Вторник, 20.04.2021, 10:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Исследование письменной речи при проведении МСЭ
Исследование письменной речи при проведении МСЭ
astra71Дата: Воскресенье, 07.12.2014, 16:16 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 24419
Репутация: 406
Статус: Offline
М. Г. Дашина, Н. Н. Николаева

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю", Барнаул

Статья посвящена проблеме определения видов нарушений письменной речи, формированию критериев оценки нарушений. Актуальность связана с недостаточной разработанностью данной темы, частой встречаемостью данного вида патологии у освидетельствуемых при проведении МСЭ (особенно у детей), необходимостью подбора комплекса методик для исследования письма и чтения, выделения симптомов нарушений и градации их тяжести. В статье описаны психологические особенности письма и чтения, приведены основные методы исследования, показана возможность оценки степени нарушений.

Ключевые слова: письменная речь, дефекты, дислексия, дисграфия, тесты для исследования, оценка нарушений.

Речь как высший психический процесс является сложной высшей психической функцией (ВПФ), которая имеется только у человека. Современные ученые [1,2, 5—8] рассматривают ее как специфическую форму сознательной деятельности человека, полифункциональное психологическое образование, которое является специальной формой общения людей, средством мышления, регуляции и опосредования структуры всех высших психических процессов, их организации и связывания, средством формирования личности и орудием регуляции поведения. Благодаря речи внешний мир, окружающая реальность опредмечены и ВПФ человека формируются в предметном мире. Основные речевые функции — коммуникативная, функция регулирования поведения, познавательная, функция обобщения и номинативная. Все функции речи существуют в тесной взаимосвязи.

Известны три вида речи: 1) устная речь — экспрессивная речь (разговорная) и импрессивная речь (восприятие и понимание речи); 2) внутренняя речь, обеспечивающая и опосредующая устную и письменную речь; 3) письменная речь, включающая письмо и чтение [1, 6].

Письменная речь отличается и от устной, и от внутренней речи, состоит из двух видов — письма и чтения. Ее особенности: более позднее появление в психической сфере по сравнению с другими ВПФ; произвольность ее формирования и протекания; формирование только в результате специального обучения [3, 5, 6].

Выделяется два вида нарушения письменной речи — дислексия и дисграфия. Дисграфия и дислексия у детей — неспособность (или затрудненность) овладения чтением и письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Поэтому при проведении экспериментально-психологического обследования психологу необходимо оценить сохранность (или нарушение) всех психических функций — восприятия, внимания, памяти, мышления, устной речи, интеллекта, а также двигательных функций, слуха, зрения, оценить возможность педагогической запущенности и затем приступать к исследованию непосредственно письма и чтения [4, 5, 7].

Чтение и письмо страдает также у взрослых, в частности у больных с различными формами афазии. В этих случаях дислексия и дисграфия являются следствием нарушения уже сформированных ранее функций письма и чтения [5].
Письмо является сложным психическим процессом, не относящимся только к речи либо к процессам восприятия или к двигательной сфере. Оно включает совместную работу восприятия, предметных действий, тонкую моторику, с одной стороны, и сформированность поведения (намерений, внимания и др.) — с другой [7].

Для формирования письма и письменной речи требуется развитая абстракция. Причины дефектов письменной речи могут лежать в сфере нарушения не столько элементарных психических процессов моторики, графомоторных координаций, изолированного нарушения перцепторных процессов (акустических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия, в сфере системных нарушений (несформированности) высших психических процессов, их взаимодействия, нарушения поведения, нарушения абстрактных форм мышления [7].

Согласно Л. С. Цветковой, можно выделить три вида дисграфий:
1. Речевые дисграфии как составляющие синдрома различных форм афазии — моторная (афферентная и эфферентная) и сенсорная (поражения заднелобных, нижнетеменных, верхнетеменных, верхневисочных зон мозга).
2. Неречевые дисграфии (гностические) как составляющие синдрома нарушения восприятия — зрительного, пространственного, оптико-пространственного (поражение теменно-затылочных и затылочных отделов мозга).
3. Дисграфии как нарушения (или несформированность) целенаправленного поведения, его орга-низации и контроля, несформированности мотивов (дисфункция коры лобных зон левого полушария мозга).

Для исследования непосредственно письма используют следующие методы:
1. Исследование автоматизированного письма: написание фамилии, имени, отчества, даты рождения (для ребенка — собственное имя, слов мама, домашняя работа).
2. Списывание печатных букв, написание букв, слогов под диктовку.
3. Списывание и письмо под диктовку слов и словосочетаний: а) дом, окно, стул, машина; б) письмо слов с оппозиционными фонемами и артикулемами: дочка—точка, гвоздь—кость, гвоздь-грусть—гость, бочка—почка—почта, стол—слон; в) письмо сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение.
4. Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку): мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь; портной строчит строчку; устроили экскурсию в Псков; лавировали корабли, пока не вылавировали [4, 7, 8J.

Выделяемые симптомы: автоматизированность/ дизавтоматизированность письма; параграфии (замены, пропуски, перестановки букв), персеверации (повторы); микро- и макрография и дизметрия при письме; сохранность/нарушение автоматизированного письма (фамилия, имя, отчество), списывания, активного произвольного письма [2].

Градация тяжести нарушений письменной речи включает в себя четыре степени выраженности проявлений:
норма (отсутствие нарушений) при исследовании письменной речи — автоматизированное письмо без параграфий;
незначительные нарушения письма — дизавтоматизированное (замедленное, напряженное, неуверенное) письмо без параграфий либо незначительное число параграфий, персевераций или пропусков букв с самокоррекцией, легкая тенденция к микро- и макрографии или дизметрии при написании букв;
умеренные нарушения письма — выраженные микро- и макрографии или дизметрии при написании букв, множественные параграфии (замены, пропуски, перестановки букв) или персеверации с самокоррекцией;
выраженные нарушения письма — множественные параграфии с частичной коррекцией после указания на ошибку или сохранность автоматизированного письма (имя, фамилия и т. п.) и копирования при невозможности активного произвольного письма;
значительно выраженные нарушения письма — невозможность письма.

Чтение также является сложным психическим процессом, который имеет связь с речью и с разными формами восприятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное, пространственное). В психологии чтение рассматривается как целенаправленная деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздает опыт, стимулирует развитие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, организовывает его, может и изменять, и совершенствовать личность.

Психологическое содержание чтения — это прежде всего процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. В реализации процесса чтения принимают участие такие ВПФ, как внимание, память, мышление [7].
Психологическая структура чтения состоит из следующих звеньев: звукобуквенный анализ и синтез; смысловые догадки; удержание информации; понимание; процесс контроля — сличение возникающих при чтении гипотез с написанными словами.

Деятельность чтения протекает при наличии мотивов, потребностей, при соответствующей организации поведения. Сложность строения чтения приводит к тому, что дети с аномальным развитием и здоровые дети будут испытывать трудности при обучении чтению по разным причинам в зависимости от того, какое звено (или звенья) нарушено или не сформировано. Так как в деятельности чтения принимают участие и речевые процессы, .и процессы восприятия, и процессы целенаправленного поведения, то и формы дислексии будут разные [7].

Известны 2 формы оптической дислексии: оптическая и оптико-мнестическая. При первой форме чтение нарушается из-за дефектов зрительного восприятия букв и их сочетаний, особенно это касается букв, сходных по конфигурации (к-с, д-б и др.). В основе лежит нарушение образа буквы.

Здесь есть два вида оптической дислексии — литеральная, когда не узнаются отдельные буквы, и си-мультанная, когда отдельные буквы узнаются, а слитное восприятие их и прочтение нарушено. При оптико-мнестической дислексии в основе лежат дефекты называния букв, но нарушено их называние из-за дефектов речевой организации восприятия буквы. Эти формы дислексии являются составляющими синдрома оптической и оптико-пространственной агнозии [7].

Речевые формы дислексии — эфферентно-моторная, афферентно-моторная, сенсорная — составляющие синдрома соответствующих форм афазии.
Механизмы нарушения те же, что и при афазии: нарушение кинетической организации речи: нарушается плавность чтения, соединения букв в слоги, слогов в слово, возникают персеверации; в случае афферентно-моторной дислексии в основе лежат дефекты кинестезий, у детей не сформированы соответствующие букве и звуку артикулемы; при сенсорной дислексии — нарушение речевого слуха, прежде всего фонематического, ведет к нарушению чтения, и здесь часто возникает угадывающее чтение.
Последнее возникает и при поражении лобных систем мозга, ответственных за организацию, регуляцию поведения, за целенаправленность действий. Анализ ошибок может показать, в каких случаях угадывающее чтение сенсор-ного происхождения, а в каких — результат несформированности целенаправленной деятельности [7].

Тесты для исследования чтения:
1. Идеограммное чтение (имя, фамилия, город, в котором живет, имена близких людей, Москва, Петербург).
2. Чтение букв разного шрифта (печатные, ру-кописные, стилизованные). Необходимо прочитать эти буквы, назвать их. Чтение бессмысленных слогов: то-ку-ни, стро-кси-мла.
3. Чтение слов (простых и сложных): Николай, Андрей, Петр, Павел, лес, дом, мак, зерно, дорога, индустрия, мороженое, полковник, включатель, разброд, мельница, балалайка, подбородок, пространство, велотрек; чтение неверно написанных слов и чисел: галз, окко, слонце, клоодец, севриз.
4. Чтение коротких предложений и отрывков: "бежала по лесу лиса", "в лесу родилась елочка", "Маша пилит доску", "Коля копает землю", "Марина пьет чай и ест сушки". Высокочастотный текст: "Бегала лиса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели". Малочастотный текст: "Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами, длинные висячие ветки березы едва шевелятся, могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке, большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают".
5. Чтение про себя слов, предложений, текстов. Необходимо прочитать про себя и найти соответствующую картинку. При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узнавание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит не об аналитическом, а о целостном чтении, часто угадывающем [4, 7, 8].

Выделяемые симптомы: нарушение просодики речи (смазанность, гнусавость, интонационные нарушения, нарушение ритма высказывания, неправильные ударения, нарушения мелодики речи), паралексии, персеверации, угадывающее чтение.
Градация тяжести нарушения функции чтения включает в себя четыре степени выраженности проявлений.
Норма (отсутствие нарушений чтения) — плавное, просодически не измененное чтение без персевераций и паралексий.

Незначительные нарушения чтения — легкие изменения просодики с возможностью улучшения разборчивости речи при дополнительных усилиях больного. Незначительное количество паралексий, персевераций или симптомов угадывающего чтения с самокоррекций.

Умеренно выраженные нарушения чтения — грубые дефекты просодики без возможности улучшения разборчивости речи при дополнительных усилиях больного, множественные паралексии, персеверации, угадывания с неполной коррекцией.

Выраженные нарушения чтения — вышеуказанные и некорригируемые нарушения делают чтение больного полностью неразборчивым.
Значительно выраженные нарушения чтения — невозможность чтения.
Оценка нарушений функции чтения и письма при проведении медико-социальной экспертизы имеет бесспорное значение. Данные нарушения могут быть рассмотрены в структуре таких категорий жизнедеятельности, как "способность к общению", "способность к обучению", "способность к трудовой деятельности".

ЛИТЕРАТУРА
1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М., 2006.
2. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. — М., 1999.
3. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. — М., 2002.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002.
5. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М., 2000.
6. Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. - М., 2001.
7. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 2002.
8. Цветкова Л. С. Альбом нейропсихологической диагностики детей. — М., 2002.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Исследование письменной речи при проведении МСЭ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: