О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации)
Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Конкретные наименования ТСР из Федерального перечня приведёны в Приказе Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н.
Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н. 4.Выполнение прочих положенийПриказа Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н, касающихся данного наименования ТСР. 5.Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, товарами и услугами, предоставляемыми за счёт средств материнского капитала - Письмо ФБМСЭ от 17.02.2022 № 5672.ФБ.77/2022
Как отремонтировать или заменить досрочно техническое средство реабилитации - пост № 2626.
О порядке включения санаторно-курортного лечения в ИПРА - см. пост № 3 в этой теме (начиная от фразы: "По поводу включения в ИПРА санаторно-курортного лечения" и ниже).
О включении в ИПРА товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов - пост № 2413.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации - Приказ Минтруда РФ от 26.07.2023 № 603н.
Методическое письмо ФБМСЭ от 28.08.2020 № 29225.ФБ.77/2020 (По вопросу определения количества TCP в ИПРА) Краткая суть этого письма (упрощённо): если срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет до 24 часов включительно, то в ИПРА указывается количество данного наименования ТСР в расчёте на 1 сутки (к примеру, подгузники для взрослых - 3шт.), если же срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет более 24 часов, то в этом случае в ИПРА указывается такое ТСР в единственном числе (например, применительно к обуви - 1 пара). При этом ФСС осуществляет замену ТСР по истечении сроков их пользования в течении всего периода действия ИПРА. Сроки пользования техническими средствами реабилитации - Приказ Минтруда РФ от 05.03.2021 № 107н
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 41. ...При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 настоящих Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется. Методическое письмо ФБ МСЭ от 10.01.2019 № 491/2019 (Информационное письмо по применению пункта 34 Постановления № 95)
Для внесения в ИПРА новых, ранее отсутствовавших в ней наименований ТСР, требуется оформление нового направления на МСЭ и прохождение нового освидетельствования в бюро МСЭ. Приказ Минтруда РФ от 18.09.2024 № 466н: 7. При изменении состояния здоровья инвалида (ребенка-инвалида), влекущем необходимость изменения содержания ИПРА в части мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), в том числе по обеспечению техническими средствами реабилитации, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и разрабатывается новая ИПРА.
Спасибо большое за ответ! Простите, но вы скорее всего ничего не знаете о моем заболевании. Насколько я знаю при мышечной дистрофии противопоказаны любые усиленные физические нагрузки и эксцентрические движения. Все это травмирует мышечные волокна и тем сам приводит потере мышечной силы. Подскажите, чем объясняеться выраженность нарушений верхних конечностей?
Сообщение отредактировал chitat720 - Понедельник, 25.02.2019, 02:05
Насколько я знаю при мышечной дистрофии противопоказаны любые усиленные физические нагрузки и эксцентрические движения.
Я не являюсь узким специалистом по лечению данной патологии. В литературе мне встречалась следующая информация: Доказано, что умеренная физическая активность благоприятно влияет на течение мышечной дистрофии Дюшенна, а вот бездействие и постельный режим наоборот способствуют еще более быстрому прогрессированию заболевания. Поэтому необходимо как можно дольше поддерживать посильную физическую деятельность, даже после того, как больной «пересел» в инвалидное кресло. Показаны регулярные курсы массажа. На самочувствие больного положительно влияет плавание.
Цитата
Подскажите, чем объясняеться выраженность нарушений верхних конечностей?
Степень выраженности нарушения функций верхних конечностей определяется по результатам объективного (внешнего) осмотра больного в бюро МСЭ и по данным представленной на МСЭ медицинской документации. При вашей патологии решающим критерием конкретной степени выраженности нарушений верхних конечностей является мышечная сила в верхних конечностях, которая определяется в баллах (от 0 баллов - это полное отсутствие движений в конечности и до 5 баллов - это нормальная сила мышц конечности). О выраженном нарушении функции верхних конечностей говорят при снижении в них мышечной силы до 2-х баллов. Подробнее по теме - см.: Методика исследования неврологических больных (стр. 16-17). Нарушение статодинамических функций при парезах и плегиях конечностей (таблица 1) Порядок обжалования решения бюро МСЭ (в случае несогласия) я вам подробно разъяснил в своем предыдущем ответе.
Я физищески не могу передвигаться самостоятельно на кресло-коляске с ручным приводом. Я живу в сельской местности, у нас в селе много крутых подъемов которые я не могу преодолеть и не везде есть хороший асфальт и тротуары, а в некоторые местах ямы. Вот у меня например на моей улице в начале улицы достаточно крутой спуск, а в конце улицы тоже. Если смысыл еще раз ездить на МСЭ? Если какой нибудь шанс вписать в ИПРА кресло-коляску с электроприводом методом обжалования?
Я физищески не могу передвигаться самостоятельно на кресло-коляске с ручным приводом.
Ранее вы писали, цитирую: "Сил в руках хватают буквально на 200-300 метров".
Цитата
Я живу в сельской местности, у нас в селе много крутых подъемов
Сложный рельеф местности, в которой проживает инвалид, не упоминается в действующих НПА (нормативно-правовых актах) по МСЭ в качестве безусловного основания для включения в его ИПРА ККЭ (кресло-коляски с электроприводом).
Цитата
Если смысыл еще раз ездить на МСЭ?
Я же вас не видел объективно (внешне), поэтому однозначно на этот вопрос ответить не могу. Об этом я вам уже писал ранее, повторю: Оценить степень выраженности нарушений функций обеих верхних конечностей заочно, без вашего объективного (внешнего) осмотра невозможно. Порядок обжалования решения бюро МСЭ (в случае несогласия) я вам подробно разъяснил в посте № 1727 этой же ветки форума (при наличии сомнений - имеете право обжаловать решение первичного бюро МСЭ по содержанию ИПРА). Если все же надумаете обжаловать решение бюро МСЭ, то в этом случае при отказе на уровне Главного бюро МСЭ вашего региона, имеете право обжаловать и выше - на уровень ФБМСЭ (мнение ФБМСЭ по таким случаям является истиной в последней инстанции).
Спасибо! Понятно. Тогда попробую еще раз. Может что-то получится. Попробую как то договориться с лечащим врачом и больницей. А конвенция ООН о прав инвалидов и Федеральный закон №181 иметь высшую силу при разработке ИПРА? Я думаю все же конвенция и ФЗ-181 имеет высшую юридическую силу, чем нижестоящий приказ министерства. Да, понятно что врачи МСЭ не могут без приказа 888н. Но все же..
У меня есть знакомый в селе который болеет таким же заболеванием. Инвалид 1-группы. Ему около 45 лет, так вот у него руки частично не работают. Он не может самостоятельно передвигаться на кресло-коляске с ручным приводом. Ему тоже отказали по какой то причине. Его толкает хрупая несчастная дочь 20 лет, тоже инвалид 2-группы по умственной, видно ей очень тяжело толкать отца.
Сообщение отредактировал chitat720 - Понедельник, 25.02.2019, 14:42
А конвенция ООН о прав инвалидов и Федеральный закон №181 иметь высшую силу при разработке ИПРА?
Теоретически - да. А практически - ни Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ, ни (тем более) конвенция ООН о правах инвалидов, не регламентируют порядок включения в ИПРА конкретных наименований ТСР.
У меня есть знакомый в селе который болеет таким же заболеванием. Инвалид 1-группы. Ему около 45 лет, так вот у него руки частично не работают. Он не может самостоятельно передвигаться на кресло-коляске с ручным приводом.
Насколько я понимаю, речь в вашем случае идет все же о каких-то проблемах конкретно с содержанием ИПРА, а вовсе не с попыткой снизить ранее бессрочно установленную 2-ю группу инвалидности (как вы изначально опасались).При желании - можете проинформировать об окончательном итоге вашего случая.
Вот и получили новую ИПРА. Мысль такая: обжегшись на молоке - дуют на воду. Не знаю, где и на чём обожглась ярославская МСЭ, но, видимо, ИПРА действительно переделывали только ради того, чтобы переделать. Может быть под новую редакцию 888-го приказа от 5-го декабря, не знаю. Осталось всё тоже самое, но с чуть изменёнными формулировками. Если раньше, например, было вписано : Протез бедра модульный, то теперь вписано: Протез бедра модульный, в том числе при врождённом недоразвитии. Ну и так далее, по всем пунктам. В 30 лет ампутировали ногу - при врождённом недоразвитии, конечно. Что за страна у нас? Страна крючкотворов. Главный не человек, главная - бумажка. Свою ИПРА никогда не отдам на всякие переписки. Она у меня пожизненная и значит исполнительные органы обязаны исполнять её пожизненно. А то, приказ 888 можно по пять раз в году менять, дополнять, уточнять и что, всем по пять раз в году переделывать ИПРА из-за дополнительных двух слов, к тому же не имеющих никакого отношения к инвалиду. Уважаемые инвалиды, запомните. Никто не вправе требовать от вас переделки ИПР/ИПРА. Нет такого закона. Когда вам звонят из МСЭ или ФСС и говорят: НАДО переделать, не верьте. Новая ИПРА разрабатывается только, исключительно по заявлению инвалида. Если ваша ИПРА вас полностью устраивает, все требования о её переделке незаконны. Меня просто рядом не было, когда мою подругу заставили, именно заставили написать заявление о том, что, якобы, она "хочет" разработки новой ИПРА. Результат - ярославская МСЭ прикрыла себе одно место перед начальством, а инвалиду просто трепало нервы в своих интересах.
Никто не вправе требовать от вас переделки ИПР/ИПРА. Нет такого закона. Когда вам звонят из МСЭ или ФСС и говорят: НАДО переделать, не верьте. Новая ИПРА разрабатывается только, исключительно по заявлению инвалида.
Согласен с вышеприведенной цитатой полностью. Благодарю вас за предоставленную информацию об итоговом результате вашего случая.
Требования ФСС переделать ранее бессрочно разработанные ИПР (ИПРА) являются неправомерными (ФСС при этом обычно пытается ссылаться на появление новых классификаций ТСР, в связи с чем, по их мнению, и требуется разработка новой ИПРА). По действующему законодательству - появление новых классификаций ТСР не является основанием для признания ранее бессрочно разработанных ИПР (ИПРА) недействительными.
Приветствую! Я сейчас на данный момент направляюсь на МСЭ чтобы разработать новую ИПР. Прошла всех врачей по своему заболеванию. Подскажите, какие врачи обязательны для МСЭ? Меня интересует обязательно ли женщинам проходить гинеколога? Например если инвалидность по опорно-двигательному заболеванию. Собрали все документы на МСЭ, прошла всех врачей кроме гинеколога. Пришла на кэк отдавать документы, сказали для женщин обязательно ещё и гинеколог. Женских проблем у меня нет, на осмотры хочу в частные клиники, нет желания идти в поликлинику к женскому врачу. Как быть в такой ситуации? Без осмотра женский врач в посыльном листе ничего писать не хочет, справки из частных естественно не принимают. Как быть в такой ситуации?
Может кто то все таки знает, как решить мой вопрос? данная ситуация произошла не миной, а с моей знакомой. Председатель комиссии, который аккумулирует у себя ПОСЫЛЬНОЙ лист со всеми выписками и анализами отказалась отправлять его на МСЭ. Возможно как то в заявительном порядке можно отказаться? Есть какой-то приказ где написано, что гинеколог обязателен? Я понимаю, что ситуация специфическая, моя знакомая уже немолодая женщина, и у неё есть свои личные причины, чтобы не ходить к этому врачу.
В поликлинике ничего не хотят слушать вообще, просто не принимают документы. Мною были прочитаны методические рекомендации, приказы и прочие НПА, не удалось самостоятельно Выяснить данный вопрос.
Решать эти вопросы с вашими лечащими врачами. Эксперты бюро МСЭ не занимаются оформлением направлений на МСЭ по форме 088/у.
На сегодняшний день (02.03.2019) на федеральном уровне пока еще нет НПА (нормативно-правовых актов), регламентирующих перечень обязательных методов обследования больных перед направлением их на МСЭ. На сегодняшний день (02.03.2019) есть лишь ПРОЕКТ по этому вопросу, но на сегодняшний день (02.03.2019) он пока еще НЕ утвержден.
Однако в ряде регионов РФ (не во всех) есть местного уровня приказы, регламентирующие перечень обязательных обследований для направления больного на МСЭ (обычно они подписываются руководителем регионального управления здравоохранения и руководителем-Главным экспертом по МСЭ соответствующего региона). Вот пример одного из таких региональных приказов. Есть ли такой местного уровня приказ (по объему обследований больных для МСЭ) конкретно в вашем регионе, а если есть, то что конкретно в нем написано - мне неизвестно (информацией об этом должен располагать председатель ВК вашей поликлиники).
Объем обследования больного перед направлением на МСЭ определяют его лечащие врачи, так как именно они (а не эксперты бюро МСЭ) несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ по форме 088/у.
При наличии у вас претензий к действиям (компетенции) лечащего врача (в том числе и по объему обследований для МСЭ), вы имеете право обращаться с жалобами на него (в порядке очередности) к: - председателю ВК; - главному врачу лечебного учреждения; - в региональное управление здравоохранения; - в Министерство здравоохранения РФ; - в Росздравнадзор.
Astra71, спасибо, эту информацию я уже неоднократно читала в ваших ответах. Получается, что если я проживаю в Московской области и здесь к примеру нет такого регионального приказа или межведомственного соглашения, то действовать нужно только путем подачи жалоб.
спасибо, эту информацию я уже неоднократно читала в ваших ответах.
Никакой новой информацией по данному вопросу на сегодняшний день я не располагаю.
Цитата
если я проживаю в Московской области и здесь к примеру нет такого регионального приказа или межведомственного соглашения, то действовать нужно только путем подачи жалоб.
Это вы уж сами решайте (с учетом вышеизложенной информации), я лишь разъяснил вам положение дел и ваши права.
очень требуется ваша экспертная помощь по следующему вопросу, существо дела: 1.оформлена ВК поликлиники направление на медико-социальную экспертизу (Форма 088/у-06) с рекомендуемыми ТСР Сложная ортопедическая обувь, корригирующие элементы для ортопедической обуви и мероприятия по санаторно-курортному лечению. 2. Бюро МСЭ в ИПРА инвалида, в качестве рекомендуемых ТСР указала: 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара) : 1 пар 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара): 1 пар В качестве медицинской реабилитации указало: СКЛ –не нуждается.
Вопросы: 1. по указанию СКЛ в ИПРА инвалида я понял из поста1550, что « ..Летом 2018 был выездной цикл ФБМСЭ. Этот вопрос обсуждался: рекомендовано - при наличии записи в п. 34 формы 088/у-06 о нуждаемости в СКЛ однозначно ставить в ИПРА галочку "Нуждается" (независимо от срока ее действия) …». А не существует ли документированные обсуждения этого выездного цикла, например, в виде письма, методических рекомендаций или еще чего-либо овеществленного ?
2.По определению количества технических средств реабилитации (далее - ТСР), вносимых в ИПРа при заполнении бланка по кодам ортопедические изделия: 9-01-01, 9-02-01 указание 1 пар в колонки с количеством ТСР , можно считать правильным (ничего не означающим) ? Если руководствоваться пунктом 2 методического письма письмо-FBMSE-17596-2017-IPR.pdf (взято с форума). Как объясняется наличие письма ФБМСЭ от 21 декабря 2016 г. N40337/2016 «вопросу определения количества технических средств реабилитации (далее - ТСР), вносимых в индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида …», где у учреждений МСЭ эта функция изъята и передана Минтруду , его приказам, только ли несовершенством программного продукта и невозможностью оставить поле с количеством ТСР не заполненным?
3. По одновременному включению в ТСР, коррегирующих элементов и сложной ортопедической обуви. По этому вопросу, ни ссылок в нормативных актах, ни методических писем или др. разъяснений – я не нашел(! По утверждению сотрудника учреждения МСЭ, параллельно нельзя включить стельки и сложную ортопедическую обувь в рекомендованные ТСР. Приказ 888Н – не содержит как показаний , так и противопоказаний по коду ТСР9-01-08 Вкладные корригирующие элементы для ортопедической обуви (в том числе стельки, полустельки.
Рекомендации по одновременному использованию сложной ортопедической обуви и стелек ручного изготовления, заключения выдавал ортопед федерального центра после всестороннего комплексного стационарного исследования. буду очень благодарен за ответ по вопросам выше, особенно если по ним есть ссылки на нормативные документы, внутренние разъяснения Федерального бюро региональным подразделениям. или какие-либо письменные обобщения опыта?!
А не существует ли документированные обсуждения этого выездного цикла, например, в виде письма, методических рекомендаций или еще чего-либо овеществленного ?
Нет (по крайней мере, в мое бюро МСЭ на сегодняшний день такой информации не поступало).
Цитата
2.По определению количества технических средств реабилитации (далее - ТСР), вносимых в ИПРа при заполнении бланка по кодам ортопедические изделия: 9-01-01, 9-02-01 указание 1 пар в колонки с количеством ТСР , можно считать правильным...?
3.По одновременному включению в ТСР, коррегирующих элементов и сложной ортопедической обуви. По этому вопросу, ни ссылок в нормативных актах, ни методических писем или др. разъяснений – я не нашел
Мое мнение по данному вопросу следующее. Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда от 28.12.2017 № 888н. 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда от 28.12.2017 № 888н. 4. Соблюдение (выполнение) положений примечаний кПриказу 888н.
Интересующего вас наименования ТСР "9-01-08 Вкладные корригирующие элементы для ортопедической обуви (в том числе стельки, полустельки)" в Приказе Минтруда от 28.12.2017 № 888н НЕ ИМЕЕТСЯ, поэтому данное наименование ТСР в настоящее время в ИПРА не вписывается.
А его наличие в действующем Приказе Минтруда от 13.02.2018 № 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации..." объясняется лишь тем, что на руках у инвалидов имеется большое количество действующих, ранее бессрочно разработанных ИПР, включающих в себя наименования ТСР, которые в настоящее время в ИПРА уже не вписываются, так как они не предусмотрены положениями ныне действующего Приказа 888н (в том числе и ТСР 9-01-08), но сотрудникам ФСС надо решать вопросы: - с их тендерными закупками (для последующей выдачи инвалидам, т.к. старые бессрочные ИПР все еще действительны и по ним инвалидов надо обеспечивать ТСР) , а организовать тендерные закупки по наименованиям ТСР, которые отсутствуют в действующей Классификации ТСР невозможно (поэтому их и оставили в Классификации, несмотря на то, что сейчас, в новые ИПРА их уже НЕ пишут, т.к. их нет в Приказе 888н); - с компенсациями за самостоятельно приобретенные инвалидами такие наименования ТСР - для чего и служат графы 3 и 4 Классификации ТСР, утвержденной Приказом Минтруда от 13.02.2018 № 86н.
К примеру, ТСР под наименованием "9-01-07 Ортопедическая обувь малосложная без утепленной подкладки" также отсутствует в Приказе 888н, поэтому в ИПРА его в настоящее время НЕ включают, но инвалиды, которым малосложная ортопедическая обувь была ранее (много лет назад) включена в действующие бессрочные ИПР, имеют возможность приобрести ее за свой счет и получить компенсацию от ФСС, согласно положениям Приказа Минтруда от 13.02.2018 № 86н. Подробнее по этой теме - см. внимательно пост № 2 в этой ветке форума.
Проще говоря, сам по себе факт наличия какого-либо наименования ТСР в Приказе Минтруда от 13.02.2018 № 86н не является безусловным основанием для его включения в разрабатываемые в настоящее время ИПРА - в случае, если данное наименование ТСР не предусмотрено положениями ныне действующего Приказа 888н.
При наличии у вас сомнений в обоснованности высказанного мной мнения, вы имеете право обжаловать решение своего первичного бюро МСЭ вплоть до уровня ФБМСЭ (и при желании - проинформировать о результатах этого обжалования). Мнение ФБМСЭ по такого рода вопросам является истиной в последней инстанции.
Эксперты ФБ МСЭ имеют право трактовать действующие НПА по МСЭ, точнее - ОБЯЗАНЫ обеспечивать единообразное применение законодательства РФ в области МСЭ, согласно пункту 7и) Приказа МТСР РФ от 11.10.2012г. N 310н: и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро, обеспечивает единообразное применение законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности...
Действующая система МСЭ такова, что узнать официальное (с изложением на бумаге) мнение экспертов ФБМСЭ по конкретному сложному экспертному случаю можно только при обжаловании решения Главного бюро МСЭ на уровень ФБМСЭ или в случае направления ЭМД (экспертно-медицинского дела) на консультацию из Главного бюро МСЭ в ФБМСЭ (или по запросу суда с конкретно поставленными вопросами по трактовке конкретных положений НПА по МСЭ).
В любом случае - при наличии у вас сомнений в правильности принятого первичным бюро МСЭ решения (в том числе и по содержанию ИПРА), вы имеете право обжаловать его в вышестоящее Главное бюро МСЭ вашего региона (в срок не позднее 1 месяца), затем (при необходимости) и выше - в ФБМСЭ.
По действующему законодательству гражданин имеет право подать заявление по обжалованию решения первичного бюро МСЭ как в регистратуру этого же первичного бюро МСЭ, так и в регистратуру вышестоящего Главного бюро МСЭ своего региона - как ему удобнее (в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения решения в первичном бюро МСЭ).