Четверг, 10.10.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Психологическая реабилитация детей-инвалидов
astra71Дата: Воскресенье, 09.09.2012, 11:30 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29109
Репутация: 459
Статус: Online
Е.В. Морозова, О.С. Перепелкина, А.А. Мелешко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России,
г. Москва

Характерным признаком детей-инвалидов является ограничение жизнедеятельности в период становления личности и формирования высших психических фукций.
При работе с такими детьми следует учитывать параметры физического развития и биологического возраста ребенка, условий развития, различных патологий и характеристик эмоционально-волевой сферы. Специфика социальной ситуации развития детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудененной социальной адаптацией.

Среди особенностей психической организации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здовровья можно отметить негативное влияние на эмоционально-личностную сферу травмирующей ситуации, дисгармоничного стиля семейного воспитания и неадекватных установок родителей, длительных госпитализаций, что, в конечном счете, откладывает свой отпечаток и проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов.
Также у таких детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений, недоразвитие интеллектуальной сферы.
Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления деятельности психолога в работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Центре социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики включают в себя социокультурную реабилитацию и психологическую реабилитацию и коррекцию.
Социокультурная реабилитация инвалидов - комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов в стандартных социокультурных ситуациях.

Социокультурная реабилитация, в ФГБУ «ФБ МСЭ» осуществляется виде мероприятий по арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, проводимых для детей детского отделения клиники, психологами Центра социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики.

Арт-терапия - это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики - убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил дтя преодоления страха и тревоги.

Арт-терапия - это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает детей выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, а особенно ценна для тех детей, которые недостаточно хорошо владеют речью. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется изотерапия (рисование). Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества, т.к. детям-инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, травмы, постстрессовые расстройства, развитие креативности. Арт-терапия снимает у ребенка самые разные проявления неустойчивости настроения и ситуативной тревоги.

Сказкотерапия - один из способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка-инвалида. Сказкотерапия — это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия позволяет психологу установить контакт с ребенком. Данный метод основан иа том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя определенную роль, проигрывая жизненные ситуации.

Существует несколько видов сказок, которые можно использовать в работе с детьми-инвалидами.
Художественные сказки — все литературное наследие наших предков, то, что мы, собственно, и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки создают положительную мотивацию к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Преимущество дидактических сказок еще и в том, что ребенок на бессознательно-символическом уровне может находить выход из тревожащих его ситуаций.

Психокоррекционные сказки. В них метафорически отражаются эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр. В качестве героя психокоррекционной сказки выступает близкий пациенту по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению персонаж. Он может быть как человеческим (мальчик, девочка, принц, принцесса, танцовщица, воин), так и животным, растением и пр., в зависимости от индивидуальной предпочитаемости образов.

Психолог, описывая в сказке жизнь героя, метафорически передает реальную жизнь пациента. Герой психокоррекционной сказки оказывается перед лицом ситуации, похожей на реальную проблему пациента. Психолог описывает мысли и чувства, которые овладевают героем, фактически вербализируя эмоциональное состояние пациента.
Далее герой психокоррекционной сказки ищет способы выхода из проблемной ситуации. Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.

Медитативные сказки — это сказки, способствующие процессу погружения, медитации. Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных героев. Ведь задача этих сказок — снятие напряжения, невротических симптомов. В текстемедитативной сказки могут присутствовать образы всех пяти модальностей восприятия: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной). Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению.

Выделяется несколько направлений, особенно актуальных в реабилитационной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья с помощью сказкотерапии:

• Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
• Преодоление чувства страха и неуверенности посредством сочинения сказочных сюжетов и их проигрывания.
• Обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей-инвалидов с трудностями общения;
• Формирование творческого потенциала ребенка-инвалида через сказки.

Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. Необходимо предложить большое разнообразие специально подобранных игрушек для преодоления имеющихся у ребенка ограничений, а также для того, чтобы стимулировать его развитие. Игра помогает детям преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогая приобрести необходимые навыки.

Одним из основных направлений в работе с детьми, находящимися в стационаре ФГБУ «ФБ МСЭ» является психологическая реабилитация и коррекция.
Принципы психологической коррекции и работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:
• Системность, учет в коррекционной работе различных аспектов психического функционирования ребенка;
• Опора на ведущую деятельность ребенка, т.е. разработка конкретной коррекционной программы с учетом вида деятельности, преобладающей на данном этапе развития;
• Опора на сохранные звенья психики ребенка;
• Учет запроса родителей при разработке коррекционной программы, а также учет временного периода нахождения ребенка в стационаре организации;
• Постепенное увеличение нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, а также учет его физического состояния и здоровья.

Реабилитационная работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов:

1. Диагностический этап. Включает в себя предварительную беседу с родителем (или другим, замещающим его лицом). Беседа с родителем перед началом работы с ребенком является важным и необходимым этапом, который позволяет решить сразу несколько задач.
Во-первых, собирается вся необходимая информация о развитии, социальном статусе, особенностях здоровья ребенка, в частности, выясняются особенности пренатального и раннего развития, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребенка.
Во-вторых, беседа с родителем выявляет основные жалобы со стороны родителя, помогает учесть его пожелания при формулировании цели реабилитационных программ. Именно на основе запроса родителей чаще всего идет постановка задач как диагностического, так и коррекционного этапов.

2. Коррекционный этап. При разработке коррекционной или развивающей программы идет опора на запрос со стороны родителя и/или ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа. В реабилитации происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью. Тем не менее, условно, коррекционную работу можно подразделить на два направления: реабилитация когнитивных и эмоциональных нарушений.

При работе с когнитивной сферой ребенка осуществляется коррекция или развитие речи, мышления, памяти, внимания и т.д. При разработке плана реабилитации и составлении заданий используются ; современные наработки ведущих российских психологов (Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Цветкова Л.C. и др.). Наиболее актуальна реабилитация функций когнитивной сферы для гиперактивных детей, детей с задержкой психического развития и т.д. Тем не менее, гораздо более востребованной является работа с эмоциональной сферой детей.

Негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка-инвалида оказывает длительная психотравмирующая ситуация, связанная с пребыванием в стационаре и необходимостью проходить большое количество медицинских процедур, зачастую очень болезненных.
Ребенок в ситуации стационара — это особый ребенок, так как он лишен полноценного общения со сверстниками, ограничен в возможности активно двигаться, находится в состоянии информационной депривации, то есть не может посещать школу, развивающие занятия, кружки и т.д. Перечисленные особенности могут являться фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, а именно, возникновению раздражительности, тревожности, негативизма.
Таким образом, возникает необходимость работы с эмоциональной сферой: коррекция негативных функциональных состояний, проработка и проигрывание значимых для ребенка тем (например, темы здоровья болезни), обучение здоровому проявлению негативных эмоций, а также предоставление возможности выражения сильных эмоций и релаксации.

Для решения перечисленных задач используются всевозможные средства, доступные в нашем Центре: описанные выше мероприятия по арт-терапии, игротерапии, сказкотерапии играют одну из ведущих ролей в реабилитации.
Наравне с ними используется такой классический метод работы психолога как клиническая беседа. Также в работе используются инновационные современные технологии (интерактивная реабилитационная система виртуальной реальности «Nirvana»). [1]

По итогам проведенных занятий с каждым ребенком родителям, в процессе консультирования предоставляется обширная обратная связь и рекомендации по дальнейшей работе. Рекомендации составляются с учетом социально-экономических возможностей семьи и места жительства.

При работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать некоторые особенности: ограничения по времени нахождения на лечении, зачастую невысокую мотивацию родителей, т.к. они приехали получать комплекс медицинских услуг, но изначально не нацелены на получение психологической помощи.

Поэтому психолог также должен проводить разъяснительную работу с родителями и врачами, работающими с ребенком. Таким образом, не смотря на особенности и ограничения психологической и социокультурной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационара, это направление представляется необходимым и чрезвычайно важным, так как позволяет в краткие сроки решать актуальные задачи и удовлетворять актуальные психологические потребности детей и запросы родителей.
 
astra71Дата: Воскресенье, 09.09.2012, 11:30 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29109
Репутация: 459
Статус: Online
Литература
1. Морозова Е.В., Перепелкина О.С., Пожарищенский К.Э. Психологическая реабилитация детей с ограничениями здоровья с использованием высокотехнологичного оборудования виртуальной реальности «Nirvana». //Сборник материалов научно-практической конференции «Пути модернизации медико-социальной экспертизы в рамках реализации государственно программы «Доступная среда» на 2011 -2015 годы». 7-9 декабря 2011 г., Москва.
2. Морозова Е.В., Столярова Е.В. Психодиагностические и психокоррекционные подходы в реабилитации детей с посттравматическим стрессовым расстройством. //Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями, №2 2010.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: