Пятница, 29.03.2024, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАБЕТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАБЕТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
astra71Дата: Понедельник, 04.11.2013, 17:00 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
Е.В.Морозова
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАБЕТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Для оптимизации качества профессионального взаимодействия врачей всех специальностей с больным и его ближайшим окружением, необходимо понимание психологических основ эффективного лечебного сопровождения.

Особенно психологические знания при взаимодействии с больными необходимы врачам эндокринологам, что обусловлено специфичностью лечебного сопровождения диабетических больных с целью формирования их комплаентного поведения.

Рассмотрим основные категории эффективного взаимодействия: владение навыками сотрудничества, продуктивного контактирования и коммуникации (взаимодействия и общения), а также основы формирования профессионального имиджа, немаловажного фактора, влияющего на желание больного эффективно общаться с врачом.[2]

В отношении эффективного сотрудничества, как одного из наиболее важных факторов составляющих профессионализм врача, необходимо задуматься над его глубоким смысловым значением. В середине слова сотрудничество мы видим корень «труд». Для целей формирования продуктивного сотрудничества в диаде «врач - больной» заложен большой психологический смысл, так как людей всегда сближает совместная деятельность (труд), а также трудности которые пережиты вместе.

В отношении врача эндокринолога это положение особенно справедливо, так как современная концепция лечения диабета подразумевает пролонгированное врачебное сопровождение лечебного процесса. Таким образом, врач призван переживать вместе со своим пациентом все трудности, связанные с лечением, возникающие в процессе адаптации к заболеванию. Врач и больной как бы вместе осваивают определенный вид деятельности: врач трудиться над выздоровлением больного, является его наставником на пути обучения навыку выполнения соответствующих рекомендаций, больной трудится над их освоением и выполнением. Врач и больной, делая общую работу в процессе совместной деятельности «совместно лечатся, сотрудничают и борются с болезнью».

Хороший врач не может механически осуществлять лечение и оставаться равнодушным, а значит, в системе «врач-больной» так или
иначе формируется некая модель взаимодействия с пациентом, то есть некие отношения.

Учитывая законы психологического жанра, по которым формируется усиление симпатии и дружелюбия между пережившими общую угрозу, можно сказать что ситуация болезни призвана сплачивать эти отношения и объединять людей, находящихся в ее поле.

Подобная стратегия широко известна как социально-психологический паттерн «против кого дружить...», когда для сплочения группы создается образ внешнего врага. В данном случае, вражеский образ болезни, действительно может сплачивать всех участников для противостояния ей, в число которых помимо самого больного, входят родственники, врачи, специалисты социальной сферы, оказывающие психосоциальное сопровождение больного, так как целью подобного сплочения является выживание.

Далее необходимо остановиться на коммуникативной компетентности (способности эффективно контактировать), которая для данного специалиста врача, призванного в своей лечебной практике плотно взаимодействовать с больными и их родственниками, является ведущей профессиональной компетенцией.[1]

Основу коммуникативной грамотности составляют вербальные и невербальные коммуникативные умения человека, знание специалистом основ эффективного общения, преодоления коммуникативных барьеров, а также формирования позитивной коммуникативной среды посредством умения правильно воспринимать и оценивать других, строить доброжелательные взаимоотношения с людьми и гибко реагировать на их действия и потребности.

Состоявшаяся коммуникация и контакт это всегда встреча. В отношении встречи врача с пациентом, желательно чтобы эта встреча порождала симпатию, дружелюбие, внушала уверенность в позитивном исходе лечения (возможности компенсации заболевания и др.), что требует от контактирующих сторон определенных навыков эффективного взаимодействия «коммуницирования» и учета множества моментов, важность которых нельзя недооценивать.

Например: начиная с народной мудрости - «Встречают по одежке!», необходимо задуматься об имидже доктора, с которым больному будет интересно, приятно общаться и к советам которого он захочет прислушаться.

Не думаю, что в имидже врача эндокринолога существует особая специфичность. Каждому доктору, как и любому другому специалисту, желательно обладать внутренними и внешними качествами для успешной самопрезентации, а проще говоря, умением «выгодно подать себя» (начиная с опрятности, доброжелательности, манеры вести беседу, владением методами убеждения, настаивания и др.). В целом врач обязан формировать в окружающих образ профессионала высокого уровня, то есть производить на пациентов и их родственников «хорошее впечатление». Формирование и разработка профессионального имиджа специалиста преследует цель усилить привлекательность личности врача для создания доверительных (комплаентных) отношений сотрудничества с пациентами, способствующих лучшему восстановлению, компенсации заболевания через выполнение и следование всем необходимым рекомендациям и врачебным указаниям.

Составной частью любого процесса общения, является фаза создания доверительных отношений. Для формирования комплаентного альянса с больным значение этого этапа достаточно велико. Не простроив доверительный контакт с больным опрометчиво и наивно было бы ожидать от него слепого следования данным лечебным рекомендациям. В то время как эмоциональное доверие и расположение к любому человеку (не только к врачу) автоматически подразумевает желание взаимного сотрудничества. Давняя народная мудрость гласит «Осмотрите врача, прежде чем врач осмотрит Вас!». В результате подобного «взаимоосмотра» происходит первичное принятие, формирование доверительного отношения, ведь больной в прямом смысле слова не просто доверяется (рассказывает о своих проблемах со здоровьем), а полностью (в том числе телесно и физически) доверяет себя врачу.

Самопрезентация «самоподача» себя как доброжелательного, компетентного, уверенного, энергичного специалиста важна для любого врача. Желательно чтобы в процессе взаимодействия с больным у него была возможность увидеть позитивные результаты своего труда (позитивных результатов лечения) через обратную связь и отзывы своих пациентов. Также необходимым условием эффективной деятельности врача является его внутренняя убежденность в устойчивости своей профессиональной позиции, поскольку все время «казаться кем-то, но не быть им в действительности» очень энергозатратно и может привести к состоянию эмоционального выгорания (психофизического и эмоционального истощения с соответствующими последствиями).

Если пытаться убеждать кого-то в том чего на самом деле нет, то на уровне первой сигнальной системы «чувств», для окружающих транслируется раздражение, тревога, недовольство. Обычно данный феномен очень хорошо чувствуют дети, более тонко настроенные на улавливание и считывание сигналов информационного поля, так как у них еще не сформировалось личностно-защитное (искажающее реальность) поведение. Например: если мама с папой живут вместе и не разводятся только из-за детей, а при этом транслируют постоянное раздражение и недовольство друг другом, то, как правило, дети в таких семьях также очень капризны, раздражительны и могут даже начать болеть, чтобы объединить родителей. Часто также поступают и супруги на грани развода...

Любому врачу, в том числе и эндокринологу необходима уверенность в своей профессиональной компетентности, которую специалист может совершенствовать за счет своего профессионального роста (через повышение профессиональной квалификации на различных тренингах, семинарах, участии в тематических конференциях, повышении научного статуса и др.).

Эмпирические результаты и актуальные проблемные зоны организации лечебного взаимодействия, выявленные в ходе исследований профессиональной деятельности специалистов врачей-эндокринологов, обучающихся в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России на циклах повышения профессиональной квалификации из различных регионов в ходе анкетирования и консультативных бесед, выявили ряд специфических проблем. Необходимо отметить, что подобная форма работы (научно-просветительские лекции о психосоциальных аспектах деятельности врачей их консультирование и совместное обсуждение насущных профессиональных проблем) имела положительный резонанс. Врачи с удовольствием общались как между собой, так и с психологом, делились актуальными проблемами, возникающими на ниве лечебного сопровождения больных, приводили примеры тяжелых терапевтических случаев где, на их взгляд, подключение специалистов психосоциального профиля было бы необходимым условием дальнейшего успешного сопровождения больного.

При этом все врачи единодушно высказывались в отношении непродуманности «на уровне государства» организации диабетической помощи и в смысле количества отпускаемого времени на одного больного, стихийности и отсутствия четких стандартов в организации «Школ диабета» (попасть в которую больному зачастую возможно лишь в дебюте заболевания), а также в отношении недостаточности медикаментозных средств и кадрового ресурса в целом.

Данные проведенного анкетирования позволяют оценить установки врачей эндокринологов в отношении возможностей и перспектив совершенствования лечебного сопровождения диабетических больных с учетом психосоциального подхода, а также отражают наиболее проблемные зоны, субъективно переживаемые врачами эндокринологами лечебных учреждений, которые буквально «на передовой» ведут борьбу за сохранение здоровья своих диабетических больных.

Единодушное 100% мнение врачей в отношении факторов снижающих эффективность лечения, отразилось в следующих показателях: недостаточной преемственности специалистов различного профиля и отсутствии командного подхода; значительного недостатка, а в некоторых случаях полного отсутствия специалистов, способных взять на себя психологические аспекты обучения больных контролю за диабетом; несоблюдении больными рекомендаций врачей; недостаточном уровне осведомленности больных о психосоциальных аспектах заболевания диабет; а также, в нехватке у самих врачей знаний в области психологии для возможных оптимизационных путей врачебно-лечебного взаимодействия.

Осознанность врачами важности наличия у специалиста психологических навыков и качеств подтвердили анкетные данные, в которых врачи в 95% случаев отметили такие значимые характеристики, важные для успешного взаимодействия с больными как: уверенность в себе, спокойствие, способность к убеждению, доброжелательность, открытость, любознательность, добросовестность, способность брать на себя ответственность за назначенное лечение. Также 73% врачей признают важность имиджевых факторов (опрятный внешний вид, приятный голос, привлекательная внешность, наличие научной степени и др.).

Единогласное мнение 100% опрашиваемых врачей выявило, что из множества форм сотрудничества со специалистами смежного профиля (психологами, медицинскими психологами, психотерапевтами и психиатрами) наиболее важной они считают возможность направлять больных для индивидуального психологического/психотерапевтического (мотивационного) консультирования к данным специалистам. Из них 90% считают необходимым включение в специализированные «Школы диабета» курса по социально-психологической адаптации к данному заболеванию, в которых в том числе должны обучаться у психолога не только взрослые больные, но и подростки, а также родители детей, имеющих данное заболевание в групповой и индивидуальной форме (причем на продолжительной основе), по всем проблемным аспектам. Данная потребность обусловливает острую необходимость введения ставки специалиста психолога (медицинского психолога) в лечебные учреждения в эндокринологические отделения для организации и участия подобной реабилитационной деятельности.

80% врачей отметили, что в процессе лечебного сопровождения сталкиваются с такими психосоциальными проблемами у больных как: хроническая боль, лабильное психоэмоциональное состояние, чувство тревоги, депрессивные состояния, страхи, чувство ущербности, неуверенности, знаковости из-за болезни. При этом у врачей была возможность дополнить анкеты неуказанными психофизиологическими и психосоциальными проблемными аспектами, возникающими у больных, на фоне которых врачам приходится контактировать со своими пациентами, что дополнительно выявило такие проблемные зоны (со слов больных) как: негативное отношение окружающих (например в школе отношение учителей к ребенку как к глубокому инвалиду (при фактическом отсутствии данного статуса), негативное отношение окружающих к особенностям и потребностям диабетиков (особенно среди работодателей) и в целом социально-общественную настороженность на макросоциальном уровне в сфере «Диабетик - Общество»....

Также, дополнительно врачами были отмечены особо тяжелые семейные случаи и конфликтные детско-родительские отношения на фоне алкоголизации, и, даже наркотизации подростков, фактически не справившихся с возникающими из-за заболевания трудностями на фоне подросткового кризиса, что с врачебной точки зрения значительно осложняло взаимодействие с такими больными, делая его неэффективным без специализированного психотерапевтического сопровождения.

60% врачей отметили, что практически у всех больных, которых они сопровождают, отмечаются (в различной степени выраженности) следующие специфические нарушения: снижение аттентивно-мнестических процессов, астенические состояния, снижение мыслительной деятельности и истощаемость психической деятельности в целом. При этом из общего числа врачей 60% осознают важность органических последствий, обусловленных заболеванием, влияющих на когнитивные (познавательные) возможности пациентов (в том числе детей), в связи с чем считаю необходимым иметь возможность направлять больных на психодиагностику в целях выявления нарушений познавательных функций (что особенно важно для детей в отношении перспектив интеллектуального развития, коррекции трудностей возникающих при обучении, впоследствии влияющих на уровень социализации в целом).

Достаточно симптоматичным является факт стопроцентного мнения врачей о том, что у диабетических больных в той или иной степени снижен личностный (мотивационный) потенциал. Данные проявления характеризуются избегающим поведением, отрицанием болезни, тех или иных проявлений безответственного отношения к лечению и рекомендациям врача, формирующих впоследствии почву для возникновения осложнений, а также несформированностью индивидуальных и социальных целей.

40% врачей отметили, что в той или иной степени, их больные испытывают из-за заболевания сложности в виде: трудностей рационального трудоустройства, негативного (настороженного) отношения окружающих (в том числе на работе), эмоциональный дискомфорт, связанный с вынужденной необходимостью делать инъекции в общественных местах (прилюдно), а также негативное (иногда агрессивное) отношение окружающих сверстников (детей, подростков).

100% врачей отметили важность доступности консультативной помощи самих врачей у психолога в отношении формирования индивидуального подхода к лечению (с учетом психологических особенностей больного), а также для повышения эффективности собственных навыков взаимодействия с больными.

Также, в процессе проведения научно-практических семинаров, высокую активность обсуждения у врачей вызвали различные организационные трудности, возникающие в каждодневной работе. Неравнодушие и погруженность в проблемы, связанные с лечебным сопровождением диабетических больных и врачебной деятельностью в целом, подтверждают анкетные показатели, характеризующие моральную удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, отраженные в 90% случаев.

При этом 100% врачей отметили, что в перспективе планируют совершенствование своих профессиональных умений и навыков для улучшения качества лечения больных. Однако, при этом лишь 50% имеют такую возможность в виде прохождения различных тренингов, семинаров и тематических циклов повышения квалификации, в то время как половина врачей отметили подобную возможность как крайне редкую и недоступную.

С сожалением, необходимо отметить, что 85% врачей отразили в своих анкетах неудовлетворенность оплатой своего труда при высокой моральной удовлетворенности от самой работы. Таким образом, из общего количества опрошенных врачей, лишь 15% считают, что их работа оплачивается достойно, что также является диагностичным фактором в смысле прогнозирования эмоционального выгорания специалистов, а, следовательно, возможного ухудшения качества лечения пациентов. Выявленные тенденции необходимо учитывать в отношении проработки «чувствительных моментов», особенно актуальных на
волне модернизации здравоохранения и декларируемых целевых государственных стратегий, направленных на улучшение уровня обеспечения нуждающихся лиц врачебной помощью и повышения качества социальной защиты населения нашей страны в целом.

Необходимо отметить, что в консультировании врачей эндокринологов часто возникали вопросы в отношении методологических аспектов лечения больных диабетом. А именно, их правомерности и собственно целесообразности взятия на себя неких психотерапевтических функций в процессе общения с пациентами. Безусловно, каждый врач обязан и, даже, должен быть способен в определенный момент оказать поддержку, постараться замотивировать больного на лечение, таким образом частично взяв на себя функцию психолога. Народная мудрость гласит: «Психолог может стать хорошим специалистом, не будучи врачом... Врач стать хорошим врачом не сможет, не будучи хорошим психологом...».

Вышеизложенное позволяет констатировать очевидный факт осознания самими врачами необходимости их сотрудничества с профильными специалистами, для оптимизации профессионального взаимодействия и повышения эффективности лечения диабетических больных, достичь которых возможно лишь в русле современных терапевтических стратегий в виде «командного мультидисциплинарного подхода».

Таким образом, с учетом полимодального психосоциального комплекса проблемных аспектов лечебного сопровождения, возникающих на всех его уровнях (на врачебном, на уровне пациентов, на социально-общественном уровне), а также значимости их влияния на качество жизни диабетиков с целью оптимизации, необходим продуманный междисциплинарный командный подход во главе с эндокринологом, с включением специалистов психосоциального профиля, которыми в зависимости от кадрового ресурса учреждения, реабилитационной структуры могут быть психолог (мед. психолог), социальный педагог (педагог-психолог), по необходимости психиатр и психотерапевт.

Литература:
Морозова Е.В. Психологические и деонтологические аспекты в лечении больных сахарных диабетом// Актуальные вопросы МСЭ и реабилитации, Барнаул, 2013 - С. 217-221.
Рогов Е.И. Психология общения// Владос., М. - 2003., - 336 с.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАБЕТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: