Вторник, 12.11.2024, 21:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Вопросы внедрения электронного документооборота в бюро МСЭ
astra71Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 20:45 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29199
Репутация: 460
Статус: Offline
Г.Г. Данюк

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» - Данюк Григорий Григорьевич - к.м.н., руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе по Красноярскому краю.

Резюме. Успешность внедрения технологии электронного правительства в Федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы зависит от правильно выбранной и последовательно реализованной методики. В статье представлены рекомендации по выбору ответственного лица, организации повышения квалификации специалистов, обновлению вычислительной техники и другим вопросам. Их выполнение позволит в течение 2-6 месяцев подготовить учреждение к использованию технологии электронного правительства, снизить государственные издержки и значительно повысить качество обслуживания населения.

Ключевые слова: электронное правительство, медико-социальная
экспертиза, внедрение информационных технологий.

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Успешность внедрения элементов технологии электронного правительства в Федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ), в значительной степени, зависит от эффективности проведения подготовительного этапа, от правильно выбранной и последовательно реализованной стратегии внедрения.
При этом возникает ряд методических вопросов, которым и будет уделено основное внимание в настоящей статье.

Рассмотрим вопросы повышения квалификации специалистов.
Квалификация специалистов в Главном бюро медико-социальной экспертизы и в филиалах состоит из собственно профессиональных знаний предметной области, в которой специалист работает, и из знаний из множества смежных областей.

Если профессиональные знания специалистов постоянно поддерживаются на должном уровне целостной системой образования, то смежные области часто оказываются вне поля зрения руководителей высшего звена ФГУ МСЭ.

В частности, при приеме на работу в социальной сфере не проверяется (а часто и не выставляется в качестве требования к кандидату) компьютерная грамотность. С учетом того, что в настоящее время большая часть документов оформляется на компьютерах, которые стремительно заменяют ручку и всевозможные бланки, данное требование уже является необходимым.
Кроме этого, технологии электронного правительства только начали внедряться и требуют определенной квалификации и понимания новых принципов организации работы.

Обучение компьютерной грамотности можно проводить централизованно.
Это экономически оправдано при высокой концентрации специалистов, когда возможно одного лектора пригласить для одновременного обучения сотрудников из нескольких бюро медико-социальной экспертизы.
В случае территориально распределенного учреждения с большим количеством филиалов и неразвитой образовательной инфраструктурой в удаленных районах субъекта Российской Федерации этот подход становится экономически невыгодным.
Однако, как это ни парадоксально звучит, но основы компьютерной грамотности, чаще всего, можно не преподавать. Опыт показывает, что современная система обучения в школе и сформированные там навыки достаточно легко передаются старшему поколению.
Более того, становится престижно маме или даже бабушке работать, используя передовые информационные технологии. Дети и внуки охотно помогают им с освоением компьютера. Возрастающий рейтинг в глазах окружающих является серьезным стимулом в этом процессе. Кроме того, внесение требований владения компьютером в должностные инструкции наряду с разъяснительной работой позволяет снять вопрос и о «надбавках за печатание». Следует отметить, что такой подход не исключает проведения централизованных курсов там, где их возможно организовать.

Следующим этапом повышения квалификации является освоение специализированного программного обеспечения.
Такие курсы значительно менее распространены. Они организуются в рамках повышения квалификации специалистов с выдачей соответствующих документов и требуют значительно больших затрат. Обычно они проводятся в крупных центральных городах, таких как Москва и Петербург, и рассчитаны на несколько субъектов Российской Федерации. Соответственно возрастают расходы на обучение за счет командировочных расходов, которые иногда превышают стоимость курса. Конечно, возможно использование смешанной очно-заочной формы обучения, значительно снижающей затраты, но при внедрении новой технологии всех специалистов одновременно таким образом не обучишь, так как во время обучения кто-то должен выполнять повседневную работу.

Опыт показал, что наиболее эффективно в такой ситуации обучить на сертифицированных курсах 2-3 ведущих специалистов, которые на местах передают полученные знания другим сотрудникам. При наличии технической возможности целесообразно проведение ведущими специалистами из центра вебинаров для больших групп сотрудников. Такой подход является наиболее эффективным и требует только скрупулезного планирования работы специалистов.

При обучении возникает дополнительная рабочая нагрузка на специалистов. Вероятно, было утопией думать, что если мы предложили новую технологию, пусть даже позволяющую работать эффективнее в два раза, то со следующего дня все начнут работать быстрее в два раза. К сожалению, это не так. При внедрении любой новой технологии производительность труда сначала падает и только спустя некоторое время начинает возрастать.

Этот фактор необходимо учитывать и на время обучения перераспределять или просто снижать текущую нагрузку на специалистов. В нашей практике примерно 20-процентное снижение является достаточным. Соответственно такой подход определяет последовательное внедрение от одного-двух бюро к следующим и т.д.

Целесообразно начинать обучение с наиболее профессионально сильных составов специалистов, расположенных в Главном бюро. Как правило, они имеют и более активную жизненную позицию, и на их примере гораздо легче обучать и обязывать работать в новой технологии остальных сотрудников. Такой подход формирует своего рода соревновательные отношения среди обученных специалистов и еще не прошедших обучение.

Эффективность обучения значительно зависит и от технологической базы. В случае проведения обучения сотрудников при отсутствии у них на рабочих местах соответствующей техники и программного обеспечения качество самого обучения значительно снижается за счет того, что сотрудники не могут прийти и попробовать то, что вчера освоили на занятиях, а через неделю после завершения курса утрачиваются до 70% полученных навыков.
Таким образом, перед началом обучения необходимо провести все работы по созданию и модернизации локальных вычислительных сетей, установке компьютерного оборудования, установке и отладке системного и прикладного программного обеспечения.

Аналогичные процессы происходят при обучении в предотпускной период. Выходя из отпуска, сотрудники с трудом вспоминают то, чему они учились несколько недель назад и то, что не закрепилось ежедневной практикой.
Поэтому необходимо правильно выбирать время проведения обучения.

Немаловажным фактором при внедрении технологий электронного правительства в повседневную практику ФГУ МСЭ является административный ресурс - организовывать перечисленные выше работы должен специалист, обладающий соответствующими полномочиями и авторитетом. Как правило, технические специалисты, в данном случае программисты, не знают всех аспектов проведения медико-социальной экспертизы и не представляют, как в каких условиях необходимо использовать те или иные возможности новых информационных технологий.

Такие специалисты достаточно быстро настроят вычислительную технику и прикладное программное обеспечение в соответствии с требованиями руководителей Главного бюро медико-социальной экспертизы.
Однако для организации эффективного внедрения новых информационных технологий необходим специалист в ранге заместителя руководителя, имеющий опыт работы в бюро медико-социальной экспертизы, знающий особенности организации учреждения в субъекте Российской Федерации и прошедший курсы повышения квалификации по применению новых информационных технологий.

Этот специалист должен обладать достаточно широким кругозором, знать особенности создания, внедрения и сопровождения прикладного программного обеспечения, иметь возможность постоянно повышать свою квалификацию в данной области, так как от его работы во многом зависит успешность деятельности учреждения.

Административный ресурс необходим специалисту, организующему внедрение и эксплуатацию информационных технологий, в том числе и технологий электронного правительства, для формирования и согласования плана технического оснащения учреждения.
Прежде всего, для определения последовательности создания технической базы в разных филиалах Главного бюро медико-социальной экспертизы, а при необходимости - проведения в них ремонтных работ, создания новых точек электропитания оборудования, локальной вычислительной сети. Эти работы должны быть оформлены в виде планов-графиков и отражены в приказах по учреждению.

Необходимо также подготовить приказы, определяющие ответственных за эксплуатацию вычислительной техники в каждом бюро, за защиту информации, за организацию работ на местах, в соответствии с этим провести изменение функциональных обязанностей сотрудников.

Следующим шагом должно стать создание согласованного с техническим перевооружением плана-графика повышения квалификации специалистов, перераспределение, изменение нагрузки на период обучения и после него. Разработка новой системы внутреннего документооборота в соответствии с возможностями специализированного программного обеспечения (информационной системы), утверждение форм внутренних отчетных документов как бумажных, так и в электронном виде также является предварительной базовой работой для того, что бы учреждение было готово к работе в системе электронного правительства.

Организации, не имеющие соответствующей электронной информационной инфраструктуры, не могут оперативно и адекватно реагировать на запросы населения, квалифицированно отвечать на них со знанием всей истории вопроса, связываться с другими учреждениями, передавать им необходимую для работы информацию и получать информацию извне в электронном виде, исключая «хождение граждан по инстанциям», причем в данном случае, граждан с ограниченными возможностями.

Таким образом, реализация вышеизложенных методических подходов способствует переводу учреждения медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации в срок от двух до шести месяцев, при наличии соответствующего финансирования, на качественно другой уровень работы, позволяющий ему войти в систему электронного правительства и максимально исключить «ручную» обработку документов, сократить работу с бумажными архивами, снизить государственные издержки на организацию и обработку документооборота, повысить качество обслуживания населения.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: