Четверг, 25.07.2024, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Реабилитация детей-инвалидов в Орловской области
astra71Дата: Вторник, 18.06.2013, 21:54 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28857
Репутация: 455
Статус: Offline
ФБ МСЭ Министерства здравоохранения и социального развития РФ

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ КОМПЛЕКС МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Обзорная информация

Автор: Бывшева Е.А.

Занимающая 24,7 тыс. кв. км центральной части Среднерусской возвышенности Орловская область граничит с Брянской, Калужской, Тульской, Липецкой и Курской областями.
Численность постоянного населения на начало 2005 года составила 842,4 тыс. чел., в том числе, городское население - 539,1 тыс. чел., сельское -303,3 тыс. чел. Доля трудоспособного населения - 60,78%. На 1 января 2006 года численность населения составила 834 тыс. человек, что на 8 тыс. меньше, чем в предыдущем году. Доля сельского населения в 2005-2006 годах - 36%, причем на протяжении последних шести лет она практически не менялась (при общих депопуляционных тенденциях).
На территории области расположены 7 городов и 10 поселков городского типа. В областном центре проживает свыше 38,98% населения, другие города области менее населены. Численность горожан в 1,2 раза превышает количество сельских жителей.

По состоянию на 01.01.2009 г. количество детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной зашиты населения Орловской области, составляет 1586, из них количество детей-инвалидов, находящихся на полном гособеспечении в учреждениях социальной защиты составляет 161; количество детей-инвалидов, находящихся на полном гособеспечении в учреждениях образования - 269; количество детей-инвалидов, находящихся на полном гособеспечении в учреждениях здравоохранения -31; количество детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе -178; количество детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями - 209; количество детей-инвалидов, которым осуществлялась реализация ИПР -315.

Правительство Орловской области планомерно осуществляет работу по правовому обеспечению создания и развития системы реабилитационных услуг для детей-инвалидов в регионе. В последнее десятилетие принято большое количество законов и других нормативных актов, гарантирующих социальную поддержку инвалидов взрослого населения и детей-инвалидов.

В соответствии с Законом Орловской области от 22.08.2005 № 529-03 «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» (с последующими изменениями и дополнениями) дети, в том числе дети-инвалиды, имеют гарантированное право на получение образования, на отдых и оздоровление, на охрану здоровья, на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и содействие в занятости.

В Законе в главе 5, ст. 11, 12, 13 определены меры социальной поддержки детей-инвалидов. Дети-инвалиды имеют право на меры социальной поддержки в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Право детей-инвалидов и детей с недостатками в физическом или умственном развитии на участие в трудовой деятельности обеспечивается органом исполнительной государственной власти специальной компетенции области в сфере социальной защиты населения путем создания системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов при домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками и имеет целью включение этих детей в трудовую деятельность с учетом их возраста и состояния здоровья.

Дети-инвалиды и дети с недостатками в физическом или умственном развитии по окончании школ-интернатов и других учебно-воспитательных учреждений должны быть трудоустроены по ходатайству родителей, лиц, их заменяющих, администрациями учебно-воспитательных учреждений, администрациями соответствующих учреждений. Дети-инвалиды и дети с недостатками в физическом или умственном развитии имеют право на получение общего и профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальной программой реабилитации.

Органами государственной власти области для этой категории детей создаются специальные образовательные учреждения коррекционного характера, развивающие физическое состояние и индивидуальные возможности, осуществляющие воспитание и обучение, обеспечивающие участие в доступном труде и творчестве в целях

развития личности и социальной реабилитации. Названные категории детей направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

В соответствии с Законом Орловской области от 28 декабря 2004 г. № 470-03 «О внесении изменений в Закон Орловской области «О системе социальной защиты населения в Орловской области» (принят областным Советом народных депутатов 24 декабря 2001 г.) социальное обслуживание семей, имеющих детей-инвалидов, включает социальную адаптацию выпускников специальных школ-интернатов, домов-интернатов; социальную реабилитацию детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях; социальный патронаж семей с детьми-инвалидами; предоставление детям-инвалидам социальных услуг в государственных и муниципальных социальных службах и др.
Малоимущим семьям, в соответствии с Законом Орловской области от 29.10.2003 г. № 357-03 «О государственной социальной помощи в Орловской области», оказывается государственная социальная помощь.

С целью обеспечения и усиления мер социальной поддержки и улучшения качества жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Правительством Орловской области разрабатываются и принимаются комплексные целевые программы: Закон Орловской области от 25.03.2002 № 255-03 «Об областной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов на 2001-2005 годы»; Закон Орловской области от 20.06.2003 г. № 342 «Об областной комплексной целевой программе «Дети Орловщины» на 2003-2006 годы»; Закон Орловской области от 17.10.2007 г. № 713-03 «Об областной комплексной программе «Дети Орловщины» на 2007-2010 годы».

Данные программы поэтапно обеспечивают создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, в том числе детей-инвалидов; развитие инфраструктуры и повышение эффективности деятельности служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка; улучшение социального обслуживания, поддержки и защиты детей-инвалидов, их социальной интеграции и профессиональной реабилитации; обеспечение качественного образования и трудоустройства детей-инвалидов.

В 2008 г. Областным Советом народных депутатов был принят Закон Орловской области от 5.12.2008 № 844-03 «Об областной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2009-2010 годы». Целью данной программы является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов взрослого населения и детей-инвалидов в общество, повышения качества их жизни. Для достижения указанной цели данная целевая программа призвана решить следующие задачи: создать инвалидам, проживающим на территории области, условия для преодоления ими ограничений жизнедеятельности и возможности равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами; усиление социальной поддержки инвалидов, обеспечение их профессионального обучения и занятости; осуществление мероприятий по развитию социальных служб и расширению перечня услуг, оказываемых инвалидам; формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов; укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся медико-социальной реабилитацией инвалидов.

Законом Орловской области от 12.08.2005 г. № 533-03 «Об образовании в Орловской области» гарантируются детям-инвали-дам равные возможности получения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Его организация может осуществляться в образовательных учреждениях для детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психоло-го-педагогической и медико-социальной помощи. Законом Орловской области от 20 декабря 2006 г. № 648-03 «Об областной целевой программе развития образования в Орловской области на 2006-2010 годы» принята данная целевая программа, направленная на повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ; совершенствование содержания и технологий образования; повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования; повышение качества управленческих решений на всех уровнях образования путем развития информационно-аналитической деятельности в региональной системе образования; активизация работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодежи, развитие ее творческих способностей, общественной активности; формирование системы непрерывного образования.

Коллегией Администрации Орловской области 30.06.2006 г. утверждено Постановление № 118 «Об утверждении Положения о порядке организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и размерах компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. В целях усиления социальной поддержки детей-инвали-дов по зрению было принято постановление Коллегии администрации Орловской области от 6 августа 2002 г. № 124 «О государственной поддержке детей-инвалидов по зрению, обучающихся в Липецкой специальной коррекционной общеобразовательной шко-ле-интернате III-IV вида (для слепых и слабовидящих детей)». Для подготовки детей-инвалидов к новому учебному году в Орловской области оказывается адресная социальная помощь их семьям (распоряжение Губернатора Орловской области от 22 июля 2003 г. № 142-р «Об адресной социальной помощи детям из малообеспеченных семей к новому учебному году», распоряжение Коллегии администрации Орловской области от 20 июня 2005 г. № 114-р, от 6 мая 2006 г № 81 -р„ от 22 мая 2007 г. № 130-р, от 10 июля 2007 г. № 195-р).

Правовые основы получения детьми-инвалидами начального и среднего профессионального образования регламентируются Законом Орловской области от 30.12.2004 № 475-03 «О начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании в Орловской области», а также постановлением Коллегии администрации области от 17.08.2005 г. № 134 «О целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».

Обеспечение доступности культурных благ для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, гарантируется рядом законов (Закон Орловской области от 3 октября 2002 года № 280-03 «Об областной комплексной программе «Культура Орловской области на 2002-2005 годы», Закон Орловской области от 6 апреля 2004 года № 391-03 «Об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры, расположенных на территории Орловской области»; Закон Орловской области от 6 февраля 2006 года № 579-03 «О библиотечном деле в Орловской области»; Закон Орловской области от 20 декабря 2006 г. № 650-03 «Об областной целевой программе «Культура Орловской области на 2006-2010 годы» (с изменениями от !6 июня 2008 г.), которые позволяют осуществлять мероприятия по развитию народного творчества и ремесел, совершенствовать инфраструктуру отдыха и развлечений, обеспечивать равные возможности детям-инвалидам для получения доступа к культурным ценностям.

Постановление Коллегии Орловской области от 9 января 2008 г № 3 «О лекарственном обеспечении граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на территории Орловской области» (с изменениями от 15 января 2009 г.) регламентирует организацию лекарственного обеспечения для лечения больных гемофилией, муковисцидо-зом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, а также обеспечения специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов.

Вопросы обеспечении жильем семей, имеющих детей-инвалидов, нашли свое отражение в постановлении Коллегии Орловской области от 17 августа 2006 г. № 179 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Орловской области» (с изменениями от 13 февраля 2007 г., 13 ноября 2008 г.), в распоряжениях Коллегии Орловской области от 7 марта 2006 г. № 62-р и от 26 декабря 2007 г № 422-р.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 03.09.2009 г. № 152 был создан Координационный совет по делам инвалидов, целью которого является совершенствование координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по вопросам, связанным с решение проблем инвалидов.

Вышеуказанные нормативные акты направлены на повышение уровня и качества жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на повышение эффективности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; на создание эффективной системы социальной поддержки лиц с ограничениями жизнедеятельности, обеспечивающей наиболее полную интеграцию инвалида в общество путем предоставления им технических средств реабилитации, расширения услуг по протезированию, совершенствования информационного обеспечения, повышения эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.
Система учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию детей-инвалидов, представлена учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры.

В учреждениях здравоохранения медицинская реабилитация включает в себя диспансерное наблюдение, систематическое профилактическое лечение и восстановительную терапию.

В ЛПУ все дети-инвалиды и дети, страдающие хроническими заболеваниями, находятся на диспансерном учете. В области работают школы для больных сахарным диабетом и «Астма-школа», где дети и их родители приобретают умение организовывать жизнь ребенка-инвалида, умение ориентироваться в изменениях состояния и правильно на них реагировать.

В осуществлении мероприятий медицинской реабилитации принимают участие все лечебно-профилактические учреждения. Созданы кабинеты, отделения восстановительного лечения, дневные стационары на базе детских поликлиник №№ 1, 2, 3 г. Орла, на базе Областной детской больницы; диспансеров и других лечебных учреждений системы здравоохранения.

В отделениях восстановительного лечения широко используются немедикаментозные методы лечения - физиотерапия, рефлексотерапия, гипербарическая оксигенция, ЛФИ, массаж и др. Восстановительное лечение с логопедической, травматологической,

бронхолегочной, сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями мочеполовой системы проводится в них с большой эффективностью и позволяет обеспечить стойкую компенсацию нарушенных функций и адаптацию ребенка к условиям жизни, воспитания, учебы.

В последние годы наряду с привычными методами реабилитации начали применяться методы кондуктивной педагогики, биологической обратной связи, сенсорного воздействия, музыко-, изотерапия, Монтессори-педагогика.

Базой передового опыта по этому направлению в Орловской области является единственное интернатное учреждение, работающее в системе здравоохранения - МЛТУ «Специализированный дом ребенка г. Орла». В нем проводится целенаправленная работа по совершенствованию реабилитации с применением традиционных методов восстановительной терапии и современных технологий педагогической коррекции (Монтессори-педагогика, сюжетноролевые и социально-ориентированные игры) и социализация детей-инвалидов.

Применение подобного комплекса реабилитационных мероприятий позволяет добиться улучшения двигательных функций у детей с ДЦП, снижения отставания речевого развития детей, улучшения памяти и мышления, смягчения периода адаптации. Дети с тяжелыми поражениями ЦНС обучаются навыкам самообслуживания и личной гигиены, учатся говорить, самостоятельно передвигаться.

Примером успешной реабилитации детей, начиная с неонатального периода жизни, может служить работа отделения для новорожденных Областной детской больницы, где именно на ранних этапах реализуется с максимальной эффективностью возможность формирования впервые обретаемых ребенком с перинатальными поражениями ЦНС навыков и функций (абилитация).

Число детей-инвалидов, получивших специализированную медицинскую помощь в федеральных медицинских учреждениях, составило в 2008 г. 198 человек, в том числе высокотехнологичную помощь - 181 человек. Высокотехнологичные виды помощи в федеральных учреждениях оказываются детям-инвалидам бесплатно в счет квот области. Многолетнее сотрудничество с НЦ ССХ им. А Н. Бакулева, сохранение выездной формы работы специалистов центра позволяет проводить отбор детей на оперативное лечение, ускорить его проведение.
 
astra71Дата: Вторник, 18.06.2013, 21:55 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28857
Репутация: 455
Статус: Offline
Реабилитация детей-инвалидов с патологией органа зрения проводится в детском отделении ООКБ, где имеется вся необходимая аппаратура для восстановления и стабилизации зрительных функций. Кроме медикаментозного и оперативного лечения проводится лазеростимуляция, фотостимуляция сетчатки, физиолечение.
При необходимости дети направляются в НИИ им. Гельмгольца г. Москвы или в МНТ МХГ г. Калуги. В г. Орле функционирует кабинет охраны зрения детей, 4 кабинета в районах города, консультативный кабинет при областной поликлинике. В структуре детской офтальмологической службы г. Орла, Ливенского и Мценского районов имеются спецгруппы для лечения детей с амблиопией и косоглагием или детских садах общего профиля, а также начальная школа-детсад.

С 2007 г. начали работать детские офтальмологические койки дневного стационара на базе МЛПУ «Детская поликлиника № 2» г. Орла. В настоящее время их шесть, лечение детей проводится в 2 смены.
С 2006 г. в рамках нацпроекта «Здоровье» дополнительно осматриваются дети первого года жизни в 1 месяц и 1 год.

В детских садах и школах выделяются группы «глазной профилактики», куда входят дети с врожденной патологией, со сниженным запасом аккомодации, с понижением зрения, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях.
Стационарная помощь детям оказывается на 40 детских койках офтальмологического отделения Областной клинической больницы.

За год в среднем проходят около 1400 детей, из них более чем 400 проводятся операции
Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов с патологией органа зрения осуществляется в г. Орле а 4-х детских садах (специальные группы), в специализированной НШДС № 73 (для детей с 3-х до 10 лет). С детьми работают детские психологи, логопеды, медсестры ортоптистки. С 2008 г. открыта дошкольная группа для детей с патологией органа зрения на базе Знаменской школы-интерната.
Дети с выраженными нарушениями зрительных функций обучаются в специальной Областной общеобразовательной Знаменской школе-интернате; в школе-интернате для слепых и слабовидящих в г. Липецке, где они проходят курс первичной реабилитации, приобретая навыки самостоятельного проживания и самообслуживания, учатся письму и чтению по системе Брайля, а также знакомятся с применением TCP (флеш-плеер, магнитофон для чтения «говорящих книг», электронная лупа и др.).

На базе Орловского областного психоневрологического диспансера (ООПНД) разработана и активно внедряется Программа развития социореабилитационной службы. Программа рассчитана на период с 2005 по 2012 год. Занятия с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществляются в группах кинологического сопровождения. В тесном контакте с Орловской школой 8 вида № 14 была разработана и внедрена «Программа психологического сопровождения детей с проблемами в развитии», включающая занятия с аниматера-пией (с собакой), взаимодействие с клубом «Новые возможности».
Психокоррекционные группы с пациентами дневного стационара ведут психологи, специалисты по социальной работе, контроль осуществляют психотерапевт и психиатр. Занятия проводятся 1 раз в неделю с применением ароматераиии, музыкотерапии, тренингов общения.

На базе диспансера проводятся занятия по аниматерапии, которые включаются в психокоррекционный курс с детьми с проблемами в развитии. Общее количество занятий ~ 10. Наполняемость групп 8-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю Группы посещают дети в возрасте 7-12 лет, обучающиеся во вспомогательной школе № 14 г. Орла.
Дети посещают зоовыставку в городском детском парке, знакомятся там с животными, их образом жизни, особенностями поведения, кормят уток, морских свинок, собак и т.д. После посещения живого уголка дети становятся более раскрепощенными, общительными, отзывчивыми, добрее относятся к своим сверстникам. Дети с синдромом раннего детского аутизма включаются в работу вместе с членами группы, появляются отдельные слова, они становятся общительнее.
Несколько упорядочивается поведение детей с гипердинамическими расстройствами.

Заметная роль в деятельности реабилитационной службы принадлежит общественным организациям. В Орловской области функционируют: Орловская областная организация ВОИ, имеющая 25 местных организаций (РО ВОИ); региональные отделения ВОГ и ВОС; общественная организация по гемофилии, общество помощи аутичным детям «Солнышко» и др.

Основной задачей Орловская организация ВОИ ставит информационное обеспечение людей с ограниченными возможностями.
Большое внимание уделяется интеграции инвалидов, в том числе детей, в общество путем создания клубов по интересам, проведения спортивно-культурных мероприятий.
Для решения поставленных задач привлекаются общественность и специальные учреждения, такие как общественная палата Орловской области, Российский Фонд поддержки населения; работа ведется в контакте с реабилитационным центром ГУ РСЦИ, домами культуры районов.

Работу с детьми-инвалидами Орловская ООО ВОИ осуществляет через родителей, и результат ее работы во многом зависит от настроя родителей, от их желания помочь ребенку. При Орловском ВОИ была организована школа родителей детей с ДЦП, рассчитанная более чем на 50 человек, которые на занятиях получили большую информацию по воспитанию детей. В 2009 г. ООО ВОИ начал работать по гранту Орловской Областной администрации «Интеграция детей и молодых инвалидов Орловской области в общество «Вместе мы можем больше», в который входят: изучение сложившейся ситуации в муниципальных образованиях по детям-инвали-дам; проведение вечеров-встреч детей-инвалидов; проведение туристических поездок; проведение фестивалей и спортивных соревнований; совершенствование работы клубов и их оснащение; разъяснение законодательства в области реабилитации, медицинского обеспечения, учебы, социальных услуг и т.д.

В заключении необходимо отметить, что только комплексный подход, совместно реализуемый специалистами учреждений МСЭ, здравоохранения, образования и других может способствовать повышению результативности коррекционно-реабилитационной работы, улучшению качества жизни детей-инвалидов и их семей.

Региональная система образования представлена 270 учреждениями дошкольного образования (далее-ДОУ), которые посещают 24,4 тыс. воспитанников, 598 школами, в которых обучаются 85 тыс. детей, 94 учреждениями дополнительного образования детей (59,5 тыс. обучающихся), 5 негосударственными образовательными учреждениями, в которых обучаются 384 ребенка, 27 учреждениями начального профессионального образования (10,5 тыс. обучающихся) (далее - НПО), 15 учреждениями среднего профессионального образования (12,9 тыс. обучающихся), 8 учреждениями высшего профессионального образования (40 тыс. обучающихся), 21 детским домом и школой - интернатом (2,5 тыс. воспитанников), в т.ч. 12 образовательными учреждениями со специальными образовательными потребностями (1,5 тыс. воспитанников). Активно работает система дополнительного образования.

Усиливается ориентация учреждений профессионального образования на потребность регионального рынка груда, ведется допрофессиональная подготовка в общеобразовательной школе, организуется профильное обучение.
Создаются механизмы социального партнерства, развиваются ассоциации образовательных учреждений. В условиях формирующегося рынка труда особое значение приобретает развитие партнерских отношений учреждений НПО с работодателями и создание механизмов гибкого реагирования профессиональной школы на структурные изменения социально-экономической сферы.

По оперативным данным управления образования и молодежной политики, на 1 апреля 2008 г. в общеобразовательных школах обучаются 1352 ребенка-инвалида, из них 362 детям предоставляются образовательные услуги в форме надомного обучения. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 1708 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 726 детей-инвалидов.
В Орловской области создана сеть специализированных (коррекционных) образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, коррекцию дефектов у детей-инвалидов с отклонениями развития.
В этих школах обучаются дети с дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллектуального развития. В настоящее время функционирует 13 специальных школ и школ-интернатов (школ здоровья), в которых обучается и воспитывается около полутора тысяч детей, из них 700 детей-инвалидов, что составляет 47% от общего числа обучающихся.

В системе образования Орловской области создана и функционирует служба психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В эту службу входят 18 образовательных учреждений -Центров психолого-медико-социального сопровождения (ППМС-центров), 15 психолого-медико-педагогических комиссий, локальные центры психолого-медико-педагогической помощи, созданные при ряде интернатских учреждений; 5 школ здоровья; школа-интернат для детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детский дом для детей дошкольного возраста, детский дом-школа.

В области действуют: один областной Центр социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и педагогам (СППП): 1 областная ПМПК, 1 городская ПМПК - на базе 11 районных ПМПК. В этих учреждениях консультируются дети с психическими заболеваниями, отклонениями в интеллектуальном развитии, с нарушением речи, слуха, болезнями нервной системы, сопровождающиеся патологическим поведением ребенка За 2008 г получили рекомендации областной и городской ПМПК о воспитании и обучении 270 детей-инвалидов.

Проводится психолого-педагоги-ческая реабилитация: комплексное обследование детей-подростков, определение форм и содержания их обучения, воспитания в соответствии с их интеллектуальными и психологическими возможностями; индивидуальная и групповая коррекционно-развивающаяся работа с детьми, способствующая компенсации недостатков в развитии и отклоняющегося поведения (занятия с логопедом, дефектологом, психологом); оказания психолого-педагогической помощи детям и семьям группы риска в социальной адаптации.

Вместе с тем, имеется ряд существенных проблем: демографический спад; сокращение численности детского контингента; повышение стоимости обучения одного учащегося в малочисленной школе, определенные различия в качестве образования выпускников городских и сельских школ; текучесть педагогических кадров на селе, являющаяся причиной неполного освоения сельскими детьми образовательных программ; уровень оплаты труда педагогических работников, не способствующий привлечению в систему образования высококвалифицированных кадров, особенно на селе; объем финансовых ресурсов, в основном обеспечивающий функционирование системы образования, но не достаточный для ее развития; изношенность существующей' материально-технической базы, которая препятствует решению задач повышения доступности образования; старение учебного оборудования в системе начального профессионального образования, не позволяющее готовить специалистов требуемого уровня на современном этапе; в настоящее время не создана эффективная система мониторинга состояния рынка груда и прогнозирования его развития, необходимая для принятия управленческих решений по совершенствованию НПО.

До настоящего времени в Орловской области существует муниципальные образования, где практически отсутствуют специалисты, способные профессионально оказывать детям-инвалидам специализированную психолого-педагогическую помощь.

С целью реализации программы профессиональной реабилитации подростки-инвалиды направляются в центры занятости населения (ЦЗН) города и области (4 городских и 22 районных), находящиеся в ведомстве Управления труда и занятости населения Орловской области Работа службы занятости с детьми-инвалидами проводится в условиях сложной экономической ситуации, сложившейся на региональном рынке труда с трудоизбыточными ресурсами. На протяжении 8 лет ведется активное сотрудничество службы занятости и учреждений медико-социальной экспертизы.

По направлению бюро МСЭ профориентационные услуги в среднем ежегодно получают более 50 детей-инвалидов подросткового возраста, а также проводятся консультации для их родителей. Специалисты районных центров занятости населения регулярно организуют консультационные встречи в детских домах, домах-интернатах, проводятся выставки, ярмарки учебных и рабочих мест.

В работе службы занятости детьми-инвалидами имеются большие проблемы, обусловленные следующими обстоятельствами: резким снижением возможности трудоустройства на специализированное предприятие, связанное с финансово-экономическим положением последних, высокими требованиями работодателей к квалификации и образованию инвалидов, практически полным отсутствием специально оборудованных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, недостатком или полным отсутствием подходящих вакансий в некоторых районах области, удаленностью возможного места работы от места жительства инвалида, «качеством» имеющихся вакансий (низкоквалифицированные и низкооплачиваемые), нежеланием части инвалидов трудоустраиваться, нежеланием работодателя брать на работу инвалида.

Специалисты службы занятости имеют возможность оказывать детям-инвалидам лишь профориентационные услуги, хотя зачастую им требуется и психологическая помощь; в Орловской области отсутствует комплексная система взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней по вопросам профориентации и профессиональной реабилитации детей-инвалидов подросткового возраста.

Профессиональное обучение детей-инвалидов сталкивается с рядом проблем.
В Орловской области нет специализированных профессиональных учебных заведений для инвалидов.
Частично эту задачу выполняет ОГУ «Учебный центр дополнительного профобразования». Имеются лишь специальные группы для подростков-инвалидов с отклонениями в развитии на базе лицеев, профессиональных училищ (в 5 районах области).

Проблемы с трудоустройством инвалидов решаются тяжело, что связано с несовершенством законодательства, касающегося вопросам гарантии занятости инвалидов; отсутствием на рынке труда необходимого количества специальных рабочих мест, подходящих для трудоустройства инвалидов; низким уровнем обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами, приспособлениями для труда и обучения.

В системе социальной защиты населения Орловской области функционируют: 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками, социальный приют для детей и подростков; 5 центров социальной помощи семье и детям; 15 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; реабилитационно-спортивный центр инвалидов; Областной Центр социальной профилактики и реабилитации инвалидов «Березка», который в 2007 г. был преобразован в государственное стационарное учреждение «Областной Центр социальной профилактики и реабилитации инвалидов «Солнышко» на 60 койко-мест; 12 отделений социальной реабилитации в Центрах социального обслуживания, которые осуществляют социально-бытовую, социально средовую реабилитацию, работу с родителями; оказывают содействие в реализации ИПР учреждениям образования, культуры, спорта.

В 11 районах области функционируют отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, рассчитанные на 110 мест, в стационарах круглосуточного и дневного пребывания.
Ежегодно более 700 детей-инвалидов получают комплекс реабилитационных услуг на базе данных учреждений. Главным направлением деятельности учреждений является обучение ребенка-инвалида двигательным и социальным навыкам.

Особое внимание уделяется психологической реабилитации детей-инвалидов.
Однако, пропускная способность учреждений не может обеспечить потребность всех нуждающихся детей-инвалидов в тех или иных видах реабилитации.
Более 800 детей-инвалидов, т.е. практически каждый третий ребенок из 16 регионов области не может получить реабилитационные услуги на базе специализированных отделений по причине их территориальной отдаленности от места проживания детей-инвалидов.

В Орловской области важное место в комплексной реабилитации ребенка-инвалида отводится работе с семьей. За период 2008 г. в ходе реализации Закона Орловской области от 29.10.2003 г. № 357-03 «О государственной социальной помощи в Орловской области», в рамках организации марафона «Милосердия», проведении областной благотворительной акции «Дорога в школу», мероприятий Всероссийской декады инвалидов 2470 (95%) семей получили различные виды помощи (денежной, натуральной, в виде социальных услуг).

Одной из форм работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, является работа в клубах, направленная на создания активной установки родителей в разрешении проблем своего ребенка и формировании активной позиции семей в процессе адаптации ребенка в жизни общества.

В 1994 г. был создан в городе Орле Реабилитационный спортивный Центр инвалидов при Управлении социальной защиты населения. Приоритетным направлением деятельности Центра является реабилитационно-оздоровительная работа, которая ведется по трем направлениям: учебно-тренировочный процесс; культурно-воспитательная работа; медико-психологическая реабилитация.

В Центре занимаются 137 детей в возрасте до 18 лет с различными заболеваниями (повреждениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по слуху, дети с психическими расстройствами и др.).

Важной составляющей социальной реабилитации является обеспечение ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации в соответствии с медицинскими показаниями. Работу по обеспечению ПОИ и TCP региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации начало с 2005 г.

Количество нуждающихся в TCP детей-инвалидов с 2005 г. по настоящее время возросло вдвое. В структуру учреждений социальной защиты и здравоохранения по реализации ИПР инвалидов входит и Орловское протезно-ортопедическое предприятие.

В настоящее время это предприятие является исполнителем ИПР лишь в протезировании, ортезированнии и обеспечении ортопедической обувью. ПОИ для детей, как правило, индивидуального изготовления, требующие неоднократных примерок и подгонок. Все изделия прошли государственную регистрацию, имеют сертификаты, походят строгий контроль ОТК.

Комплекс мер по совершенствованию системы реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов в Орловской области должен включать:
• дальнейшее развитие законодательно-нормативной базы по вопросам реабилитации детей-инвалидов на федеральном и региональном уровне: внесение изменений в Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечивающих правовые основы понятий и определений в сфере реабилитации, а также правовые основы организации системы реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в регионах Российской Федерации;
внесение изменений в Федеральный Закон «Об образовании», направленных на создание правовых основ инклюзивного (интегрированного) обучения детей-инвалидов;
внесение изменений в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», в плане выделения в нем мер реабилитации конкретно для детей-инвалидов;
установление государственных стандартов медицинской, профессиональной, социальной реабилитации детей-инвалидов, что позволит обеспечить оценку качества и эффективности реабилитации детей-инвалидов;
а также принятие нормативных актов, конкретизирующих работу по данному документу; внесение изменений в региональные законодательно-нормативные документы, которые должны обеспечить развитие сети реабилитационных учреждений и системы реабилитационных услуг для детей-инвалидов; внедрение механизма квотирования рабочих мест для инвалидов;
развитие инфраструктуры реабилитационных учреждений;

• обеспечение реализации имеющихся нормативных актов, регулирующих предоставление детям-инвалидам реабилитационных услуг; внедрение механизмов взаимодействия ФГУ МСЭ с различными ведомствами (здравоохранения, социальной защиты населения, общего и профессионального образования, по делам молодежи, занятости, культуры и искусства, физической культуры и туризма) по вопросам формирования и реализации ИПР детей-инвалидов;

• обеспечение развития в Орловской области сети реабилитационных учреждений для детей-инвалидов различного типа и вида (создание новых учреждений, развитие инфраструктуры и повышение эффективности деятельности существующих реабилитационных учреждений, внедрение современных реабилитационных технологий; укрепление кадрового потенциала; совершенствование информационного обеспечения проблемы детской инвалидности в регионе, которое должно предоставлять данные, характеризующие показатели детской инвалидности, а также обеспечивать эффективную поддержку планирования, проведения и управления реабилитацией);

• создание в Орловской области механизмов, обеспечивающих детям-инвалидам равные права и равные возможности в сфере получения профессионального образования, позволяющего им быть конкурентоспособными на рынке труда; а также раскрывающих детям-инвалидам пути для дальнейшего их трудоустройства;

• совершенствование механизмов обеспечения детей-инвалидов TCP;

• принятие в Орловской области дополнительных мер по созданию в регионе доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов;

• усиление взаимодействия системы реабилитации детей-инвалидов в Орловской области с общественными организациями родителей, имеющих детей-инвалидов, направленное на развитие путей и способов их привлечения в сферу социального партнерства.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: