Суббота, 20.04.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Работа с инвалидами в психоневрологическом интернате
Работа с инвалидами в психоневрологическом интернате
astra71Дата: Четверг, 03.01.2013, 13:19 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28582
Репутация: 453
Статус: Offline
© Ю. Б. Ланд

ОСОБЕННОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ

ГУ Психоневрологический интернат № 11 Департамента социальной защиты населения Москвы
В статье представлен анализ форм психологической работы в психоневрологическом интернате. Описаны основные направления психологической работы с молодыми инвалидами вследствие психических заболеваний, а также методы для их реализации. Указывается на важность формирования и повышения мотивации к деятельности больных шизофренией.
Ключевые слова: инвалид, психоневрологический интернат, психолог.

Одним из путей улучшения качества жизни молодых людей с интеллектуальной недостаточностью и психическими расстройствами является повышение их социальной адаптации, принятие ими ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Понятие "качество жизни" в данном контексте обозначает опору на потребности индивидуума как на центральный фактор и на права лиц с умственной отсталостью и психическими расстройствами для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.

Данные немногочисленных исследований в России [1, 4—6] и за рубежом [7] указывают на то, что возможности дальнейшего обучения и развития умственно отсталых шире, чем предполагалось ранее. Как известно, вершина интеллектуальной трудоспособности достигается в среднем в возрасте от 20 до 34 лет. Для людей с умственной отсталостью существуют возможности развития, выходящие за пределы развития ребенка [7].

Однако они смогут быть реализованы только тогда, когда систематически стимулируются.
Если отсутствуют необходимые побуждения и возможности для продолжения обучения и развития, то не только не происходит дальнейшее развитие, но и теряются приобретенные ранее, полученные благодаря интенсивной внешней помощи знания и умения предаются забвению.
Сложность организации работы психологов в психоневрологических интернатах обусловлена отсутствием общих методологических подходов в работе с пациентами психоневрологических интернатов, персоналом, родственниками.

Данная работа посвящена организации и формам псилологической работы в психоневрологическом инирнате № 11 Департамента социальной защиты населения Москвы.
Нами проанализированы формы психологической работы в психоневрологическом интернате, где проживает 651 инвалид.

Контингент проживающих составили лица в возрасте от 18 до 35 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и шизофренией. Они составляют 62 % контингента проживающих в психоневрологическом интернате № 11 Департамента социальной защиты населения Москвы. Остальные 38% — это пациенты более старшей возрастной группы с шизофренией, органическим расстройством личности различного генеза, деменцией.

Программа психологической работы включает изучение анамнеза, рекомендаций врача с обязательным учетом личных предпочтений пациента. На основе сохранных, положительно развитых сторон личности составляется план коррекционных и развивающих занятий.
При составлении плана работы с каждым молодым человеком выделяются первоочередные задачи. Для каждого обеспечиваемого они разные и зависят от уровня знаний, умений, навыков. Для одних молодых людей актуально формирование понятий о сенсорных эталонах, для других — развитие навыков адекватного общения, для третьих — формирование трудовой мотивации и посильное включение в трудовую деятельность.

В коррекционной и развивающей частях работы психолога с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате нами выделены следующие:
— помощь в адаптации вновь прибывшим пациентам;
— развитие психических процессов (восприятия внимание, память, мышление, речь, воображение);
— развитие и коррекция эмоционально-воле- вой сферы личности;
— формирование и развитие активной личностной позиции,
формирование учебной и трудовой мотивации;
— формирование и развитие способности к самоконтролю;
— профилактика межличностных конфликтов и помощь в их устранении;
— создание в коллективах обеспечиваемых атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания;
— помощь в устранении внутриличностных проблем, профилактика
суицидального поведения;
— помощь в усвоении содержания ценностных ориентаций для относительного самоопределения в жизни;
— развитие и совершенствование коммуникативных функций;
— сообщение и разъяснение специфических знаний и образцов поведения для межполовых партнерских контактов.

Методами для реализации вышеперечисленных направлений психологической работы являются:
— прямое словесное воздействие, убеждение с целью корректировки целевых установок;
— развивающие и обучающие методики, направленные на развитие психических процессов и эмоционально-личностной сферы (вербальные методы, бланковые методики, наглядные пособия);
— арт-терапия (рисование, музыкотерапия, библиотерапия, сочинение историй, совместный просмотр и обсуждение произведений искусства, кинофильмов, совместные прогулки);
— техники поведенческой психотерапии;
— групповая психокоррекция;
— психологическое консультирование с учетом возрастной и нозологической специфики;
— релаксационные техники (занятия на релаксацию могут проходить в сенсорной комнате).

Коррекционные и развивающие занятия проводятся психологом 4 раза в неделю в течение 1 мес с 10—12 молодыми людьми. Продолжительность занятия варьирует от 30 до 60 мин. Занятия проходят индивидуально или небольшими группами по 3—4 человека.

Повторный цикл коррекционных занятий проводится через 4—5 мес, во время которого повторяются и дополняются уже полученные знания и ставятся новые коррекционные задачи.
Также к психологу в любое время могут обратиться все пациенты интерната с возникшими проблемами по собственной инициативе или рекомендации врача.

Результаты психодиагностического исследования и проведенной коррекционно-развивающей работы помещаются в медицинскую и реабилитационную карты каждого пациента.
Формирование и повышение мотивации к деятельности больных шизофренией, включая более старшую возрастную группу, создаются разными способами: путем доведения до сознания необходимости деятельности, путем введения социальных оценок, поощрения и в том числе прямыми требованиями.

Наиболее эффективными оказываются включение больного в реальную деятельность, постановка конкретных и доступных ему целей. Преимущества деятельностного подхода к реабилитационной практике больных шизофренией отмечаются психиатром М. М. Кабановым [3], который подчеркивает, что включение в адекватную деятельность больных с шизофренией, даже с чертами выраженного дефекта, дает лучшие результаты, чем проведение с ними психотерапевтических бесед.

Коррекционная работа с этой группой пациентов строится с учетом естественных потребностей, интересов, направленности личности, способностей больных, их склонностей, навыков и умений.
В интернате созданы экспериментальные коррекционные группы, неоднородные по нозологическому составу, возрасту, полу, с целью развития социальной активности, предотвращения аутизации пациентов с шизофренией. Такие неоднородные группы создаются для занятий в кабинете рукоделия, кабинете социально-бытовой адаптации, в тренажерном зале, кабинете домоводства, спортивном зале.

Считаем, что подобная форма проведения коррекционных занятий является достаточно продуктивной и перспективной. Она не только способствует предотвращению изоляции и аутизации больных шизофренией, но и развивает социальный опыт, навыки адекватного общения, кругозор, мышление проживающих с умственной отсталостью.

Для пациентов пожилого и старческого возраста с психическими расстройствами характерны выраженные нарушения интеллектуальной, мнестической деятельности, нарастание физической немощности, соматические заболевания. Часто они ранимы, обидчивы, тревожны, подвержены депрессии и страхам, тяжело переживают одиночество и разлуку с домом. При работе психолога с пациентами пожилого и старческого возраста предпочтение отдается методам индивидуальной рациональной и личностно-ориентированной психокоррекции, целью которой является принятие своего нынешнего положения (проживание в интернате) и посильное включение в новые общественные связи.

Следующим направлением работы психолога в психоневрологическом интернате является просветительская и консультативная работа с персоналом.
Целью просветительской работы является разъяснение персоналу (вновь поступившим на работу, младшему и среднему медперсоналу) психологических особенностей пациентов интерната, что особенно важно, правил взаимодействия с ними, возможностей предотвращения конфликтов с пациентами и конструктивным способам их разрешения. Особое внимание уделяется информированию сотрудников интерната о способах профилактики у них симптомов синдрома эмоционального выгорания.

В психологической помощи нуждаются также родители юношей и девушек с умственной отсталостью и психическими расстройствами. Воспитание, особенно взрослого особого ребенка, часто является тяжелым испытанием для семьи. У родителей, особенно у матерей, можно наблюдать невротическую симптоматику, которая выражается повышенной тревожностью, недоверчивостью, эмоциональной напряженностью и лабильностью. Даже малозначительное событие может привести к снижению самоконтроля.

Родителям часто кажется, что персонал недостаточно внимателен к их ребенку и не понимает его, а иногда недооценивают его возможности. Родители не всегда располагают информацией о возможностях развития своих взрослых детей, часто не знают, как справляться с трудностями в поведении у них и ждут большего сочувствия и участия от окружения [6].
Психолог в спокойной, доверительной обстановке информируют родителей об особенностях их ребенка, о его проживании в интернате, его достижениях и возможностях дальнейшего развития.

В приобретении новых знаний, умений и навыков и совершенствовании уже полученных молодым инвалидам в психоневрологическом интернате № 11 помогают квалифицированные врачи, воспитатели, психологи, социальные работники и медицинские работники — сотрудники реабилитационного отделения.

Наиболее эффективная форма психологической работы с этим контингентом проживающих — индивидуальная. Позднее, когда установлены позитивный контакт и доверительные взаимоотношения специалиста с каждым молодым человеком, возможна работа с небольшими группами.

Индивидуальная работа и работа в группах с проживающими психоневрологического интерната должна строго следовать важному принципу гуманистической психологии — безусловного принятия и удовлетворять природную потребность человека в любви и чувстве собственного достоинства (Уильям Глассер [2]).

Эти моменты должны лежать в основе общения и коррекционной работы и выражаться:
— в доброжелательности;
— в сотрудничестве;
— в уважительном отношении со стороны значимого взрослого человека;
— во взаимопонимании и сопереживании.

Особое значение вышеперечисленные этические принципы приобретают при работе с проживающими с достаточно высокими компенсаторными возможностями. Они часто демонстрируют оппозицию к персоналу, недовольство своим проживанием в интернате. Эта группа молодых людей негативно относится к корригирующему влиянию со стороны персонала. Потребность в самоутверждении, не критичная уверенность в своих возможностях, эгоцентризм в ряде случаев являются компенсаторным образованием, основанным на чувстве собственной малоценности. За грубостью, непримиримостью, нежеланием общаться можно увидеть ранимого, не уверенного в себе человека, особо нуждающегося в участии, добром отношении, сочувствии и тактичном сопровождении.

Таким образом, анализ проводимых коррекционных мероприятий дает основание выделить следующие практические задачи деятельности психолога в психоневрологическом интернате:
1. Экспериментально-психологическое обследование пациентов и составление плана коррекционных мероприятий совместно с другими специалистами.
2. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы личности с дальнейшей оценкой их эффективности.
3. Психологическое консультирование пациентов, помощь в разрешении личностных проблем.
4. Психологический анализ особенностей интеллектуальной деятельности и мотивационной сферы для обоснования выбора наиболее целесообразных видов деятельности [5].
5. Участие в экспертной работе в составе меди- ко-психологической комиссии [5].
6. Психологическое консультирование и просветительская деятельность с сотрудниками интерната.
7. Консультативная работа с родителями и родственниками.
Решение этих задач должно осуществляться специалистом, имеющим подготовку по программе клинической психологии.

ЛИТЕРАТУРА
1. Болтенко В. В., Модестов А. А. Работоспособность как критерий эффективности профессионального обучения имбецилов в детских домах-интернатах // Дефектология., 1986. - № 1. - С. 34-39.
2. Глассер У. Школа без неудачников. — М., 1991. — С. 153— 158.
3. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. — J1.. 1985.
4. Петракова Т. И. Обучаемость олигофренов-имбецилов как показатель эффективности процесса социализации // Социально-трудовая реабилитация инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости. — М., 1979. — С. 40—45.
5. Рубинштейн С. Я., Поперечная Л. Н. О работе патопсихолога в психиатрической больнице: Метод, рекомендации., М. 1975.
6. Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация людей с нарушениями интеллекта. — СПб., 2005. - С. 47-53, 335-350.
7. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. - -М., 2003. - С. 353—378.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Различные статьи по МСЭ и реабилитации инвалидов » Работа с инвалидами в психоневрологическом интернате
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: