astra71 | Дата: Пятница, 07.09.2012, 14:10 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29092
Репутация: 459
Статус: Offline
| Э.И. Мирзаян, Е.В. Жукова К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей, имеющих сложный дефект, нормативно-правовые основы данной деятельности, пример заполнения раздела «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» ИПР.
Ключевые слова. Образование, медико-социальная экспертиза, дети-инвалиды, ограничение жизнедеятельности, способность к обучению, специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Актуальность проблемы образования детей-инвалидов обусловлена тем, что в нашей стране еще нет достаточного научно-методического обеспечения процесса его реализации, осуществление его идет с опорой на положительный зарубежный опыт, который не всегда приемлем для нашей системы образования, а именно: - массовая школа ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы; - препятствия социального свойства, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования; - неосведомленностью родителей детей-инвалидов о возможности получения образования для рассматриваемой категории детей.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Одним из ограничений жизнедеятельности у лиц до 18 лет является ограничение способности к обучению. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1013н (в редакции Приказа Минздравсоцразвития России от 26 января 2012 года № 60н) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми). 1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий. 2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий. 3 степень - это способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым) в том числе правилам выполнения последовательных элементарных, целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности
Педагогическая экспертно-реабилитационная диагностика включает всестороннее социальное обследование, определение социальных критериев для оценки наличия и степени выраженности ограничения жизнедеятельности (активности), оценку реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.
В связи с этим пристального внимания требуют вопросы установления 3 степени ограничения к обучению и разработки индивидуальной программы реабилитации детей, имеющих сложный дефект. Остановимся на этом подробнее. Вопросы получения образования детьми-инвалидами в субъектах Российской Федерации отражены в ряде нормативно-правовых документов: - Конституция Российской Федерации; - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.); - Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ (с дополнениями и изменениями); - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в законодательной базе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических возможностей. В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. АФ-150/06 особое внимание уделяется развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К данной категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетания двух и более недостатков в физическом или психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах - интернатах системы социальной защиты населения.
Обучение данной категории детей-инвалидов основывается на следующих нормативно-правовых документах, разработанных на Федеральном уровне и учитывающих специфику образовательного и реабилитационного рассматриваемого контингента детей: - Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; - Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» (в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26 декабря 2000 г. № 3); - Письмо Минобразования России от 5 марта 2001 г. № 29/1428-6 «Организация помощи аутичным детям»; - Письмо Минобразования России от 24 мая 2002 г. № 29/2141-6 «Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА», - Письмо Минобразования России от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», - Письмо Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2007 г. № ВФ-577/06 и 2608-ВС «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование».
В этих документах основной задачей является обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих выраженные и значительно выраженные функциональные нарушения. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» отмечается, что государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, оказывают лицам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на: 1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию ограничений возможностей здоровья; 2) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, общения, элементарных трудовых навыков у лиц со сложными и (или) тяжелыми ограничениями возможностей здоровья; 3) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей).
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Для детей, которые не усваивают программу специального коррекционного образовательного учреждения, создаются специальные классы. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Применительно к категории инвалидов, имеющих сложный дефект, обучение должно быть направлено на: - формирование и развитие у учащегося когнитивной и коммуникативной функции речи, продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений; - включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд; расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; - формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
В ФГБУ «ФБ МСЭ» поступают заявления от родителей, имеющих ребенка-инвалида по обжалованию решению Главного бюро медико-социальной экспертизы, связанных с вопросами обучения детей.
Например, в индивидуальной программе реабилитации ребенку 5 лет с диагнозом: «ДЦП, грубая задержка психомоторного развития...» в ИПР в разделе «Получение дошкольного образования» указано, что ребенок не нуждается в получении данного вида образования. Данная запись сделана на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии. Однако в Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что «под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». В ст.5, п.6 вышеуказанного Закона сказано, что Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 № 120-ФЗ). Следовательно, отказ ребенку в получении дошкольного образования является неправомерным. Необходимо совместно с органами управления образованием выделить ребенку специалиста - дефектолога, который будет заниматься с ним на дому, по индивидуальной программе специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения, разработать мероприятия психолого-педагогической коррекции, включающие такие техники как песочная терапия, арт-терапия и т.д.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой по вопросам образования детей-инвалидов с тяжелой умственной отсталостью, аутизмом, сложным дефектом, в регионах Российской Федерации, имеются условия и возможности для обучения.
| |
| |