astra71 | Дата: Суббота, 18.04.2015, 07:17 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29087
Репутация: 458
Статус: Offline
| Проф. Н. Г. Петрова (1), канд. мед. наук Б. В. Эпельман (2) 1 Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова 2 Администрация Московского района Санкт-Петербурга
СТРУКТУРА, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Определена актуальность и необходимость интеграции медицинской и социальной помощи населению, перечислены основные учреждения, участвующие в оказании социальной помощи. Описан опыт работы новых учреждений (структур), оказывающих комплексную медико-социальную помощь, перечислены основные мероприятия, реализация которых позволит осуществить комплексную реабилитацию нуждающихся в ней пациентов.
Ключевые слова: медико-социальная помощь, реабилитация, учреждения социальной защиты населения, мультидисциплинарная бригада
В условиях продолжающегося постарения населения, накопления в популяции хронической патологии, увеличения числа инвалидов, расслоения населения и роста числа социально дезадаптированных лиц особенно актуальными становятся вопросы организации оптимальной системы оказания медико-социальной помощи [4]. При этом одной из основных проблем является интеграция деятельности учреждений, оказывающих медицинскую и социальную помощь [1, 2].
Так, традиционно в системе здравоохранения учреждениями (специалистами), в наибольшей степени участвующими (способствующими) социальной помощи и защите населения, являются [3]: учреждения геронтологического профиля, специализированные психоневрологические интернаты, хосписная служба, специализированные дома ребенка. Однако, как правило, социальные работники в них отсутствуют, а проблемы указанных (и других) групп пациентов выходят далеко за рамки медицинских.
К этому следует добавить, что реабилитация как ведущее направление в наблюдении за пациентами с хроническими заболеваниями по определению не может ограничиваться только медицинскими мероприятиями. Возможностей же для других видов реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях практически нет.
Социальную помощь граждане могут получать в следующих видах учреждений: комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН), центрах социальной помощи семье и детям (эти центры сравнительно недавно выделились из структуры КЦСОН), социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и др. К тому же большой объем социальной помощи (в первую очередь материально-финансовой) оказывается отделами социальной защиты администраций районов и отделами опеки и попечительства муниципальных образований.
Наличие в структуре этих учреждений возможностей и соответствующих специалистов (социальные работники, психологи, юристы) позволяет осуществлять в первую очередь социальную реабилитацию (социализацию лиц пожилого возраста, инвалидов, интеграцию социально дезадаптированных лиц в общество), а также отчасти психологическую, педагогическую, бытовую, правовую (юридическую) реабилитацию.
Например, КЦСОН Московского района Санкт-Петербурга включает 48 отделений, в том числе 2 отделения срочной социальной помощи; отделение социально-медицинского сопровождения лиц, страдающих психическими расстройствами; 2 отделения дневного пребывания детей-инвалидов; отделение адаптивной физкультуры для детей-инвалидов; отделение профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста; 3 социально-досуговых отделения; 2 социально-консультативных отделения; гериатрическое социально-реабилитационное отделение; отделение социально-медицинского сопровождения больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения; отделение дневного пребывания для пенсионеров и(или) инвалидов; отделение профессиональной ориентации детей-инвалидов; отделение приема и консультации семей с детьми-инвалидами; гуманитарный отдел; 8 отделений социального обслуживания на дому и социально-медицинского обслуживания на дому; отделение сиделок на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов; отделение реабилитации лиц без определенного места жительства; дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства; отделение "Социальное такси".
В КЦСОН работают социальные работники, психологи, юристы, инструкторы по лечебной физкультуре, средний медицинский персонал, однако специалисты этих учреждений сталкиваются с проблемой оказания своим подопечным медицинских услуг. Опрос, проведенный нами среди социальных работников Санкт-Петербурга, показал, что оценивают взаимодействие с медицинскими учреждениями как "тесное" только 41,0% опрошенных, 3,3% респондентов считают его незначительным, а 25,6% отметили, что такое взаимодействие практически отсутствует. С увеличением возраста респондентов уменьшается их оптимизм в оценке взаимодействия с лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ). Так, в возрасте до 30 лет считали взаимодействие тесным 75% опрошенных, 30—39 лет — 50,0%, 40—49 лет — 35,7%, 50—59 лет — 42,4%, 60 лет и старше — только 28,6%.
На тесное взаимодействие с ЛПУ указали 40,5% сотрудников со стажем работы до 5 лет и не указал никто из сотрудников со стажем более 20 лет Необходимость взаимодействия с теми или иными структурами (в том числе с медицинскими учреждениями) определяется в первую очередь имеющимися у пациентов проблемами.
На вопрос о том, какие медико-социальные проблемы для пациентов являются наиболее значимыми, опрошенные ответили следующим образом. На первое место они поставили проблему медицинского обслуживания, включая трудность попадания к специалистам, недостаточный объем реабилитационных мероприятий, средств реабилитации и т. д. Эту проблему отметили 36,4% опрошенных. Наиболее высоким был показатель среди лиц моложе 30 лет (50%) и старше 60 лет (57,1%).
Тесно примыкают к этой проблеме и вопросы лекарственного обеспечения, включая сложности в оформлении льготных рецептов, проблему получения по ним лекарственных препаратов, что подчеркнули 21,6% респондентов.
Респондентам предлагали оценить по 5-балльной системе качество оказания медицинской помощи пациентам, которых они опекают. 3,5% опрошенных дали оценку 1 балл, 12,8% — 2 балла, 6,5% — 3 балла, 31,4% — 4 балла и 5,8% — 5 баллов; средняя оценка составила - 3,2 балла.
Хуже всего были оценки среди респондентов до 30 лет и старше 60 лет: среди них отсутствовали отличные оценки (5 баллов), а доля неудовлетворительных оценок (1—2 балла) составила соответственно 25,0 и 50,0%. Неудовлетворительные оценки (1 и 2 балла) дали 27,8% опрошенных со стажем работы до 5 лет, 11,1% со стажем 5—10 лет, 11,7% со стажем 11—20 лет; такие оценки отсутствовали среди респондентов с большим стажем работы.
Как и следовало ожидать, уровень оценок коррелировал с тем, как респонденты оценивали характер взаимодействия с ЛПУ. Среди тех, кто считал это взаимодействие тесным, доля неудовлетворительных оценок составляла 9,4%, среди тех, кто считал, что оно практически отсутствует, — 34,8%. В то же время процент отличных оценок отличался несущественно (4,4—6,3%; р > 0,05), т. е. действительно респонденты оценивали не только степень взаимодействия (доступность медицинской помощи), но и ее качество, хотя эти компоненты, безусловно, взаимосвязаны.
Весьма актуальной задачей является интеграция в тех или иных организационных формах деятельности медицинских и социальных служб, что позволит проводить комплексную реабилитацию нуждающихся. Определенный опыт такой интеграции накоплен в Санкт-Петербурге. При этом, как правило, социальная помощь "встраивается" в учреждения здравоохранения.
Так, в частности, нами был изучен опыт совместной работы ЛПУ и социальных служб в Московском районе Санкт-Петербурга. Сравнительно новой организационной структурой в системе отечественного здравоохранения является Центр восстановительного лечения (вначале районный, а в настоящее время — городской) детей с психоневрологическими нарушениями, где лечат пациентов с заболеваниями нервной системы (детский церебральный паралич, последствия перенесенных инфекций, травм, в том числе перинатальных) и опорно-двигательного аппарата.
Не останавливаясь подробно на структуре Центра, отметим, что при содействии отдела социальной защиты и КЦСОН в составе Центра выделена медико-психологическая служба, которая включает кабинеты психиатра, психолога, дефектолога, логотерапии, релаксации, нейропсихологического тестирования, медико-социальный кабинет, кабинеты абилитации, лечебной педагогики, музыкальной терапии и сенсорная комната.
Особенностями работы этой службы являются акцент на работе с семьей, мотивация родителей на совместную работу, медико-социальный патронаж, комплексная психотерапевтическая коррекция (групповая и индивидуальная), междисциплинарный подход и межведомственное сотрудничество в лечении детей. Наряду с медицинскими мероприятиями комплексная программа реабилитации детей включает социальные аспекты.
Совместно с социальной службой района (специалисты КЦСОН) осуществляются определение реабилитационного потенциала, оказание правовой помощи, социальный патронаж, взаимодействие с клубом взаимопомощи родителей. Для оказания помощи в решении сложных семейных, социальных и правовых вопросов привлекаются специалисты по психологии, педагогике, социальной работе, юристы.
Среди оказываемых в медико-социальном кабинете социальных услуг можно выделить проведение социально-бытового обследования условий проживания детей, проведение социально-реабилитационных мероприятий на дому (детям-инвалидам); сопровождение документов (и самих пациентов) в различные учреждения, содействие в санаторно-курортном лечении, беседы и консультации по социально-медицинским и социально-правовым вопросам, развитие навыков самообслуживания, помощь в оформлении документов на медико-социальную экспертизу, проведение культурно-досуговых мероприятий, содействие в организации летнего отдыха, в получении материальной помощи, льгот, пособий, средств технической реабилитации, гуманитарной продовольственной и вещевой помощи.
Комплексный подход к реабилитации детей в Центре позволяет добиться не только медицинского эффекта, а также (что, на наш взгляд, еще более важно) социализировать ребенка с тяжелыми психоневрологическими и двигательными нарушениями в общество, улучшить психологический фон в семье и создать основу для возможного дальнейшего участия ребенка в трудовой деятельности, что имеет значение и для него, и для общества в целом.
Исследование, проведенное нами, показало, что во время лечения в Центре 45,2% семей была оказана различная социальная помощь (а социально-неблагополучным семьям — в 66,7%): 16,1% — один ее вид, 4,3% — 2 вида, 24,7% — 3 вида и более. Три вида помощи и более получили 7,1% семей с детьми до 3 лет, 24,0% семей с детьми 3—6 лет, 27,3% семей с детьми 7—14 лет, 44,4% семей с детьми старше 14 лет.
Наиболее частым видом помощи являлась консультативная (она была оказана в 38,7% случаев). Семьям были даны консультации юридического (социально-правового) характера в отношении их прав, льгот и т. д. (в основном это касалось семей, имеющих детей-инвалидов), а еще в 21,5% случаев была оказана непосредственная помощь при оформлении различных документов. Почти половина семей получила материальную помощь (в виде продуктовых наборов, вещей, средств ухода). В 23,7% случаев были проведены беседы социально-психологического характера.
Под особо пристальным вниманием социальных работников находилось около четверти семей: проводилось их полное социальное сопровождение (включающее совокупность различных видов помощи). Патронаж на дому был проведен в 3,2% случаев. В каждом пятом случае (19,4%) были проведены культурно-досуговые мероприятия.
Сравнительно новой организационной формой является также создание в поликлиниках мультидисциплинарных бригад по ведению больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения.
При этом в составе бригады наряду с медицинским персоналом имеется психолог и социальный работник, который помогает пациентам (и их семьям) в решении следующих вопросов: обеспечение условий для активного приспособления к жизни пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, обучение их навыкам самообслуживания, формирование новых навыков взамен утраченных, консультирование родственников, смягчение психоэмоционального стресса среди ближайшего окружения, формирование нового круга общения, участие в разработке индивидуальной программы социальной адаптации и реабилитации пациентов.
Можно отметить такой сравнительно новый опыт совместной работы медицинских и социальных служб, как введение социальных работников в структуру гериатрического отделения городской поликлиники, районного аллергологического центра для детей (на базе детской поликлиники).
В то же время система интеграции медицинской и социальной помощи как таковая отсутствует. Одной из причин этого является отсутствие единой базы данных о пациентах и их нуждаемости в разных видах услуг. В Санкт-Петербурге реализуется концепция развития системы социальной защиты населения, в число основных задач которой входит организация информационного обеспечения органов государственной власти в сфере социальной защиты населения. Для решения этой задачи предусмотрено создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга". Эта система позволит вести реестр инвалидов города, реестр учреждений, действующих в системе реабилитации инвалидов, реабилитационных услуг, технических средств реабилитации, а также осуществлять планирование и контроль доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Формируется также ведомственная информационно-аналитическая система "Дети Санкт-Петербурга", обеспечивающая органы социальной защиты населения информацией о деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Для улучшения качества социального обслуживания населения в городе создана телефонная информационно-справочная социальная служба, включающая социальный портал в сети Интернет, которая ежемесячно обрабатывает более 30 тыс. обращений граждан по вопросам назначения всех видов социальных выплат, предоставления льгот и оказания адресной социальной помощи.
Важно отметить также, что во многих городах, в том числе в Санкт-Петербурге, в отношении различных видов медицинской и особенно социальной помощи (т. е. в системе реабилитации разных групп населения — детей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пенсионеров, инвалидов) участвуют и другие структуры, в том числе общественные организации (ветеранов войн, инвалидов, жителей блокадного Ленинграда, различные центры, клубы и т. д.), которые также должны быть интегрированы в единую систему, однако на практике чаще всего действуют изолированно друг от друга.
Таким образом, актуальными задачами в системе организации медико-социальной помощи на современном этапе являются: - создание на базе отделов социальной защиты администраций районов информационных систем с базами данных о нуждающихся в различных видах помощи (в основу их создания могут быть положены индивидуальные программы реабилитации инвалидов, разработанные бюро медико-социальной экспертизы), которые, на наш взгляд, должны быть более формализированными и унифицированными, также данные КЦСОН; - формирование на основе этих баз данных четких маршрутов движения пациентов (вид учреждения, подразделения) и формирование в соответствии с ними целевых программ (заказов) на различные услуги со стороны администраций районов с контролем за их исполнением; - издание на районном (городском) уровне нормативных документов, определяющих возможность приоритетного обслуживания социальных работников в государственных учреждениях; - более широкое распространение существующего опыта совместной работы учреждений здравоохранения и социальной защиты и поиск новых организационных форм их взаимодействия; - организация ежегодной диспансеризации на дому одиноких граждан-инвалидов, которые лишены возможности выходить из дома (совместно с социальным работником); обязательное ежегодное проведение на районном уровне конференций (совещаний) с участием представителей ЛПУ и социальных служб; - более широкое информирование населения о структуре и возможностях оказания медико-социальной помощи.
ЛИТЕРАТУРА 1. Ануфриев С. А. Опыт взаимодействия медицинских и социальных служб отделений общей практики (семейной медицины) // Проблемы городского здравоохранения: Сборник науч. трудов / Под ред. Н. И. Вишнякова. — СПб., 2000. - Вып. 5. - С. 111-115. 2. Дементьева Н. Ф., Шишкина В. В., Подкорытов А. В. Проблемы взаимодействия государственных (муниципальных) учреждений и неправительственных организаций в оказании медико-социальной помощи пожилым, больным и инвалидам // Мед.-соц. эксперт, и реабил. — 2002. — № 2. - С. 6-9. 3. Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы: Учеб. пособие. — М., 2006. 4. Шестаков В. П., Клюковкин К. С. О доступности медико-социальной реабилитации инвалидов // Мед.-соц. эксперт. и реабил. — 2008. — № 3. — С. 24—26.
| |
| |