Пятница, 29.03.2024, 12:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Реабитология и реабилитация инвалидов » Проблемы формирования и реализации ИПР
Проблемы формирования и реализации ИПР
astra71Дата: Воскресенье, 03.06.2012, 12:10 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
Проблемы нормативно-правового обеспечения формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации учреждениями медико-социальной экспертизы

Дымочка М.А.
1.
В последние годы государство основным направлением своей политики в области социальной защиты инвалидов считает их реабилитацию. Обеспечение полной и эффективной реализации указанной политики осуществляется с помощью не только экономических, финансовых, социальных мероприятий, но и с помощью разрабатываемых как на федеральном уровне, так и в регионах, нормативных актов, придающих государственной политике в этой области правовой характер.
Среди значительного числа нормативных актов в области социальной защиты и реабилитации инвалидов особое место занимает та их часть, которая регулирует вопросы, связанные с формированием и реализацией ИПР.
В то же время наличие такой группы нормативных актов не исключает, а наоборот предполагает возможность использования отдельных положений других норм права в этой области, влияющих на определение содержания ИПР и на процесс ее реализации. Эти нормативные акты регламентируют не только и не столько вопросы, связанные с ИПР, а в основном другие отношения, касающиеся, например, образования, здравоохранения, социального обслуживания, труда и т.д., но которые специалистам федеральных учреждений медико-социальной экспертизы следует иметь в виду при разработке индивидуальной программы реабилитации инвалидов. В указанных нормативных актах, в частности, затрагиваются вопросы организации трудоустройства инвалидов; создания для них специальных рабочих мест; установления квот при приеме инвалидов на работу; условий труда инвалидов; организации специальных образовательных учреждений для инвалидов; создания инженерной и транспортной инфраструктуры, учитывающей потребность инвалидов; социального обслуживания инвалидов и т.д.

2.
Правовые основы (в узком смысле слова) формирования и реализации ИПР представляют из себя совокупность источников, содержащих нормы права, регулирующие те или иные вопросы именно в этой области общественных отношений.
По своей юридической силе эти источники подразделяются на: Законы, постановления Правительства, ведомственные нормативные акты. С учетом вышеизложенного правовые основы формирования и реализации индивиду-
альной программы реабилитации инвалида включают следующие основные нормативные акты:
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 с № 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);
• распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р «Фе- деральный перечень реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 877-ПП «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»;
• постановление Правительства Российской Федерации 30 ноября 2005 г. № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками- проводниками. включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников;
• постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
• постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 14 декабря 1996 г. № 14 «Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида»;
• приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
• приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 мая 2007 г. № 321 «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезна-ортопедическими изделиями до их замены»;
• приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 (с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 9 января 2007 г.) «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»;
При формировании и реализации индивидуальной программы реабилитации пострадавшего, признанного инвалидом, наряду с вышеуказанными, могут использоваться следующие нормативно-методические акты:
• форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденная постановлением Минтруда России от18 июля 2001 г. № 56;
• инструкция о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденная постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. № 56, утвержденная постановлением Минтруда России от 30 января 2002 г. № 5.
• совместное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.05.2003 г. управляющим региональными отделениями Фонда социального страхования и руководителям органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по вопросам оплаты дополнительных расходов на реабилитацию лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности.;
• методические указания «Обеспечение дополнительным питанием пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденные Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.06 2001 г.;
• приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»;
• постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»;
В совокупности все эти нормативные акты охватывают широкий спектр вопросов по рассматриваемой проблеме, в целом обеспечивают ее правовую регламентацию.

Следует иметь в виду, что наличие вышеуказанных нормативных актов, составляющих правовую основу формирования и реализации ИПР, не исключает, а наоборот предполагает возможность использования отдельных положений других норм права, влияющих на содержание ИПР и процесс ее реализации. К ним, в частности можно отнести:
• Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями (в частности, ст. 5,9,13,23);
• Закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями (в
частности, ст. 16, 17,20);
• Закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в частности, ст. 154);
• Закон Российской Федерации от 22 июня 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» с последующими изменениями и дополнениями (в частности, ст. 20,21, 49, 50, 51, 52, 53);
• «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992г. № 3612-1 с последующими изменениями и дополнениями (в частности, ст. 30 и 52);
• Закон от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями (в частности, ст. 13 и 18);
• Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями (в частности, ст. 4, 16,23, 37, 41,42, 44);
• Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в котором определены права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания и формы такого обслуживания, а также его организация;
• Закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08. 2004 г. № 122-ФЗ), устанавливающий, наряду с другими положениями, круг граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в число таких граждан входят и инвалиды войны, инвалиды, дети-инвалиды), перечень таких услуг, порядок их предоставления и т.д.;
• Закон от 10 декабря 1998 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), который не только определяет систему социальных служб и видов социального обслуживания, но и возлагает на социальные службы обязанность по оказанию инвалидам реабилитационных услуг (профессиональной, социальной и психологической реабилитации) (ст. 14);
• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
• Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1152 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», устанавливающий требования, обеспечивающие доступность для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информации;
• Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1157 (в редакции Указа Президента от 09.09.1999 г. № И 86) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».

Важную роль в правовом регулировании реабилитации инвалидов, в том числе, в эффективности реализации ИПР, принадлежит и целевым программам, которые разрабатываются Правительством Российской Федерации на соответствующие периоды. Последняя такая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. № 832.
Она предусматривает реализацию значительного числа мер и мероприятий, которые окажут влияние на содержание разрабатываемых федеральными государственными учреждениями МСЭ индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Следует еще раз подчеркнуть, что вышеперечисленные нормативные акты, хотя и не входят непосредственно в правовые основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, но содержат отдельные статьи (пункты), активно способствуют этому процессу.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.06.2012, 12:11 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
3.
Важнейшим из перечисленных нормативных актов, определяющим основные направления формирования и реализации ИПР, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122- ФЗ с последующими изменениями и дополнениями).
В статье 11 данного Закона дается понятие индивидуальной программы реабилитации инвалида, определяется объем предоставляемых инвалиду реабилитационных мероприятий, их платность или бесплатность, подчеркивается ее рекомендательный характер, устанавливаются последствия отказа от ИПР, определяются правила выплаты денежной компенсации в случае приобретения инвалидом технических средств или оплаты услуг, предусмотренных ИПР, за свой счет, предусматривается обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. К недостаткам этой статьи Закона следует отнести то, что она не предусматривает делегирования разработки и утверждения положения об
индивидуальной программе реабилитации инвалида Правительству Российской Федерации. Сам Закон, естественно, не может детально регламентировать все вопросы, связанные с ИПР. а передача такой регламентации на уровень Правительства, а не отраслевого ведомства поднимает значимость и юридическую силу «Положения», а также придает ему необходимую стабильность.

Кроме того, устанавливая обязательность исполнения ИПР (абзац 2, ст. 11), статья не предусматривает ответственность в случаях, когда индивидуальная программа реабилитации инвалида не исполняется (ст. 32 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение права инвалидов вообще и ничего не говорится конкретно об ответственности за исполнение ИПР).

В значительной своей части формирование содержания ИПР определяется и ст. 11 Закона, в которой устанавливается, какие технические средства относятся к средствам реабилитации (специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь).
При этом решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации (их видов и назначения) принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ), что находит свое отражение в ИПР.
Что касается конкретного перечня технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, то они должны определяться в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации.

4.
Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, руководствуясь ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвердило «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».
В настоящее время «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», включает в себя следующие разделы и виды реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг:
Реабилитационные мероприятия
1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
3. Санаторно-курортное лечение.
4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
Технические средства реабилитации
6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
8. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
9. Ортопедическая обувь.
10. Противопролежневые матрацы и подушки.
11. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
12. Специальная одежда.
13. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
14. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
16. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
17. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
18. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
19. Телефонные устройства с текстовым выходом.
20. Голосообразующие аппараты.
21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
22. Абсорбирующее белье, памперсы.
23. Кресла-стулья с санитарным оснащением.
Услуги
24. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.
25. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
26. Предоставление услуг по сурдопереводу.

Следует отметить, что, он, естественно, расширился по сравнению с «Перечнем», который приведен в ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ). Это произошло за счет детализации общего сгруппирования технических средств реабилитации по определенным направлениям, содержащихся в ст. 11.1 Закона (например, специальных средств для слабовидящих, специальных средств ухода и т.д.).
Однако, наряду с детализацией, было бы целесообразно структурно построить «Перечень» так, как это было определено в статье 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, ввести подразделы «специальные средства для самообслуживания», «специальные средства для ориентирования» и т.д. Такое структурное построение «Перечня» позволило бы сделать его более четким и конкретным, а также удобным в применении.

В этом случае было бы веским основание для исключения из «Перечня» таких видов так называемых «технических средств реабилитации», как «про- тивопролежневые матрацы и подушки», «абсорбирующее белье и памперсы», «собаки-проводники» и т.д., которые больше подходят к категориям «ухода» за инвалидом и предоставление ему «услуг», а не технических средств.
Кроме того, в данном «Перечне» не содержатся показания (вопреки ст.
11.1 Закона), при наличии которых инвалид имеет право на обеспечение соответствующим техническим средством. Отсутствие таких показаний на уровне Правительства РФ в определенной степени препятствует единообразному применению соответствующих нормативных актов специалистами федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Как было отмечено выше, перечень технических средств реабилитации (в том числе, включающий протезно-ортопедические изделия) должен определяться, согласно статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), Правительством РФ. Однако, в распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р протезно-ортопеди- ческие изделия в разделе «технические средства реабилитации» представлены всего тремя наименованиями: протезы, в том числе эндопроте-зы и ортезы; ортопедическая обувь и специальная одежда, без какой-либо их расшифровки и детализации, что порождает субъективизм при их применении специалистами федеральных учреждений МСЭ.

5.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 мая 2007 г. № 321 «Об утверждении Сроков пользования техническими
средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» эти обобщенные понятия были в определенной степени конкретизированы. Например, косметические протезы пальцев и кисти верхних конечностей; сложная ортопедическая обувь; обувь на протезы; функциональноэстетическая одежда; кожаные или трикотажные перчатки и т.д. Естественная конкретизация предлагаемых инвалиду технических средств как бы увеличила их количество по сравнению с Перечнем, установленным в ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) и распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».
Вместе с тем, приказ № 321 не только конкретизировал и детализировал содержащиеся в вышеуказанных нормативных актах общие категории в отношении технических средств реабилитации, но и путем установления сроков на отдельные протезно-ортопедические изделия, «Перечнем» не предусмотренных (например, протезы зубные, протезы половых органов и т.д.), расширил их виды. Имеющийся в приказе список технических средств реабилитации, без наличия соответствующего постановления (распоряжения) Правительства РФ по этому вопросу, как бы только априори подтвердил необходимость их предоставления. Однако, в действительности Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в этом случае вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Было бы целесообразным в приказе № 321 четко разграничить, какими техническими средствами реабилитации обеспечиваются инвалиды и какими протезно-ортопедическими изделиями - престарелые граждане. Такое разграничение обеспечило бы специалистам федеральных учреждений МСЭ его применение при формировании ИПР.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.06.2012, 12:12 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
6.
Во исполнение ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило «Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопеди- ческими изделиями» (утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 877), а также «Правила обеспечения инвалидов собаками- проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30
ноября 2005 г. № 708. Указанные документы в основном регулируют порядок и организацию (реализацию) обеспечения инвалидов техническими средств реабилитации, в том числе собаками-проводниками. Этот порядок, по сравнению с ранее действующим, усложнился. Появилась новая дополнительная инстанция - Фонд социального страхования Российской Федерации.

Как в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так и в постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отсутствует прямая статья (пункт), предоставляющая Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, проведения реабилитационных мероприятий и предоставления услуг в области реабилитации инвалидов (как это, например, предусмотрено п. 3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95), что мешает Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в определенной степени активно влиять на практику применения нормативных актов в рассматриваемой области общественных отношений.
Безусловно, такое право в общем виде, закреплено в Положении о Минз- дравсоцразвитии России в отношении всех сфер его деятельности (в пределах установленных полномочий). Однако, наличие прямого указания в том или ином нормативном акте на то, что Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право разъяснения соответствующего нормативного акта способствовало бы повышению его активности в том или ином направлении нормотворчества.

7.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида имеет определенную форму.
В настоящее время форма ИПР, выдаваемая федеральными учреждениями МСЭ, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.11.2004 г. № 287. Она имеет определенную структуру, включающую следующие разделы:
• наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
• регистрационный номер карты, номер акта освидетельствования (после слов «карта №» указывается порядковый номер, соответствующий порядковому номеру в журнале учета выдачи ИПР, после слов «к акту освидетельствования №» указывается номер акта по книге протоколов заседаний федерального учреждения МСЭ и дата поступления в федеральное учреждение МСЭ заявления гражданина о проведении ему медико-социальной экспертизы);
• паспортные данные инвалида (Ф.И.О., дата рождения, место жительства, при отсутствии места жительства указывается место пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации; контактные телефоны);
• место работы, учебы (профессия, специальность, квалификация, а также другие виды работ - самозанятость, общественные работы, работа по уходу за больными) и адрес места работы;
• данные об уровне общего образования (не имеет, начальное общее, основное общее, среднее общее);
• данные об уровне профессионального образования (не имеет, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное);
• данные об основной профессии - роде трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу, выполняемую более длительное время;
• данные о специальности - виде профессиональной деятельности, усовершенствованном путем специальной подготовки;
• данные о квалификации (разряде, категории, звании) - уровне подготовленности, мастерства, степени годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями;
• группа инвалидности (указывается прописью в точном соответствии с записью решения федерального учреждения МСЭ в акте освидетельствования о группе инвалидности);
• степень ограничения способности к трудовой деятельности (указывается прописью в точном соответствии с записью решения федерального учреждения МСЭ в акте освидетельствования о степени ограничения способности к трудовой деятельности);
• причина инвалидности (заполняется в точном соответствии с записью решения федерального учреждения МСЭ в акте освидетельствования о причине инвалидности);
• программа медицинской реабилитации;
• программа профессиональной реабилитации;
• программа социальной реабилитации;
• для ребенка-инвалида - программа психолого-педагогической реабилитации;
• заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В свою очередь каждая из программ (медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и программы психолого-педагогической реабилитации для ребенка-инвалида) содержит: перечень мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, необходимых для устранения причин, условий и факторов, обусловливающих инвалидность; сроки проведения; исполнителей и отметки о выполнении. В заключении о выполнении индивидуальной программы реабилитации дается оценка результатов медицинской, профессиональной, социальной и психолого-педагогической реабилитации.

Такая структура и содержание ИПР в целом отвечает задачам по интеграции инвалидов в семью и общество. Однако, принимая во внимание практическую значимость этого документа, определяющего механизм формирования и реализации всех мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей каждого конкретного инвалида к выполнению различных видов деятельности, содержание формы ИПР (или сама форма) должно безусловно развиваться и совершенствоваться в целях повышения гарантированности и эффективности прав граждан на реабилитацию. При этом основой такого развития и совершенствования должны являться, в том числе принятые за последнее время, нормативные акты в этой области (и в первую очередь, новое положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида, в случае его разработки и утверждения). В целях оперативности внесения соответствующих изменений в форму индивидуальной программы реабилитации инвалида она, как и прежде, должна утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

8.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, в первую очередь, реализуется через действующую систему реабилитационных учреждений. Поэтому нормативные акты, касающиеся регулирования их деятельности, должны включаться в правовую базу (ее орнову) по рассматриваемой проблеме и прежде всего это касается «Примерного положения о реабилитационном учреждении», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации от 23 декабря 1996 г.
В соответствии с указанным нормативным актом основными задачами таких учреждений являются:
• детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации
инвалидов, разрабатываемых федеральными учреждениями МСЭ;
• на основе ИПР проведение медицинской реабилитации; осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, включающей профессиональную ориентацию, профессиональное обучение; проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
• динамический контроль за процессом реабилитации инвалидов;
• оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов, в том числе по вопросам формирования и реализации ИПР, общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам.

Применяя указанное «Положение» следует иметь в виду, что оно является примерным и поэтому не может учесть (и не учитывает) всех особенностей, которые присущи тому или иному виду (типу) реабилитационного учреждения.
Такие особенности находят отражение в Уставе каждого конкретного типа (вида) учреждения.

Принимая во внимание то обстоятельство, что реабилитационные учреждения являются основным звеном реабилитации инвалидов, где непосредственно реализуются все мероприятия реабилитационного характера, предусмотренные в ИПР, необходимо отметить, что порядок их организации и деятельности в Примерном положении о реабилитационном учреждении от 23 декабря 1996 г. в ряде разделов прописан в сжатой форме без соответствующей детализации необходимых развернутых процессуальных положений; учета хотя бы в общем плане, типов реабилитационных учреждений и т.д.

Кроме того, указанное «Примерное положение» принято более 10 лет назад и, хотя бы поэтому, требует изложения в новой редакции, учитывающей произошедшие изменения законодательства в этой области, а также те требования, которые выдвигаются государством и обществом по усилению мер и мероприятий, касающихся реабилитации инвалидов, в том числе, совершенствования реализации ИПР через систему реабилитационных учреждений.

Необходимо иметь в виду, что, наряду с общим «Примерным положением о реабилитационном учреждении» от 23 декабря 1996 г., которое касается всех таких учреждений, в настоящее время действует ряд постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении Примерных положений
о социально-реабилитационных центрах, ведомственных документов об утверждении положений о домах-интернатах различного профиля и т.д., одной из функций которых является реализация комплекса мероприятий в области реабилитации находящихся в них пациентов, либо отдельных ее видов (медицинской, профессиональной, социальной). При этом их деятельность в части реабилитации также определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида.
 
astra71Дата: Воскресенье, 03.06.2012, 12:12 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 28523
Репутация: 453
Статус: Offline
9.
Основу правового регулирования формирования и реализации ИПР составляют и нормативные акты, которые содержат только отдельные статьи (пункты), касающиеся этого вопроса, но они настолько важны и значимы, что включение их в правовое поле в указанной области является необходимым. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16 декабря 2004 г. № 805 установлено, что федеральное учреждение МСЭ (Главное бюро МСЭ) разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (п. 5 подпункт «б» и п. 6 подпункт «з») (указанную функцию выполняет и федеральное учреждение МСЭ, однако четко в п. 7 постановления эта функция не прописана, в связи с чем требуется уточнение этого пункта с тем, чтобы практика его применения нашла прямое правовое обоснование).
В Правилах признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95, предусмотрено, что «Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами федерального учреждения МСЭ (Главного бюро МСЭ, Федерального бюро МСЭ), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро» (п. 34).

Кроме того, в соответствии с п. 36 рассматриваемых «Правил» «Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и форма справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

В указанном нормативном акте (п. 23) следовало бы точно определиться с вопросом о разработке ИПР при проведении медико-социальной экспертизы заочно, если «да», то кто и как должен подписывав индивидуальную программу реабилитации. Ведь без подписи инвалида ИПР не имеет юридической силы, а подписать он ее не может, потому что инвалид при такой форме освидетельствования (заочной) на комиссии федерального учреждений МСЭ не присутствует (важный момент в формировании ИПР).

И, наконец, в соответствии с «Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 9 января 2007 г.) «Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка выдается на основании заключения врачебной комиссии лечебно-профилакти- ческого учреждения, а инвалидам также при наличии рекомендации санаторно- курортного лечения в индивидуальной программы реабилитации инвалида».

При этом специалисты федерального учреждения МСЭ, давая рекомендации в ИПР о необходимости санаторно-курортного лечения, прежде всего руководствуются заключением врачебной комиссии лечебно-профилактичес- кого учреждения о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, разработка которого предусмотрена п. 1.3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 256. В этом же пункте (1.3), а также в п. 1.4 указанного «Приказа» определены и те факторы, которые следует принимать во внимание при решении вопроса о показаниях и противопоказаниях для санаторно-курортного лечения.

Таким образом, в Российской Федерации создана определенная правовая база по формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая активно способствует процессу реабилитации инвалидов и интеграции их в семью и общество. Однако, с развитием государства, ростом его политического и экономического потенциала, позволяющим больше обращать внимания на социальную сферу и вкладывать в нее значительные средства, должно меняться и совершенствоваться законодательство в этой области, в том числе в том его направлении, которое касается наиболее незащищенной части населения - инвалидов, создавая для них реальные условия «равных возможностей», наравне со здоровыми людьми.
И в этой связи встает вопрос о формировании и принятии Закона «О реабилитации инвалидов», который не только позволил бы объединить и обобщить весь обширный правовой материал о медико-социальной реабилитации в целом, но и обеспечить в нем наличие самостоятельных и подробных разделов, касающихся формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида.
 
Форум » Статьи, материалы по МСЭ » Реабитология и реабилитация инвалидов » Проблемы формирования и реализации ИПР
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: