Четверг, 25.07.2024, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
О выдаче направлений на МСЭ в электронном виде
astra71Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 21:40 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28857
Репутация: 455
Статус: Offline
Александр Шошмин - канд. биол. наук, руководитель отдела информационных технологий по проблемам инвалидности.
Наталья Мартынова - главный специалист по программированию,
Янина Бесстрашнова - канд. экон. наук, вед. науч. сотрудник.
Татьяна Зима - мл. науч. сотрудник.

ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства»

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ «ВЫДАЧА НАПРАВЛЕНИЙ ГРАЖДАНАМ НА ПРОХОЖДЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Предоставление данной государственной услуги в электронном виде позволяет значительно упростить для населения процедуру получения направления на медико-социальную экспертизу, улучшить взаимодействие лечебно-профилактических учреждений и учреждений медико-социальной экспертизы, практически исключить подделку документов на этом этапе работы с инвалидами, обеспечить прозрачность процедуры и государственный контроль на высоком уровне.

Для ввода, передачи и обработки документов предлагается использовать возможности автоматизированных рабочих мест (информационных систем) учреждений и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Государственные услуги, медикосоциальная экспертиза, инвалиды, единый портал государственных услуг.

Развитие государственного устройства требует изменения системы управления.
Одним из эффективных инструментов проведения реформы управления является внедрение системы предоставления государственных услуг в электронном виде (ЭГУ).

Следует отметить, что предоставление ЭГУ не только упрощает процедуру получения услуг населением, снижает расходы на управление, но и неизбежно изменяет технологию работы государственных учреждений, стимулирует внедрение информационных технологий на уровне организаций и учреждений.

Законодательная база предоставления услуги в электронном виде.
В социальной сфере одной из наиболее важных является работа с инвалидами, затрагивающая около 10 % населения и состоящая из нескольких этапов: проведения освидетельствования, разработки и реализации программ реабилитации, оценки результатов реабилитации.

При этом возникает сложнейшая задача для любого государства — координация действий различных ведомств и организаций. Вероятно, именно поэтому на уровне правительства было решено ряд этапов этой работы перевести в ЭГУ под общим названием «Проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов» [4].
Эта услуга является комплексной. При ее реализации в качестве первоочередных определены следующие этапы [3]: выдача направлений гражданам на прохождение медико-социальной экспертизы, прием заявлений о проведении медико-социальной экспертизы, предоставление выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом.

Предоставление услуги должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать для заявителей возможность осуществлять мониторинг процедуры предоставления услуги (исполнения функции), а для управляющих структур — учет и анализ объема и качества услуг с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (Портала ГУ).

Взаимодействие учреждений при предоставлении услуги.
В соответствии с действующим законодательством направления гражданам на прохождение медико-социальной экспертизы могут выдавать лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), органы социальной защиты и Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ).

Направления органов социальной защиты и ПФ составляют ничтожно малое количество. В любом случае требуется обращение в ЛПУ. Прием заявлений о проведении медико-социальной экспертизы и предоставление выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ).

Таким образом, за предоставление услуги отвечают несколько учреждений разной подчиненности. От координации взаимодействия между ними зависит не только результат освидетельствования, но и эффективность определяемых этим результатом мер государственной поддержки большой группы населения и, соответственно, судьбы миллионов человек.

Вопросы, возникающие при реализации услуги в настоящее время.
ЛПУ направляет пациента на медикосоциальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и т.д. [2].
Специалисты ЛПУ должны указывать данные о состоянии здоровья, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
В ряде случаев на медико-социальную экспертизу направляются люди, не имеющие стойких нарушений здоровья.

В результате специалисты ФГУ МСЭ, работающие в соответствии с законодательством [1], не устанавливают инвалидность. Со стороны населения такие случаи иногда воспринимаются как вымогательство взяток, так как человек действительно чувствует себя плохо и искренне не понимает, почему его отправляют обратно в ЛПУ на долечивание.

Электронное взаимодействие специалистов ЛПУ и ФГУ МСЭ при оформлении направлений на прохождение медикосоциальной экспертизы позволит в считанные часы согласовать отношение к конкретному случаю.

Реализация услуги через Портал ГУ.
Рассмотрим, как реализовать описанный процесс, используя возможности Портала ГУ. Во-первых, необходимо определить круг исполнителей.
Направления на прохождение медико-социальной экспертизы выдаются ЛПУ по устному заявлению граждан.
Регистрировать это заявление на Портале ГУ при отсутствии единого информационного пространства здравоохранения в РФ нецелесообразно, так как сложно определить, в какое ЛПУ нужно передать документ для обработки (назначить даты посещений, подобрать необходимых для формирования направления на МСЭ специалистов).

С оформлением направления на МСЭ население и ЛПУ не без проблем, но справляются. Регистрация же направления на прохождение медико-социальной экспертизы на Портале ГУ может значительно упростить процедуру для населения, уменьшить судебные иски, связанные с отказами или необоснованными с точки зрения освидетельствуемых решениями.

Данное направление должно быть передано в электронном виде в соответствующий филиал ФГУ МСЭ, обработано и проверено на предмет полноты и точности заполнения.
Эта функция реализована в информационной системе, работающей в ряде ФГУ МСЭ субъектов РФ. Она разработана компанией «СП. АРМ» (Санкт-Петербург).
В настоящее время данная технология апробируется. При необходимости в ЛПУ направляется запрос о дополнительных данных. Далее обратившийся должен быть назначен на прохождение медикосоциальной экспертизы в бюро ФГУ МСЭ на согласованное время, что возможно только при наличии расписания работы специалистов в информационной системе ФГУ МСЭ.

Изменение процедуры предоставления ЭГУ подразумевает создание не только программного обеспечения, но и нормативных документов. Направление на прохождение медико-социальной экспертизы следует рассматривать как часть акта освидетельствования, а обращение к ЛПУ за дополнительной информацией — как обязательные требования для исполнения в определенные сроки.
Таким образом, формируется предварительная часть акта освидетельствования, содержащая характеристику состояния здоровья человека.

Оформление направлений и заявлений на прохождение МСЭ.
В каком виде может существовать направление на прохождение МСЭ?
В идеале это должна быть выписка из электронной медицинской карты больного и сама карта в виде приложения в определенном формате.
Но в данный момент это не может быть выполнено большинством ЛПУ.
Однако можно оформить направление в электронном виде на отдельном автоматизированном рабочем месте в ЛПУ и затем передать его на Портал ГУ, одновременно можно помочь обратившемуся оформить заявление на освидетельствование, определив предварительное время и место прохождения МСЭ.
По нашему мнению, такая организация работы проще, чем заполнение соответствующих разделов специалистами прямо на Портале ГУ.
В данном случае намного ниже требования к организации связи в ЛПУ и количеству электронных подписей, удостоверяющих записи врачей. Проблемы идентификации заявителя, специалистов ЛПУ и самого ЛПУ на Портале ГУ, организации хранилища на Портале ГУ и т.д. решаются более простыми средствами.
Прием заявлений на прохождение МСЭ может быть организован с использованием различных вариантов реализации описанной выше услуги по выдаче направления на МСЭ.
Дома или в ЛПУ заявитель заполняет предложенный бланк заявления. Ответственный представитель ЛПУ прикрепляет к нему направление, подтверждая его электронной подписью (необязательно в момент подачи заявления, для прикрепления направления достаточно иметь идентификационные данные о заявлении).

Выполнять эти действия можно на Портале ГУ, но опять возникает проблема идентификации. Возможен и другой вариант: заявитель отмечает в своем заявлении, что направление на прохождение МСЭ у него есть.
Таким образом, оформление заявлений наиболее удобно организовать через автоматизированные рабочие места в ЛПУ и передавать через Портал ГУ в информационную систему Главного бюро МСЭ.

В Главном бюро ФГУ МСЭ происходит идентификация заявителя. После этого данные передаются в соответствующее бюро МСЭ, где открывается эпизод на освидетельствование, проверяется, достаточно ли полученных данных для проведения МСЭ, и направляется ответ заявителю и при необходимости ЛПУ. В случае положительного решения о начале освидетельствования назначается дата очного приема или выездного заседания либо, что удобнее для населения, предоставляется доступ к расписанию работы данного бюро МСЭ в режиме онлайн.

После прохождения освидетельствования выписка из акта освидетельствования, включая разделы медицинской реабилитации, отправляется, например, через Портал ГУ обратно в ЛПУ. Эти данные присоединяются к (электронной) медицинской карте данного пациента.
Таким образом, история освидетельствований пациента накапливается в ЛПУ. После проведения медицинских реабилитационных мероприятий их результаты заносятся в соответствующие разделы медицинской карты. При оформлении очередного направления на МСЭ они присоединяются к этому документу в электронном виде, более полно и всесторонне характеризуя нынешнее состояние инвалида.

Для внедрения подобной схемы на уровне ЛПУ требуется: для учреждений с низким уровнем автоматизации — одно автоматизированное рабочее место и обучение основного специалиста, с высоким уровнем автоматизации — добавляется дополнительная функция к действующей информационной системе. При этом в ЛПУ формируется база данных пациентов, направленных на освидетельствование, инвалидов, фрагментов индивидуальных программ реабилитации, содержащих мероприятия медицинской реабилитации, т. е. база данных пациентов, требующих более пристального внимания и диспансерного учета. Наиболее сложен этап первичного наполнения указанной базы данных. В дальнейшем трудозатраты по формированию направления на МСЭ снижаются примерно на 60-70 %.

Таким образом, описанный выше вариант реализации ЭГУ требует минимальных затрат, позволяет значительно упростить для населения процедуру получения направления на МСЭ, повысить качество государственных услуг, улучшить взаимодействие учреждений МСЭ и ЛПУ, практически исключить подделку документов на этом этапе работы с инвалидами, обеспечить прозрачность процедуры и государственный контроль при проведении МСЭ.

Литература
1. Правила признания лица инвалидом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 95 от 20 февраля 2006 г., изменены постановлением Правительства РФ № 247 от 7 апреля 2008 г. «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1993-р от 17 декабря 2009 г.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1555-р от 17 октября 2009 г.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: