О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации)
Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Конкретные наименования ТСР из Федерального перечня приведёны в Приказе Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н.
Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н. 4.Выполнение прочих положенийПриказа Минтруда РФ от 10.12.2024 № 687н, касающихся данного наименования ТСР. 5.Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, товарами и услугами, предоставляемыми за счёт средств материнского капитала - Письмо ФБМСЭ от 17.02.2022 № 5672.ФБ.77/2022
Как отремонтировать или заменить досрочно техническое средство реабилитации - пост № 2626.
О порядке включения санаторно-курортного лечения в ИПРА - см. пост № 3 в этой теме (начиная от фразы: "По поводу включения в ИПРА санаторно-курортного лечения" и ниже).
О включении в ИПРА товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов - пост № 2413.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации - Приказ Минтруда РФ от 26.07.2023 № 603н.
Методическое письмо ФБМСЭ от 28.08.2020 № 29225.ФБ.77/2020 (По вопросу определения количества TCP в ИПРА) Краткая суть этого письма (упрощённо): если срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет до 24 часов включительно, то в ИПРА указывается количество данного наименования ТСР в расчёте на 1 сутки (к примеру, подгузники для взрослых - 3шт.), если же срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет более 24 часов, то в этом случае в ИПРА указывается такое ТСР в единственном числе (например, применительно к обуви - 1 пара). При этом ФСС осуществляет замену ТСР по истечении сроков их пользования в течении всего периода действия ИПРА. Сроки пользования техническими средствами реабилитации - Приказ Минтруда РФ от 05.03.2021 № 107н
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 41. ...При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 настоящих Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется. Методическое письмо ФБ МСЭ от 10.01.2019 № 491/2019 (Информационное письмо по применению пункта 34 Постановления № 95)
Для внесения в ИПРА новых, ранее отсутствовавших в ней наименований ТСР, требуется оформление нового направления на МСЭ и прохождение нового освидетельствования в бюро МСЭ. Приказ Минтруда РФ от 18.09.2024 № 466н: 7. При изменении состояния здоровья инвалида (ребенка-инвалида), влекущем необходимость изменения содержания ИПРА в части мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), в том числе по обеспечению техническими средствами реабилитации, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и разрабатывается новая ИПРА.
Вопрос от kovtkovt: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ребенок инвалид ДЦП , есть сопутствующие заболевания . Сейчас поставили диагноз сенсорная тугоухость одно ухо 2 степень, другое - 3. Возможно ли с такой степенью тугоухости вписать слуховые аппараты в действующую программу ИПР (заключение о ношении слуховых аппаратов есть. )
Ответ: Здравствуйте, kovtkovt. Я не педиатр, работаю в бюро МСЭ общего профиля (детей мы не освидетельствуем), поэтому на истину в последней инстанции не претендую. Согласно положениям Приказа Минтруда РФ от 05.03.2021 № 106н (ред. от 22.06.2022) "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации", в вашем случае (тугоухость 2ст. на одно ухо и тугоухость 3ст. на другое ухо) включение в ИПРА слуховых аппаратов возможно только в случае выполнения хотя одного (любого) из трёх нижеприведённых условий: - наличие у больного стойких умеренных нарушений языковых и речевых функций; - наличие у больного стойких выраженных нарушений языковых и речевых функций; - наличие у больного выраженных, значительно выраженных нарушений сенсорных функций (зрения) вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий и пороков развития органа зрения, приведшие к слабовидению (острота зрения единственного или лучше видящего глаза с коррекцией: 0,01 - 0,1).
Если ни одно из трёх вышеприведённых условий в вашем случае не выполнено, то в этом случае оснований для включения в ИПРА слуховых аппаратов за счёт средств федерального бюджета не имеется.
В любом случае, получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.
Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума: Оформление инвалидности простым языком.
Получила 1 гр инвалидности по циррозу, но в Ипра указали , что в технических средствах не нуждаюсь. Но фактически я не могу самостоятельно передвигаться. Подскажите каким способом мне можно получить самую простую каталку
Получила 1 гр инвалидности по циррозу, но в Ипра указали , что в технических средствах не нуждаюсь. Но фактически я не могу самостоятельно передвигаться. Подскажите каким способом мне можно получить самую простую каталку
По состоянию на 27.05.2023 на официальном сайте проектов НПА (нормативно-правовых актов) размещён текст ПРОЕКТА приказа Минтруда РФ под названием: «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации»
Пояснительная записка к проекту приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации»
Основанием для подготовки проекта приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (далее – проект приказ) является статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и подпункт 5.2.153 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610.
Проект приказа подготовлен с целью совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с выплатой компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (далее - ТСР) и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги, а также ввиду необходимости внесения соответствующих изменений в связи с созданием Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Учитывая, что в действующий порядок выплаты компенсации (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н) неоднократно вносились изменения, основываясь на положениях пункта 8 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, а также принимая во внимание, что предлагаемые изменения являются существенными, принято решение о переиздании указанного порядка выплаты компенсации.
Мотивом подготовки проекта приказа является обеспечение возможности определения размера компенсации по средневзвешенной цене однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги по всем государственным контрактам на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, заключенным уполномоченными органами на территории одно и того же федерального округа, исполненным в году, предшествующем текущему, с возможностью использования средневзвешенной цены по контрактам, заключенным на территории сопредельных федеральных округов или на территории страны в целом.
Кроме того, проектом приказа конкретизированы категории граждан, на которых распространяется установленный порядок выплаты компенсации, а именно не только инвалиды, но и отдельные категории граждан из числа ветеранов, не являющиеся инвалидами, которые имеют право в соответствии с выданными им заключениями на обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (далее – изделия) как следует из положений статей 14 - 19 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Одновременно в этим внесены корректировки на предмет:
- уточнения перечня документов, необходимых для обеспечения возможности подачи заявления лицом, представляющим интересы инвалида, уполномоченным как на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, так и уполномоченным в силу закона (родители, опекуны, попечители), когда достаточным для подтверждения такого статуса является предоставление соответствующих документов (свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства и прочие);
- приведения сроков предоставления сведений при межведомственном информационном взаимодействии в электронной форме в соответствие с Правилами межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 963 (вместо 3 рабочих дней для представления запрашиваемых сведений установлен срок, не превышающий 48 часов с момента направления межведомственного запроса).
Помимо прочего в соответствии с пунктами 3(1) и 3(2) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 (далее – Правила), СФР осуществляется формирование и ведение электронного каталога ТСР (изделий), который используется в целях информирования граждан о размере компенсации.
Пунктом 3(2) Правил предусмотрено включение в электронный каталог сведений об основных видах комплектующих изделий индивидуального изготовления и типовых комплектациях, которые в значительной степени определяют стоимость изделия.
В это связи, а также с учетом проводимой Минтрудом России работы по включению в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида основных технических характеристик протезов с последующим обеспечением возможности их соотнесения с комплектацией изделия, приобретенного инвалидом за счет собственных средств, проектом приказа предусмотрены положения об указании в рамках размещаемой СФР информации об итогах осуществления закупок ТСР (изделий) сведений о типовых комплектациях изделий.
Учитывая также необходимость обеспечения технической возможности использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в соответствии с предлагаемыми изменениями с учетом доработки информационной системы СФР, а также органов исполнительной власти города Москвы, срок вступления в силу установлен проектом приказа с 1 января 2024 года.
Дата начала общественного обсуждения - 25 мая 2023 г. Дата окончания общественного обсуждения - 8 июня 2023 г. Длительность общественного обсуждения - 15 дней.
Добрый день! Есть вопросы по МСЭ и прп, надеюсь здесь уместно их задать! Инвалид в результате несчастного случая на производстве, в 2013 г. ампутация конечности (правая нога), инвалидность 3 группы бессрочно. По первой ПРП (бессрочной) предоставлен авто с ручным управлением и протезирования 1 раз в 2 года (2 протеза: для ходьбы и купания)
По истечении 7ми лет вновь обращаемся за авто - новую ПРП делают только на год (сроком до 1 июля 2023г), где прописывают авто с ручным управлением и авт.трансмиссией. из-за обстановки в стране завод прекращает выпуск авто с автоматом, механика по прп не проходит, в результате автомобиль не представляется возможным получит . Ещё и срок выдачи протеза с 01.08, а ПРП заканчивается 01.07. В общем бред какой-то.
Вопросы: 1. Почему ПРП выдана на 1 год? Законно ли это? Можно продлить чтоб не тратить снова время на эти пучения у врачебных кабинетов? Можно ли обжаловать с результатом получения нормального бессрочного ПРП? И как оптимальнее сделать чтоб при наименьшем затрате времени ( ведь есть ещё работа, семья, учеба, на новое прохождение времени совсем нет((( получить авто и протезирование. 2. Как прописывают тип положенного авто? Нужна механика, как это исправить? С кем связываться по данному вопросу? В ФСС как будто и специалистов по этому вопросу нет! 3. Как получить протезы? Тот, что имеется сломался, чинить не хотят - дорого, напрягают получением нового ПРП, на получение которого нет времени и моральных сил! Есть какой-то более рациональный выход? Благодарю за любые советы и направление, устали бегать по замкнутому кругу!
Моё сугубо личное мнение (и исключительно оценочное суждение) следующее. Основная суть нововведений данного приказа в том, чтобы включать в ИПРА большее (чем сейчас) количество характеристик конкретных наименований ТСР для того, чтобы они наиболее точно соответствовали потребностям конкретного инвалида. Идея в теории хорошая. Однако понятно, что для внесения в ИПРА большего числа параметров (характеристик) конкретных наименований ТСР потребуется не только больше времени непосредственно на заполнение ИПРА, но и больше информации об освидетельствуемом гражданине.
В ситуации, когда подавляющее большинство освидетельствований проводится сейчас ЗАОЧНО (около 80% - источник), а медицинские организации даже по ныне действующему законодательству далеко не всегда идеально оформляют направления на МСЭ по форме 088/у, возникает проблема - как и откуда получать необходимые дополнительные данные для внесения в ИПРА более детальных (чем сейчас) параметров конкретных наименований ТСР (в случае ЗАОЧНОГО проведения МСЭ). Не думаю, что будет легко добиться от медицинских организаций, чтобы они вносили все эти необходимые дополнительные данные в направление на МСЭ по форме 088/у.
Переводить основную массу граждан на ОЧНОЕ проведение МСЭ - тоже не вариант. Ориентироваться на информацию, полученную от граждан по телефону (как предлагают некоторые коллеги), вероятно, в некоторых случаях и можно (если на том конце провода находится гражданин, способный понять и точно выполнить инструкции для получения и предоставления дополнительной информации, необходимой для заполнения ИПРА). Но тут тоже есть риск, что: "не так поняли", "не так расслышали", "не так приложили сантиметровую ленту для проведения того или иного измерения", вследствие чего по телефону будет предоставлена недостоверная информация и если она будет перенесена в ИПРА, в итоге может получиться, что будет рекомендовано ТСР с параметрами, не подходящими инвалиду.
В остальных случаях, придётся, видимо, составлять составлять ПДО (программу дополнительного обследования) - для получения от медицинской организации дополнительной информации, необходимой для заполнения ИПРА по новому приказу (этот вариант приведёт к увеличению сроков проведения МСЭ). Большинство опрошенных мной коллег пребывают сейчас, мягко говоря, в беспокойстве и волнении по поводу очевидных вышеприведённых сложностей.
Надеюсь, что конечном итоге с течением времени всё наладится (вопросы взаимодействия с медицинскими организациями по вышеприведённым моментам будут решены), но первое время, с моей точки зрения, экспертам бюро МСЭ будет сложно.
Краткую информацию о его особенностях я приводил в посте № 2610. Для того, чтобы непрофессионалам стала более понятна суть нововедений данного приказа, предлагаю рассмотреть в качестве примера ТСР под наименованием: 8-02-03 «Протез плеча рабочий» и сравнить, как заполнялся раздел ИПРА по этому ТСР до 01.06.2023 и как он должен будет заполняться с 19.06.2023.
Несложно увидеть, что объём информации, указываемый в ИПРА, с 19.06.2023 (по новому приказу) существенно увеличивается.
Некоторые коллеги высказывают обеспокоенность по поводу того, что объем работы у экспертов бюро МСЭ существенно вырастет (особенно в бюро, где ранее "оптимизировали" должности реабилитологов и в них теперь непосредственно сами эксперты бюро МСЭ занимаются заполнением ИПРА).
Также некоторые коллеги высказывают обеспокоенность по поводу того, в представленных на МСЭ документах (в первую очередь, в форме 088/у), будет недостаточно сведений для заполнения ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. По этому поводу выскажу своё сугубо личное мнение (не претендующее на истину в последней инстанции).
С моей сугубо личной точки зрения (не претендующей на истину в последней инстанции), в данной ситуации у нас не останется иного выхода, кроме составления ПДО (программы дополнительного обследования) для получения необходимых дополнительных данных для заполнения ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. Полагаю, что целесообразно разработать шаблоны ПДО для наиболее сложных и распространённых наименований ТСР.
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 24.01.2023) "О признании лица инвалидом": 39. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, составляется программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом. Программа дополнительного обследования предусматривает проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, предусмотренного перечнем медицинских обследований, указанным в абзаце третьем пункта 17 настоящих Правил, в организации, осуществляющей деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов, в главном бюро или в Федеральном бюро с использованием специального диагностического оборудования, получение консультации главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина, получение заключения психолого-медико-педагогической комиссии о рекомендуемых условиях обучения, выписки из протокола (карты) патолого-анатомического исследования и другие мероприятия.
Приказ Минтруда РФ от 30.05.2022 № 326н "Об утверждении формы программы дополнительного обследования гражданина и порядка ее заполнения": Приложение № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.05.2022 № 326н Порядок заполнения программы дополнительного обследования гражданина 1. Настоящий Порядок устанавливает правила заполнения программы дополнительного обследования гражданина (далее - ПДО) при проведении медико-социальной экспертизы гражданина в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений. Возможность получения "иных дополнительных сведений" предусмотрена пунктом 18.10формы ПДО (в рамках иного мероприятия).
Далее возможны два варианта развития событий. Вариант № 1. Гражданин согласен на выполнение ПДО. Ждём выполнения ПДО и после получения её результатов заполняем соответствующие разделы ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н.
Вариант № 2. Гражданин не согласен на выполнение ПДО (отказывается от её выполнения). Имеет на это полное право. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 24.01.2023) "О признании лица инвалидом": 40. ...В случае получения отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования либо неподписания согласия на дополнительное обследование, предусмотренное программой дополнительного обследования, решение о признании гражданина инвалидом либо решение об отказе в признании его инвалидом принимается бюро (главным бюро, Федеральным бюро) на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Обращаю внимание, что в вышепроцитированном предложении присутствует фраза: "решение о признании гражданина инвалидомлибо решение об отказе в признании его инвалидомпринимается... на основании имеющихся данных". Т.е. если гражданин отказался от ПДО, то мы имеем право на основании имеющихся данных вынести решение о признании его инвалидом либо решение об отказе в признании его инвалидом. Проще говоря, тут не сказано, что при отказе от ПДО мы имеем право на основании имеющихся данных заполнить ИПРА.
Поэтому возникает вполне закономерный вопрос - а как быть в ситуации, когда гражданин отказался от выполнения ПДО, а имеющихся данных недостаточно для заполнения ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н? Однозначный ответ на этот вопрос мне, к сожалению, неизвестен. Думаю, что есть смысл проконсультироваться по этому вопросу со специалистами своих юридических отделов или с ФБМСЭ.
С моей точки зрения (не претендую на истину в последней инстанции), если исходить из элементарной логики здравого смысла (как я её понимаю), то при отказе гражданина от выполнения ПДО у нас просто не остаётся иного выхода, кроме как разработать ИПРА по имеющимся данным. Другого варианта не вижу, т.к. действующее законодательство не предусматривает механизма принудительного обследования гражданина для уточнения сведений, необходимых для заполнения его ИПРА.
Можно ещё попытаться направить письменный запрос в медицинскую организацию для уточнения необходимых сведений, к примеру, специалистам протезно-ортопедического предприятия (или ортопеду-протезисту), которые осматривали больного - для уточнения необходимых дополнительных данных (если речь идёт о культе конечности и показанных по ней ТСР).
Приказ Минтруда РФ от 30.12.2020 № 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы": 44. В случае если необходимые документы не представлены получателем услуги по проведению МСЭ по собственной инициативе, специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро), уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, запрашивают в течение 3 рабочих дней со дня получения пакета документов получателя услуги по проведению МСЭ необходимую информацию и документы, находящиеся в распоряжении бюро (главного бюро, Федерального бюро), предоставляющего услугу по проведению МСЭ, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, удостоверяющих личность.
Дополнение: Ещё вариант (информация к размышлению). Коллеги предлагают в случае недостаточности данных для внесения в ИПРА конкретных наименований ТСР и при категорическом отказе гражданина от ПДО, не вносить в ИПРА эти проблемные ТСР вообще, приложив к протоколу проведения МСЭ письменный отказ гражданина от ПДО и в обосновании указать, что по имеющимся данным включить в ИПРА эти ТСР, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н невозможно.
"Поэтому или разъяснять пациенту всю серьёзность ситуации и уговаривать на ПДО (в принципе, когда люди понимают, что это в их интересах, сопротивления не возникает), или не выписывать эти ТСР, приложить отказ от ПДО, в обосновании всё описать хорошо, почему такое решение."
Вывод: если эксперты бюро МСЭ предлагают программу дополнительного обследования (в том числе и для уточнения характеристик показанных наименований ТСР для включения их в ИПРА) настоятельно рекомендуется НЕ отказываться от её выполнения, т.к. это в ваших же интересах (с учётом вышеизложенного).
Зависит от того, какие именно сведения необходимо получить в рамках выполнения ПДО (программы дополнительного обследования). Если для получения этих сведений личное присутствие гражданина не требуется, то ПДО выполняется заочно. Если же для получения этих сведений требуется личное присутствие гражданина, то ПДО выполняется очно.