Методические рекомендации для сотрудников МСЭ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и обследованию на МСЭ
Классификация ТСР- Приказ Минтруда от 13.02.2018 № 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня...").
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации - Приказ МЗСР РФ от 31 января 2011 г. № 57н
Вышеприведенные документы имеют силу закона, а приведенные ниже (под спойлером) - лишь рекомендации, пользоваться которыми можно в случаях, когда конкретная ситуация недостаточно подробно расписана в вышеприведенных документах (имеющих силу закона):
В ИПРА включаются ТСР ТОЛЬКО по инвалидизирующей патологии (точнее - по патологии, ведущей к ОЖД).
О возможности включения в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПРА) технических средств реабилитации (TCP) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации по сопутствующей патологии сообщаю, что в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181—ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», решение об обеспечении инвалидов TCP принимается по результатам освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы: "По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида."
Согласно п. 3 «Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида... (ребенка-инвалида)», утвержденного приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н, разработка ИПРА осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Оценка характера и степени нарушенных функций организма и возможных при этом ограничений жизнедеятельности проводится с использованием «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных Приказом Минтруда от 27.08.2019 № 585н.
Таким образом, TCP рекомендуются с целью компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма. В тех случаях, когда по результатам медико-социальной экспертизы нарушения функций организма, в том числе и по сопутствующей патологии, не приводят к ограничениям жизнедеятельности, оснований для установления инвалидности нет.
Следовательно, правовые основания для включения в ИПРА TCP по патологии, не приводящей к ограничению жизнедеятельности, отсутствуют.
По поводу компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР - см. пост № 2 в этой теме.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность получения денежной компенсации за самостоятельно оплаченные (или непредоставленные ФСС) путевки на санаторно-курортное лечение. Подробное обоснование - см. в посте № 19 этой ветки форума.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЛЯ МСЭ По объёму обследований для целей МСЭ рекомендую консультироваться с с председателем ВК (врачебной комиссии) медицинской организации, которая будет (или НЕ будет, если сочтёт, что нет оснований - к примеру, ещё слишком рано) оформлять вам новое направление на МСЭ по форме 088/у.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 17. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих СТОЙКОЕ нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ПОСЛЕ проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Проще говоря, СНАЧАЛА больного надо пролечить по установленному конкретному диагнозу в течении определенного периода (для каждой патологии этот период свой), и уже только ПОСЛЕ проведенного лечения - по его результатам решать вопрос о наличии (или отсутствии) у него оснований для установления группы инвалидности.
Определение конкретных сроков лечения больного перед направлением его на МСЭ (как и определение самой целесообразности направления его на МСЭ) - возлагается на врачей медицинской организации.
Эксперты бюро МСЭ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ оформлением направлений на МСЭ по форме 088/у - этим занимаются лечащие врачи. Именно врачи медицинской организации (а не эксперты бюро МСЭ) несут ответственность за полноту обследования и достоверность сведений, указанных в форме 088/у, согласно положениям пункта 20 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 20. Медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Именно врачи медицинской организации (а не эксперты бюро МСЭ) будут (или НЕ будут - если их что-то не устроит в предоставленных больным данных) подписывать его форму 088/у (без подписей председателя ВК и членов ВК мед. организации она недействительна). Поэтому такого рода вопросы следует согласовывать именно с лечащими врачами.
В любом случае, при наличии у больного претензий к действиям лечащих врачей (в том числе по объёму обследования для МСЭ), он имеет право обращаться с жалобами на них (в порядке очередности) к: - председателю ВК (врачебной комиссии) лечебного учреждения; - главному врачу лечебного учреждения; - в региональное управление здравоохранения; - в Министерство здравоохранения РФ; - в Росздравнадзор.
О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации)
Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Конкретные наименования ТСР из Федерального перечня приведёны в Приказе Минтруда РФ от 05.03.2021 № 106н.
Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда РФ от 05.03.2021 № 106н. 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда РФ от 05.03.2021 № 106н. 4.Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.
Что касается региональных перечней ТСР, то они разные по регионам РФ (и имеются не во всех регионах). С содержанием вашего регионального перечня ТСР (при его наличии) можно ознакомиться на информационных стендах бюро МСЭвашего региона, официальных сайтах местных органов власти вашего региона или уточнить этот момент у председателя ВК вашей поликлиники.
О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации)
Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Конкретные наименования ТСР из Федерального перечня приведёны в Приказе Минтруда РФ от 05.03.2021 № 106н.
Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда РФ от 05.03.2021 № 106н. 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда РФ от 05.03.2021 № 106н. 4.Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.
Что касается региональных перечней ТСР, то они разные по регионам РФ (и имеются не во всех регионах). С содержанием вашего регионального перечня ТСР (при его наличии) можно ознакомиться на информационных стендах бюро МСЭвашего региона, официальных сайтах местных органов власти вашего региона или уточнить этот момент у председателя ВК вашей поликлиники.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, товарами и услугами, предоставляемыми за счёт средств материнского капитала - Письмо ФБМСЭ от 17.02.2022 № 5672.ФБ.77/2022
О порядке включения санаторно-курортного лечения в ИПРА - см. пост № 3 в этой теме (начиная от фразы: "По поводу включения в ИПРА санаторно-курортного лечения" и ниже).
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации - Приказ МЗСР РФ от 31.01.2011 № 57н.
Методическое письмо ФБМСЭ от 28.08.2020 № 29225.ФБ.77/2020 (По вопросу определения количества TCP в ИПРА) Краткая суть этого письма (упрощённо): если срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет до 24 часов включительно, то в ИПРА указывается количество данного наименования ТСР в расчёте на 1 сутки (к примеру, подгузники для взрослых - 3шт.), если же срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет более 24 часов, то в этом случае в ИПРА указывается такое ТСР в единственном числе (например, применительно к обуви - 1 пара). При этом ФСС осуществляет замену ТСР по истечении сроков их пользования в течении всего периода действия ИПРА. Сроки пользования техническими средствами реабилитации - Приказ Минтруда РФ от 05.03.2021 № 107н
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (ред. от 26.11.2020): 34. ...При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида). При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется. Методическое письмо ФБ МСЭ от 10.01.2019 № 491/2019 (Информационное письмо по применению пункта 34 Постановления № 95)
Для внесения в ИПРА новых, ранее отсутствовавших в ней наименований ТСР, требуется оформление нового направления на МСЭ и прохождение нового освидетельствования в бюро МСЭ. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н: 9. При необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).