориальными органами государственной экспертизы условий труда;
- подключить к Порталу МСЭ разработанные электронные сервисы и разработать недостающие для приема и отправки информации;
- подключить к Порталу МСЭ информационную систему МСЭ - ЕАВИИАС.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Проведение МСЭ в электронном виде на современном этапе
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: